Сущность и задачи оценки управленческой деятельности на предприятиях
Сущность любой оценки - это получение достоверной информации об объекте оценки, а важнейшими и исходным элементом любой оценки является система ценностей, целей и задач оценочной деятельности и формирование мотивационного механизма ориентации субъекта оценки на достижение максимального результата. Целевая ориентация имеет принципиальное значение для формирования состава критериев и показателей оценки. Таким образом, результаты оценки управленческой деятельности представляют собой информацию, использование которой преследует различные цели. Об этом свидетельствует практика оценки управленческой деятельности в российских и зарубежных компаниях. Цели оценки управленческой деятельности на отечественных предприятиях достаточно разнообразны. Так, например, на Московском заводе полиметаллов оценка эффективности проводится с целью наиболее рационального использования управленческого персонала, повышения результативности их труда и ответственности за порученную работу. Оценка может привести к понижению в должности, переводу на другую работу, направлению на дополнительное обучение и повышению квалификации, увольнению с работы. Целью оценки является и использование ее результатов в качестве мотивов поведения управленческого персонала. В частности, на многих предприятиях ФРГ в качестве конкретной меры используется повышение должностного оклада менеджеров, установление надбавок за достижения в труде, снижение надбавок, снижение квалификации. На Заволжском моторном заводе оценка управленческой деятельности проводится с целью повышения квалификации управленческого персонала. По итогам оценки проводятся тренинги руководителей высшего звена, за-
ставляющие участников по новому взглянуть на текущие и будущие лробле- мы, выработать стратегию и тактику их решения. Целью оценки проводимой в компании IBM является контроль за производительностью, выполнением целей, поставленных в результате предыдущей оценки, так как проведение оценочной процедуры носит обязательный ежегодный характер, в соответствии со степенью выполненных целей определяется компенсационный пакет менеджмента компании на следующий год. На ряде предприятий Великобритании внедрена и успешно действует система "оценки заслуг". Цели оценки преследуются во многом те же, что и на упомянутых выше предприятиях. Особенно широкое применение "оценка заслуг" находит при необходимости определить оплату по конечным результатам работы. Результаты должны быть достигнуты в соответствии с поставленными целями, для каждого подразделения определенными еще в процессе планирования. Результативность управленческой деятельности оценивается в соответствии с выполнением заданий подразделениями предприятия. С целью выявления и развития управленческих способностей и идентификации потенциальных руководителей за рубежом созданы и существуют центры оценки. Каждому центру оценки свойственна своя специфика в организации оценки в зависимости от той страны, где он работает - США, Вели-кобритании, Швеции или Финляндии. Объединяет эти центры то, что процесс оценки совпадает с процессом обучения, проводимым экспертами и консультантами по управлению. На японских предприятиях система оценки управленческой деятельности тесно связана с системой внутрифирменного обучения. Существующая на ряде крупных японских корпораций система оценки преследует и мотива-ционные цели: жесткая конкуренция за право попасть в число избранных заставляет персонал осуществлять немалые затраты на самообучение для дос-тижения высокой квалификации. Эти затраты превышают учетные расходы предприятий на указанные цели в пять раз.
i Как видно, цели оценки на зарубежных и отечественных предприятиях полученным в ходе оценки результатам. Но общим признаком является объект оценки - управленческая деятельность, что позволяет классифицировать цели оценки, разделив их на организационные, контрольные и мотивацион-ные (рис.4). Организационные цели влекут осуществление кадровых процедур, таких как сокращение или увеличение численности управленческого персонала, ротации кадров, создание кадрового резерва. Также организационные цели оценки преследуются при планировании оптимизации структуры управ-ления. Со стремлением целенаправленного развития управленческих способностей связано определение потребности в повышении квалификации. Контрольные цели оценки управленческой деятельности, исходя из названия, преследуются для текущего контроля за деятельностью управленческого персонала, основанного на поиске отклонений от существующих стандартов выполнения поставленных задач. Среди целей, входящих в эту группу есть также и стратегическая - выявление и развитие управленческих способностей. Эта цель, как и другие, впрочем, тесно связаны между собой, так как одна и та же информация, по-лучаемая в качестве результата оценки, вызывает различные по содержанию и направленности меры, которые могут иметь и одновременный характер. Выявление управленческих способностей как контрольная цель означает периодическую оценку накопленных профессиональных навыков, степень их проявления, возможность развития в направлении повышения эффективности управленческой деятельности. Среди мотивационных целей особое место занимает стимулирование самостоятельного обучения и саморазвития управленческого персонала. Если две предыдущие группы целей оценки являются проявлением инициативы "сверху", то саморазвитие менеджера, как и стремление повысить эффективность управленческого труда, означает инициативу "снизу".
17 Цели оценки управленческой деятельности Организационные Контрольные Мотивационные
Оптимизация структуры управления Проведение кадровых перестановок Создание кадрового резерва Изучение организации управленческой деятельности Контроль за выполнением поставленных целей Выявление управленческих способностей и развитие их Изменение поведения управ пенческого персонала посредством его морального и материального поощрения (наказания) Стимулирование самостоятельного обучения и саморазвития управленческого персонала Повышение квалификации управленческого персонала Рис.4. Цели оценки управленческой деятельности на предприятиях Саморазвитие менеджеров находит свое воплощение в теории самоменеджмента, т.е. управления собой. Основоположником самоменеджмента является А. Богданов, автор "Всеобщей организации науки". Существенный вклад в самоменеджмент внесли Д. Карнеги и Германская школа рациональной организации времени. В нашей стране большая исследовательская работа в рамках самоменеджмента проводится учеными Российской академии управления [48]. Самоменеджмент основан на изучении самосознания, самовоспитания, самоорганизации, саморегуляции, самопознания и позволяет управленческим работникам овладеть принципами планирования работы, переработки информации, целеполагания, управленческой культуры, построения ритма, алгоритма, темпа жизни, гармонии жизнедеятельности, использования резервов личной производительности и возможностей саморазгрузки, экономии времени. Самоменеджмент как следствие мотивации управленческого персонала является перспективным направлением в области обучения и повышения его квалификации, призванным повысить эффективность управленческого труда. В этом случае, особое значение приобретают результаты оценки, которые должны объективно отражать степень изменения управленческого потенциала. В российских компаниях используются и нетрадиционные формы мотивации, связанные с изменением организационно- правовой формы. В частности, в Акционерном обществе "Омский нефтеперерабатывающий завод" в качестве средства мотивации используется закрепление пакетов привилегированных акций за должностями менеджеров среднего звена. Жесткая конкурентная борьба разворачивается за возможность занять подобную должность, так как в этом случае менеджер получает доход от акций, а при переводе или увольнении с должности - лишается права на получение дохода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|