Проблемы измерения эффективности управленческой деятельности
При рассмотрении сущности и содержания эффективности управленческой деятельности будем исходить из общего понимания эффективности человеческой деятельности в различных сферах. «Эффективное» - значит действенное, результативное, производительное. Происходит от слова «эффект» (лат. «effectus», т.е. действие). Эффект в этом смысле можно рассматривать как абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат. В отличие от эффекта эффективность - это всегда определенное соотношение (результата с целями или результата с затратами на его получение), а следовательно, всегда величина относительная. Термин «эффективный» понимается как «имеющий высокий уровень эффекта или результата» и характеризуется соотношением между такими параметрами как выпуск и затраты, исполнение обязательств, адаптивность и развитие. Таким образом, термин эффективность более полно характеризует успешность работы предприятия, учитывая не только экономичность производства, но и взаимоотношения с внешней средой, оказывающие влияние на развитие предприятия. Исследование работ отечественных и зарубежных специалистов позволяет выделить шесть концептуальных постановок проблемы измерения эффективности управленческой деятельности на предприятиях: - совокупная эффективность; - стратегическая эффективность; - целесообразная эффективность; - эффективность как направление развития предприятия; - эффективность в рамках диагностики управления; - эффективность в теории обратной связи. Понятие совокупной эффективности рассматривалось в работах Друке-ра П. [36], Мескона М.Х. [62], Грейсона Д. [30]. Изучение этих работ позволяет сделать следующие выводы:
- необходимо различать внешнюю и внутреннюю эффективность, - внешняя эффективность управленческой деятельности характеризу - внутренняя эффективность измеряет оптимальное использование Эффективность, понимаемая в данном случае как степень достижения цели, раскладывается на две составляющие, что позволяет выделить из общего комплекса мер по оценке самостоятельные направления: измерение достигнутой цели по конечным показателям управляемой системы и измерение оптимизации использования ресурсов. Оценка эффективности применения ресурсов как часть общего процесса определения эффективности управленческой деятельности позволяет провести анализ организационно-экономического и интеллектуального потенциала компании. В дальнейшем, выявленные в процессе подобной оценки возможности более рационального использования ресурсов могут быть реализованы путем совершенствования организации системы управления. Две стороны эффективности управленческой деятельности рассматривает Архипов В. [9], говоря о стратегической и тактической эффективности. Стратегическая эффективность управленческой деятельности по своим показателям совпадает со стратегической эффективностью деятельности предприятия, которая отражает степень достижения целей, поставленных предприятием. Тактическая эффективность по своему содержанию является идентичной внутренней эффективности, характеризующей экономичность использования ресурсов. 21 Использование динамики показателей деятельности предприятия прак- тикуется в крупных корпорациях Японии, Великобритании и США в качестве критериев эффективности как предприятия, так и менеджмента компании. Критериями, в частности, являются максимизация темпов роста собственного капитала, максимизация рентабельности собственного капитала или общих активов. Перечисленные критерии эффективности отвечают стратегическим целям предприятия; а в процессе достижения стратегической цели реализуются краткосрочные цели, например, такие как максимизация темпов увеличения продаж.
Существует и несколько иное мнение по вопросу о направленности мер по достижению результата управленческой деятельности. Здесь эффективность определяется целесообразностью и индивидуальной экономичностью. Целесообразность определяется степенью важности определенных операций работ для достижения результатов деятельности управляемой системы в целом. Под индивидуальной экономичностью подразумевается степень качественности выполняемой работы, соответствие ее установленным стандартам. Исходя из приведенных определений, эффективность управленческой деятельности может быть представлена как степень важности результатов, полученных в полном соответствии с поставленной целью всей управляемой системы, с учетом индивидуальной экономичности. В этом случае эффективность управленческой деятельности непосредственно связана с вкладом аппарата управления в итоговые результаты деятельности управляемой системы. Эффективность управленческой деятельности может трактоваться не только как результат деятельности управленческих работников, но и как процесс. Именно на таком характере эффективности настаивают авторы концепции управления по результатам [95]. Суть этой концепции, принципы которой были осуществлены на финских предприятиях через систему повыше- ния квалификации управленческого персонала, консультирование по управлению и непосредственное руководство предприятием, заключается в том, что результат управленческой деятельности является этапом развития организации, состоящей из управляемой и управляющей систем. Основным в понимании результата как этапа развития представляется умение видеть состояние целей деятельности предприятия в динамике, что подразумевает проведение сознательных изменений, как внутренних, так и внешних.
На этапе оценки результатов особое внимание уделяется их природе -ставится вопрос, как они достигнуты: случайно или запланировано? Но самым существенным здесь является разработка мероприятий по итогам оценки результатов. Эффективность управленческой деятельности находит свое воплощение в практическом осуществлении разработанных по итогам оценки мер. Эти мероприятия учитываются в годовых и стратегических планах предприятия. Таким образом, эффективность управленческой деятельности представлена в качестве непрерывающегося ни на одном этапе процесса изменений. Отечественные ученые также внесли свой вклад в развитие концепции "управления по результатам" (проф. Красовский Ю., Государственный университет управления [53, 54]), понимая под этим концентрацию интеллектуальных ресурсов менеджеров после получения ожидаемых результатов. Критерием здесь является величина отклонения или отличия полученного по сравнению с тем состоянием, которое было до достижения результата. В числе показателей эффективности рассматривается стратегическая эластичность конечного результата, под которой понимается определение степени чувствительности результата к изменениям в процессе его достижения. Результат, таким образом, оценивается с точки зрения влияния на буду-щую деятельность предприятия. Эффективность работы менеджеров находит свое место в рамках диагностики управления [47]. Диагностика управления - это исследовательская 23 деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития и повышения эффективности системы управления, организацию и выявление главных направлений их решения. Определение эффективности работы менеджеров используется в данном случае в роли инструмента совершенствования не только системы управления, но и деятельности предприятия в целом. Прежде всего, собирается информация. В качестве основы проведения диагностики используется методология системного анализа. Информация систематизируется по пяти направлениям - структура менеджмента, внутрифирменное планирование, методы управления, техника менеджмента, кадровый состав и организация работы менеджеров.
Исследования проводится и в процессе производства - определяются факторы эффективности управленческого труда, влияющие на конечный результат деятельности предприятия. Управленческие недостатки проявляются в производственном процессе через нарушения алгоритма технического процесса, отклонения от стандартов качества, ритмичности, низкий уровень использования основных и оборотных фондов. Определение эффективности структуры управления осуществляется с позиций достижения конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности. Оценка эффективности управленческой деятельности производится по следующим критериям: - общая эффективность деятельности предприятия, то есть мера достиже - выполнение плана экономического и социального развития; - финансовая обеспеченность деятельности предприятия; - соответствие технико-технологического уровня и организации производ - соответствие качества и себестоимости продукции, работ и услуг миро- Т вым стандартам; - решение социальных проблем коллектива (показателями являются сте - достижение экологических стандартов на производстве. В результате определения эффективности управленческой деятельности по перечисленным критериям может быть принято решение о целесообразности существования тех или иных подразделений структуры управления. Определение эффективности управленческой деятельности находит свое воплощение и в развивающейся в последнее время теории обратной связи в управлении различными системами. Принцип обратной связи поначалу существовал в механике, но в середине XX века американский исследователь Винер Н. распространил его на живую природу и общество. В философском смысле обратная связь есть категория, обозначающая замкнутый характер взаимодействия управляющей и управляемой систем. Человек, в данном случае - менеджер, должен владеть своевременной и достаточной информацией о последствиях его воздействия на окружающую среду и на этой основе корректировать свое поведение. Пренебрежение принципом обратной связи в управленческой системе может негативно сказаться на результатах ее деятельности. Определение основного направления, по которому развивается обратная связь, может выступать в качестве эффективности управленческой деятельности в организации. Это направление состоит из нескольких этапов (рис.5).
Рис.5. Определение эффективности управленческой деятельности как процесс обратной связи 25 у Информация, обрабатываемая в процессе оценки должна отвечать сле- дующим требованиям: - объективность, т.е. оценка с учетом различных аспектов деятельности; - своевременность, актуальность; - достоверность; - достаточность. При несоблюдении данных требований эффективность управленческой деятельности может даже снизиться. Реакция по результатам оценки может быть в виде поощрения (положительная), взыскания или наказания (отрицательная), или же нейтральной. О необходимости присутствия обратных связей в управленческом процессе писал в 1925 г. советский ученый Витке Н.А. [21]. Ценность обратных связей являлась составной частью его концепции "коллективизации трудовой деятельности", возрастая, по мнению ученого, на "стыках" управленческого взаимодействия руководителей. Внедрение системы обратных связей в целях повышения эффективности управленческого труда имело место и на некоторых советских предприятиях. На одном из заводов эффективность труда руководителей была поставлена в прямую зависимость от того, насколько управленческий работник способен воспринимать и внедрять инновационные предложения своих сотрудников. Обратная связь была организована таким образом, что каждый работник - инноватор знал судьбу своего предложения, так как все они еженедельно отслеживались на информационном табло, и мог наглядно увидеть признание своих заслуг. На немецких и японских предприятиях имеют место аналогичные системы - "кружки качества". В отличие от предприятий нашей страны, где подобные мероприятия проводились как единичные эксперименты, за рубежом они приобрели постоянный и широко распространенный устойчивый характер. Таблица 1 Оценка эффективности управленческой деятельности в рамках различных научных подходов
27 Продолжение табл.1
В табл. 1 представлены преимущества и недостатки исследованных научных подходов к изучению эффективности управленческой деятельности и ее оценки. Рассмотренные особенности научных подходов к определению эффективности управленческой деятельности позволяют выявить ряд отличий между ними. Так, например, смысловое содержание эффективности управленческой деятельности трактуется как результат деятельности в одном случае и как процесс, нацеленный на достижение результата, в другом. В одном случае, эффективность управленческой деятельности представляет собой оценку уровня достижения результатов деятельности предприятия, в другом случае результаты деятельности предприятия представляют собой отражение эффективности управленческой деятельности. Исследование различных подходов к оценке эффективности управленческой деятельности позволило сделать вывод о том, что именно эффективность является наиболее информативным критерием оценки управленческой деятельности на предприятии и представляет собой комплексное значение уровня достижения целей предприятия с безусловным включением показателя личного вклада аппарата управления в достижение наличного уровня эффективности. Совершенно необходимым при оценке управленческой деятельности на предприятии является также исследование ресурсов достижение целей предприятия. Прежде чем приступить к формированию системы критериев и показателей оценки управленческой деятельности необходимо определить методические принципы оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|