Критерии и шкалы оценки эффективности управленческой деятельности
На основе анализа работ современных исследователей менеджмента были сформированы параметры, которые характеризуют эффективность системы управления предприятием в целом. Определяющими являются:
1. Финансовая эффективность - степень использования пред
приятием рынков капитала, активность в области реструктуризации и сниже
ния долга предприятия, уровень зависимости предприятия от зачетных или
бартерных схем, степень валютной и временной сбалансированности активов
и пассивов, эффективность управления средствами на счетах, динамика и со
отношение кредиторской и дебиторской задолженности, другие показатели
финансовой эффективности.
2. Коммерческая эффективность - способность систему
управления обеспечить заданную норму доходности проектов, оценка дина
мики объемов продаж, изменения доли рынка, издержек производства, опти
мальности структуры товарных потоков, другие оценки коммерческой дея
тельности.
3. Инновационная эффективность - скорость и качество ин
новаций, уровень организации НИОКР, темпы обновления производствен
ных мощностей и продуктового ряда, способность обеспечить заданную
норму доходности инновационных проектов, способность адекватно оцени
вать риски и снижать влияние рисков на инвестиционный процесс.
4. Социальная эффективность - квалификация кадров, систе
ма их подготовки и переподготовки, условия труда и охрана здоровья со
трудников, объем и регулярность социальных выплат, содержание и развитие
социальной инфраструктуры, взаимодействие с органами власти по вопросам
социального обеспечения, наличие и условия коллективного договора, уро
вень пенсионного обеспечения работников предприятия, благотворитель
ность.
5. Коммуникативная эффективность — способность защищать интересы компании, организовывать конструктивное и взаимовыгодное взаимодействие с контрагентами и клиентами, формировать благоприятный имидж компании, в том числе с помощью средств массовой информации.
Для каждой из вышеуказанных составляющих эффективности был предложен перечень характеристик (критериев) эффективности.
Оценка по каждому критерию выставлялась экспертами. Им было предложено произвести оценку по разработанным критериям. Оценка проставлялась в двоичной системе (0 и 1). 1 - за ответ «да», 0 - за ответ «нет». Применение двоичной системы оценки позволяет получить унифицированные данные одной размерности, позволяющие соблюсти принцип количественного и стандартизированного характера оценки, а также избежать субъективизма в оценке.
Кроме того, в анкете необходимо было оценить личный вклад аппарата управления в достижении существующего уровня эффективности.
Таблица 2
Характеристика финансовой эффективности управленческой
деятельности
№
| Перечень показателей
|
1.
| Предприятие достаточно полно использует доступные для нее современные методы финансового менеджмента по управлению денежными потоками для достижения максимальных финансовых результатов.
|
2.
| Деятельность предприятия не зависит от зачетных или бартерных схем, доля расчетов, осуществляемых денежными средствами велика.
|
3.
| Доступная финансовая отчетность предприятия достаточно полно отражает структуру активов и пассивов, находящихся под его контролем, и может быть использована для реальной оценки его стоимости.
|
4.
| При распределении прибыли предприятие находит разумный компромисс между задачами его долгосрочного развития (производственными инвестициями) и краткосрочными интересами собственников (выплатами дивидендов).
|
5.
| Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности предприятия оптимально.
|
Таблица 3
Характеристика коммерческой эффективности управленческой
деятельности
№
| Перечень показателей
|
1.
| Предприятие оптимально реагирует на действия конкурентов и реалистично оценивает свои силы перед тем, как сделать ответный ход.
|
2.
| Рыночная доля предприятия скорее является результатом усилий менеджмента, чем результатом благоприятного стечения обстоятельств.
|
3.
| Отношения предприятия с контрагентами, включая поставщиков, потребителей и конкурентов, адекватны текущему состоянию рынка, не потребуют кардинального пересмотра в ближайшее время и не несут опасности потери занимаемой доли или разрыва долгосрочных контрактов.
|
4.
| Маркетинговая политика предприятия осуществляется эффективно и находит реальное отражение в росте продаж предприятия на рынке.
|
5.
| Используя существующие производственные мощности, предприятие осваивает новые виды бизнеса и новые рынки продукции.
|
Таблица 4
Характеристика инновационной эффективности управленческой
деятельности
№
| Перечень показателей
|
1.
| Менеджмент предприятия демонстрирует способность самостоятельно генерировать прогрессивные идеи и нововведения в сфере производства.
|
2.
| Менеджмент предприятия демонстрирует способность самостоятельно генерировать прогрессивные идеи и нововведения в сфере продаж.
|
3.
| Менеджмент предприятия демонстрирует способность самостоятельно генерировать прогрессивные идеи и нововведения в сфере управления.
|
4.
| Предприятие быстро адаптирует новые методы производства, технологии сбыта и управления, разработанные другими фирмами.
|
5.
| Технологии, применяемые предприятием, являются передовыми. Предприятие постоянно совершенствует существующие и внедряет новые технологии производства.
|
Таблица 5
Характеристика социальной эффективности управленческой
деятельности
№
| Перечень показателей
|
1.
| Стоимость социальных программ, проводимых предприятием, адекватна его финансовому состоянию.
|
2.
| Предприятие имеет развитую и успешно функционирующую социальную инфраструктуру для работников предприятия.
|
3.
| Система вознаграждений на предприятии обеспечивает эффективные стимулы для персонала для повышения качества работы и профессионального роста.
|
4.
| На предприятии реализуются программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
|
5.
| Предприятие ориентировано на подготовку нового поколения сотрудников внутри своей структуры, менеджментом предприятия обеспечивается «преемственность поколений»
|
Таблица 6
Характеристика коммуникативной эффективности управленческой
деятельности
№>
| Перечень показателей
|
1.
| Предприятие проводит активную политику по формированию открытого и положительного имиджа.
|
2.
| Предприятие активно использует сторонние специализированные компании, в том числе, консультационные, аудиторские, подрядческие, технологические для совершенствования собственной деятельности.
|
3.
| Предприятие является меценатом и спонсором общественно-политических и спортивных событий региона, страны.
|
4.
| Предприятие широко представляет свою деятельность на российских и мировых специализированных выставках.
|
5.
| Предприятие участвует в качестве подрядчика в региональных, федеральных программах, специалисты предприятия приглашаются для консультаций государственных органов власти.
|
Оценка способности удачно сочетать вышеперечисленные аспекты управления в необходимой комбинации характеризуют эффективности управленческой деятельности на предприятии.
Выставление обобщающей оценки эффективности управленческой деятельности предприятия базируется на пяти частных показателях. При этом оценка личного вклада аппарата управления выступает как дополнительный весовой коэффициент для частных оценок по показателям «Финансовая эффективность», «Коммерческая эффективность», «Инновационная эффективность», «Социальная эффективность», «Коммуникативная эффективность».
Таким образом, разработанная система критериев позволяет преобразовать качественную информацию в количественную. В таком виде обобщающая оценка эффективности управленческой деятельности может использоваться как для сравнений внутри предприятия за ряд лет, так и для сравнений различных предприятий.
Тем не менее, оценку эффективности управленческой деятельности необходимо корректировать в соответствии с оценкой состояния управленческой деятельности, учитывая тем самым реализацию того потенциала, который заложен в системе управления предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: