Глава 3. Анализ управленческой деятельности на
Предприятии 3.1. Задачи и направления анализа при оценке управленческой деятельности Анализ управленческой деятельности на предприятии является заключительным и наиболее ответственным этапом ее оценки. Задачей анализа любого процесса является получение информации, необходимой для принятия решений. Процесс анализа включает в себя следующие этапы: • целенаправленное формирование информации; • обработка информации; • выявление тенденций в развитии процесса; • использование полученных результатов с целью принятия решений для Следует иметь в виду, что анализ должен быть связан со всеми стадиями принятия решения. Он предшествует управленческому решению (выявляя проблемы, подлежащие решению), сопутствует ему (исследуя процесс реализации решения) и завершает управленческий цикл (исследуя оправданность самого решения по результатам его выполнения и выявляя новые проблемы, возникающие на базе реализации ранее принятых решений). Этим определяется использование различных видов анализа: глобального, охватывающего весь исследуемый объект (в нашем случае всю управленческую деятельность); локального, сконцентрированного на определенных участках управления (например, эффективность отдельных направлений управленческой деятельности); тематического, охватывающего определенную проблему или программу (изменения состояния управленческой деятельности). Кроме того, по периоду времени, за который проводят анализ, различают: текущий, оперативный и перспективный анализ. Первый из них посвящается обычно исследованию результатов текущей (годовой) управленческой деятельности или ее направления; второй — осуществляется в ходе работы и, как правило, бывает локальным или тематическим. При его проведении в большинстве случаев более детально исследуется анализируемый объект. В процессе перспективного анализа выявляются тенденции развития исследуемого явления или процесса. При этом отдельные частности могут игнорироваться, как не влияющие непосредственно на развитие исследуемой проблемы.
Наиболее распространен анализ достигнутых результатов работы. Однако не менее актуален анализ, связанный с проведением тех или иных мер, направленных на совершенствование организационной структуры предприятия или формирование стратегических намерений организации. Этот вид анализа носит профилактический характер или предупредительный характер и связан обычно с оценкой эффективности намеченных для проведения мероприятий. Поскольку, анализ является неотъемлемой частью оценки управленческой деятельности на предприятии, то проводится он более укрупнено. Его задачей является выявление участков или проблем, изменения которых в наибольшей мере могут повлиять на общие результаты функционирования предприятия в связи с их положительными чертами, подлежащими развитию, или дефектами, которые следует устранить. Выявленные в ходе такого анализа объекты или проблемы подвергаются обычно более детальному анализу, в процессе которого, выявляется их зависимость, определяются факторы или процессы, воздействие на которые может дать положительный эффект. Анализ должен выявить насколько эффективно и результативно функ- ционирует система управления на предприятии; в чем причина высокого или низкого показателя уровня управленческой деятельности и ее отдельных направлений. Основными задачами, которые решает анализ управленческой деятельности на предприятии, являются: • анализ результатов оценки уровня управленческой деятельности на пред
• изучение тенденций управленческой деятельности; • вскрытие причин и факторов, влияющих на оценку уровня управленче • разработка мероприятий по совершенствованию управленческой деятель Предлагаемая модель SCORE [112] (рис.8) позволяет предприятию выработать стратегии перехода от проблемы к ее решению. Причем ключевым здесь является именно переход к решению, а не уход от проблемы. SCORE является аббревиатурой от английских Symptom (симптом), Cause (причина), Outcome (результат), Resource (ресурс), Effect (эффект).
- Рис.8. Схема проведения анализа по методике SCORE В ходе анализа в соответствии с моделью выявляются слабые места причины их возникновения. Это крайне ответственная работа, требующая от ее исполнителей высокой квалификации. Однако на определении непосредственно диагноза анализ управленческой деятельности не заканчивается. Важно определить желаемые параметры эффективности системы управления в будущем. Это можно сделать исходя из стратегических планов организации или при рассмотрении проектов оптимизации структуры управления предприятия. И только после того, как бу-дущее состояние определено, можно приступать к определению перечня ресурсов, которые необходимы для перехода из текущего состояния в будущее. Выявление симптомов и причин, их вызвавших, состоит из двух последовательных этапов: 1. сбор информации о функционировании системы управления на пред Каждый из этих этапов важен и имеет взаимное влияние на результат. Неправильно собранная информация не позволит провести эффективный анализ по выявлению проблем (симптомов) и причин. Но в то же время даже самая полная информация о предприятии ничем не поможет при анализе, если она неверно интерпретирована. Для комплексного анализа управленческой деятельности на предприятии предлагается проводить его по следующим направлениям (рис.9): - анализ эффективности управленческой деятельности; - анализ состояния управленческой деятельности.
Y главе. При этом каждое из направлений анализа может быть детально рас- смотрено по отдельным параметрам, также подвергаемым анализу для получения полной информации об управленческой деятельности на предприятии. Анализ управленческой деятельности на предприятии _L J.
Анализ эффективности управленческой деятельности Анализ состояния управленческой деятельности
Анализ эффективности управленческой деятельности по направлениям Анализ состояния управленческой деятельности по характеристикам
Анализ финансовой эффективности Анализ коммерческой эффективности Анализ структуры управления Анализ уровня компетенции
Анализ инновационной эффективности Анализ Социальной эффективности Анализ уровня стабильности Анализ оснащенности управления
Анализ коммуникативной эффективности Анализ личностной эффективности Анализ затрат на управление Анализ результативности управления Рис. 9. Схема анализа управленческой деятельности на предприятии Надо заметить, что рассмотренный вариант комплексного анализа позволяет зафиксировать максимальное количество проблем, в том числе и находящихся на стыках указанных аспектов бизнеса. Если же у экспертов при анализе функционирования системы управления на предприятии уже существует понимание остроты проблематики по каким-то отдельным аспектам бизнеса, процессам предприятия или характеристикам состояния управленческой деятельности, то анализ можно провести выборочно, по указанным аспектам, процессам или характеристикам. При этом необходимо понимать, что в силу системности и взаимосвязанности аспектов бизнеса, выборочный анализ не даст той полноты картины, которую можно бы было получить при комплексном анализе. Результатом будет являться структурированное описание проблемного состояния управленческой деятельности на предприятии, выраженное через показатели ее уровня с их текущими значениями. Однако, описав уровень управленческой деятельности, можно только определить проблемы, но невозможно определить, причину возникновения этих проблем. То есть, необходимо определить причинно-следственную связь симптомов (проблем) и причин.
В некоторых случаях причинно-следственную связь можно выстроить «в уме», не прибегая к специальным инструментам и технологиям. Но если объем исследований велик, то лучше воспользоваться методикой определения причинно-следственных связей, — например, диаграммой Ишикавы. Диаграмма Ишикавы достаточно наглядно отображает причинно-следственные связи между проблемами предприятия и причинами их возникновения. Однако некоторые причинно-следственные связи требуют дополнительного пояснения, потому как не всегда очевидны. Одно только выявление проблем и причин их возникновения не дает возможности каким-либо образом повлиять на них. Единственное состояние, на которое возможно влияние - это будущее. Поэтому при анализе очень важно на основании представлений о будущем предприятия на ближайшие годы определить конкретные результаты, которых оно стремится достичь. По сути, это аналогично тактическому (среднесрочному) планированию. Соответственно, цели и задачи также будут тактическими. Затем необходимо проверить, устраняют ли будущие достижения (результаты) причины сегодняшних проблем и решают ли они, таким образом, 77 текущие проблемы. Если ответ положительный, то это означает, что основа модели SCORE составлена правильно. Если же нет, то необходимо проверить и откорректировать (при необходимости) все причинно-следственные связи, а также выявить и добавить в список недостающие результаты. При этом добавление результатов происходит уже непосредственно «от проблемы». В конечном итоге получается список результатов, который позволяет реализовать представление о будущем предприятия и решить текущие проблемы одновременно. Будущие результаты отображаются в виде набора ключевых показателей деятельности предприятия, а также их будущих значений. При этом за основу берется набор ключевых показателей, выявленных в ходе определения симптомов и причин. Если выясняется, что существующий набор показателей не может отразить все результаты будущей деятельности предприятия, возникает необходимость в добавлении нового показателя деятельности. Такой показатель разрабатывается и добавляется к уже имеющемуся списку.
Помимо результатов, которые достаточно конкретны и измеримы, существуют еще так называемые эффекты. Измерить эффекты гораздо сложнее, чем результаты, потому как эффект — это долгосрочное проявление достижения результата. Следующим этапом является определение ресурсов, воздействие на которые позволяет предприятию достичь поставленных целей и задач. Ресурсы позволяют предприятию перейти из текущего состояния в желаемое. Инструменты воздействия на ресурсы являются основным результатом анализа. Они могут быть представлены либо в виде простого перечня необходимых действий (например, «разработка системы бюджетирования» или «оптимизация процесса закупок») с указанием дат начала и окончания (или без них), либо в виде подробного плана проекта, содержащего информацию с точностью до часов и конкретных исполнителей. Детализация зависит от степени определенности того, кто будет в дальнейшем выполнять указанные работы. 78 Для оценки эффективности проекта предлагаемых процедур необходимо рассмотреть два состояния управляемой системы. Первое состояние, начальное — это состояние в настоящий момент времени (состояние «как есть»), пока проект реализации процедур еще не начался. Начальное состояние характеризуется набором показателей уровня управленческой деятельности и их уникальных значений. Важным моментом здесь является наличие функционирующей на предприятии сбалансированной системы показателей. Второе состояние, конечное — это состояние после завершения предполагаемого проекта (состояние «как должно быть»). Оно имеет тот же набор показателей, что и начальное состояние. Но при этом необходимо различать целевые значения показателей управленческой деятельности, связанные с развитием предприятия, и значения показателей, которых можно достичь в результате проекта. Иначе говоря, в ходе проекта мы получаем изменения показателей управленческой деятельности и тем самым приближаемся к установленным целям, которые характеризуются значениями показателей деятельности предприятия. Например, текущее значение показателя Атек равно 0,2. Целевое значение показателя Ацель, например через 2 года, принимается равным 0,7. Считается, что в результате проекта реализации мер, мы сможем увеличить значение показателя управленческой деятельности на 0,3 (Апроект=+0,3) до значения А=0,5. То есть, проект поможет нам приблизиться к заданной цели, но не полностью достичь ее. Следовательно, необходимо предусмотреть ряд дополнительных мероприятий (прочие воздействия, Д Апроч возд =+0,2), которые в совокупности с предлагаемыми мерами позволят достичь цели. То есть, сделать Ацель=0,7. (Рис. 10) После реализации проекта можно определить фактическое изменение
Рис.10. Процесс оптимизации Дальнейший анализ эффекта от проекта может быть произведен разными способами. Можно сравнивать разность между значениями показателей деятельности предприятия конечного и начального состояния, можно анализировать, насколько предприятие приблизилось к поставленным целевым значениям показателей управленческой деятельности в результате проекта, можно оценивать отклонения фактически достигнутых значений показателей деятельности предприятия от запланированных (план-фактный анализ). Все зависит от целей и задач анализа. Разработанные в ходе анализа по методу SCORE мероприятия по совершенствованию управленческой деятельности влияют, как минимум, на достижение краткосрочных и среднесрочных целей предприятия. А выявленные ресурсы и инструменты воздействия на них могут сразу же попасть в бюджет предприятия, что позволяет связать цели с оперативным планом их достижения. Поэтому можно сделать вывод о правомерности использования полученных в ходе анализа выводов для оценки эффективности проекта совершенствования управленческой деятельности на предприятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|