Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лицо, привлекаемое к административной ответственности в качестве судовладельца в случае заключения договора фрахтования судна на время (тайм-чартера)




 

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) является разновидностью договора аренды транспортного средства с экипажем.

Согласно ст. 198 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) по данному договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов его экипажа в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ РФ).

В ряде случаев (например, при привлечении судовладельца к административной ответственности) возникают споры о том, кто является надлежащим ответчиком по делу.

 

11.1. Вывод из судебной практики: Если судно передано в аренду по тайм-чартеру, то фрахтователь может быть привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения как судовладелец.

 

Судебная практика:

 

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.01.2019 N Ф03-5737/2018 по делу N А51-9516/2018

"...По результатам прокурорской проверки постановлением от 13.04.2018 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 2459/495-18 пограничным управлением вынесено постановление от 26.04.2018, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с названным постановлением административного органа, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, ООО "Альтаир Логистик" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, исходили из доказанности пограничным управлением наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Факт нарушения указанных правил пересечения Государственной границы Российской Федерации документально подтвержден и обществом не оспаривается.

Отклоняя утверждение общества о том, что фрахтователь как временный владелец судна не является субъектом административной ответственности, так как за действия капитана, связанные с судовождением, отвечает собственник судна, арбитражные суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статьи 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), в силу которой под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

На основании статьи 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В силу статьи 204 КТМ РФ фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы. Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя.

Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна (пункт 2 статьи 206 КТМ РФ).

Поскольку именно общество в ходе осуществления коммерческой деятельности эксплуатировало судно ТХ "Балтийский-107" от своего имени на законных основаниях (договор тайм-чартера) и давало распоряжения капитану судна, суды пришли к верному выводу о том, что именно оно должно нести ответственность за нарушение правил пересечения государственной границы. При этом судами учтены пояснения капитана судна относительно получения от фрахтователя рейсового задания следовать с грузом угля в порт Курильск. Кроме того, суды отметили, что фрахтователь при выборе маршрута перевозки груза и следования за грузом, при котором предстоит пересекать государственную границу, должен был проявить заботливость о соблюдении установленных в этой части правил и требований, чего им сделано не было.

Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы..."

 

Аналогичная судебная практика:

Дальневосточный округ

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.10.2009 N Ф03-5012/2009 по делу N А73-6529/2009

"...Апелляционным судом обоснованно, в соответствии со статьями 8 и 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), исключен эпизод по неотражению недостачи сельди, поскольку данное нарушение допущено не артелью, а ООО "Сахалининвестморе", которое как фрахтователь эксплуатировало вышеуказанное судно на основании договора тайм-чартера N 1-Б/08, заключенного 24.11.2008 с рыболовецкой артелью "Иня".

Довод административного органа о том, что артель, как судовладелец спорного судна, а не вышеназванное общество, как его фрахтователь, должна нести ответственность по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, так как в силу статьи 8 КТМ РФ под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с указанной нормой права апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что судовладельцем во время тайм-чартера является фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени. В спорных правоотношениях к таковым относится общество "Сахалининвестморе", которое несет ответственность за достоверность отражаемых данных относительно перевозимого груза в судовой и промысловой документации судна ТР "Бузанский"..."

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...