Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка физического развития детей в ДОУ «Детский сад №244» (Соавтор: Гордовская Т.К.)




 

В настоящее время для оценки физического развития используются центильные величины.

Каждый измеряемый признак помещается в свой «коридор».

 

«Коридор» №1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3%. Дети с такими показателями должны пройти специальное консультирование (чаще у эндокринолога).  
«Коридор» №2 От 3-10 центиля Область «низких величин» встречающаяся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений здоровья.
«Коридор» №3 От 10-25 центеля Область «ниже среднего» свойственна 15% здоровых детей.  
«Коридор» №4 От 25-75 центиля Область «средних величин» свойственных 50% детей данного возраста и пола.  
«Коридор» №5 От 75-90 центиля Область величин «выше среднего» характерна для 15% здоровых детей.  
«Коридор» №6 От 90-97 центиля Область «высоких величин» характерна для 7% здоровых детей. Необходимость медицинского консультирования зависит от состояния других органов и систем.  
«Коридор» №7 От 97 центиля Область «очень высоких величин», свойственна не более чем 3% здоровых детей. Требуется консультирование, чаще эндокринолога.

 

Гармоничное физическое развитие, если рост и масса тела ребенка находятся в одном коридоре. Если масса тела и рост находятся в разных коридорах, это говорит о дисгармоничном физическом развитии. Наиболее часто отклоняющимся показателем является масса тела ребенка. Дефицит массы тела коррелирует со снижением количества функционально активных лимфоцитов, то есть характеризует снижение иммунитета. Также снижается и содержание высокоспециализированных белков крови-иммуноглобулинов, которые являются антителами к различным возбудителям. Таких детей часто выявляют в группе длительно часто болеющих, и без нормализации массы тела лечить их очень трудно.

Причины дефицита массы тела могут быть разными:

1) Если ребенок страдает внутриутробно, то он может родиться с внутриутробной задержкой развития, когда масса тела меньше нормы при данном сроке беременности. При нейродистрофической форме нейродистрофии у детей с рождения плохой аппетит и они мало прибавляют в массе тела. Также дети должны наблюдаться у невролога и для стимуляции аппетита им применяют горечи (настойка горькой полыни в дошкольном возрасте), ______________, а в отдельных случаях и анаболики. Необходимо лечить нервную систему ноотропами, средствами улучшающими мозговое кровообращение по рекомендации врача. При нейроэндокринной форме нейродистрофии ребенок рождается маловесным и малорослым, что не соответствует сроку беременности. Такие дети часто имеют гипофункцию щитовидной железы или гипофиза и должны наблюдаться у эндокринолога. Они часто отстают не только в физическом, но в нервно-психологическом развитии и должны получать заместительную терапию.

2) Вторая достаточно большая группа детей – это дети, не получающие достаточного питания по возрасту в силу низкого материальной обеспеченности семьи или недостаточной грамотности родителей в вопросах питания. Такие дети часто болеют, а при болезни аппетит у ребенка снижен, и получается замкнутый круг. Эти пациенты нуждаются в применении лекарств-иммунокорректоров, витаминов, адаптогенов после болезни и в усиленном питании между заболеваниями. В условиях ДОУ при любой возможности таким детям нужно давать добавку, вести просветительскую работу с родителями.

Врачи-педиатры считают дисгармоничным физическое развитие детей, если разница между ростом и массой тела составляет 2 и более коридора.

Мы же считаем, что дисгармоничным следует признать уже физическое развитие с разницей между ростом и массой тела в 1 коридор и это следует расценивать как донозологическое (предболезненное) состояние, которое должно насторожить родителей и уже проводить мероприятия по его коррекции.

Нами проведена оценка физического развития детей по группам ДОУ на начало мая 2008г. по количеству присутствовавших на день обследования. Оценивали рост и массу тела детей общепринятыми методиками и гармоничность развития по центильной системе, что отражено на рис №1-5.

 

 

Рис. №1. Физическое развитие детей ясельной группы (31 чел.).

Дисгармоничное  
  Рост Масса тела
Высокий    
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий    
Очень низкий  
Всего – 20 чел.

 

Гармоничное
Выше среднего
Среднее  
Ниже среднего  
Всего - 11 чел.

 

Как видно из рис. №1 в ясельной группе преобладали дети с дисгармоничным развитием в сторону снижения показателей, в большей степени по массе тела. В подгруппе гармонично развитых детей преобладали дети со средним физическим развитием.

 

Рис. №2. Физическое развитие детей 2-й младшей группы (26 чел.)

Гармоничное  
Высокое  
Выше среднего
Среднее  
Ниже среднего  
Низкий  
Очень низкий  
Всего – 15 чел.
Дисгармоничное  
  Рост Масса тела
Высокий  
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий    
Очень низкий  
Всего – 11 чел.

 

 

Во 2-й младшей группе преобладали дети с гармоничным физическим развитием (рис. №2) всего 15 чел., однако средние показатели имели только 8 из них, у 4-х детей эти показатели были снижены, а у 3-х выше средних. Дисгармоничное развитие было у 11 человек, причем преобладали дети с низкими показателями, особенно по массе тела.

 

 

Рис. №3. Физическое развитие детей средней группы (33 чел.).

Гармоничное  
Очень высокий
Высокий
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.
Дисгармоничное  
  Рост Масса тела
Очень высокий    
Высокий    
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий  
Очень низкий    
Всего – 20 чел.

 

 

В средней группе (рис. №3) вновь преобладали дети с дисгармоничным физическим развитием - 20 чел. против 13 гармонично развитых. Среди гармонично развитых детей преобладали дети (10 чел.) со средними показателями как роста, так и массы тела. В подгруппе дисгармонично развитых детей по сравнению с более младшими детьми стало больше детей с показателями, превышающими средние по росту (8 чел.), но по-прежнему много (10) детей с дефицитом массы тела разной степени выраженности.

 

Рис. №4. Физическое развитие детей старшей группы (33 чел).

Гармоничное  
Очень высокое  
Высокое  
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.
Дисгармоничное  
  Рост Масса тела
Высокий  
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий  
Очень низкий    
Всего – 20 чел.

 

 

В старшей группе, как видно из рис. №4 преобладали дисгармонично развитые дети (20 чел.) против 13 с гармоничным развитием. В подгруппе детей гармоничного развитых преобладали дети (9 чел.) со средними показателями роста и массы тела, и 4 чел. имели более высокие показатели. В подгруппе дисгармоничных детей преобладали дети со сниженной массой тела при увеличении количества детей с более высоким ростом (5 чел.)

 

Рис. №5. Физическое развитие детей подготовительной группы (29 чел.)

Дисгармоничное
  Рост Масса тела
Высокий  
Выше среднего    
Ниже среднего    
Низкий  
Очень низкий    
Всего – 16 чел.
Гармоничное  
Высокое
Выше среднего  
Среднее  
Ниже среднего  
Всего – 13 чел.

 

 

При оценке физического развития детей подготовительной группы (рис. №5) также обращает на себя внимание преобладание дисгармонично развитых детей с существенным дефицитом по массе тела. В подгруппе гармонично развитых детей преобладали (11 чел.) со средним физическим развитием.

В зависимости от возраста детей выделяют периоды округления (2-3 года) и вытягивания (4-7 лет), то есть нет одновременного одинакового увеличения роста и массы тела. По законам роста имеется неравномерность роста и в дошкольном возрасте быстрее идет рост ног. Дефицит массы тела, это дефицит белковой пищи в первую очередь, а это значит, что недостаток белка скажется на снижении скорости роста, и дети вырастут коротконогими и меньшего роста, чем могли бы при достаточном питании. Недостаток белка отразится на снижении синтеза иммуноглобулинов-высокоспециализированных белков организма, отвечающих за иммунитет. А нарушение (снижение) иммунитета – это склонность к частым заболеваниям. То есть дефицит массы тела это существенный фактор риска превращения ребенка в длительно часто болеющего, а потом и хронического больного.

Таким образом, по результатам работы можно сделать выводы:

1) Установлено, что большинство организованных детей в данном ДОУ имеют дисгармоничное физическое развитие с преобладанием дефицита массы тела.

2) Дефицит белкового питания ведет к замедлению роста, нарушению пропорциональности тела и способствует частым острым заболеваниям детей.

3) Поэтому считаем целесообразным как можно раньше выявлять нарушения физического развития, информировать об этом родителей и расценивать как существенный фактор риска здоровью ребенка, требующий коррекции.

 

В средней и старшей группах провели обследование и выявили большое количество детей с плоскостопием и уплощением свода стоп.

Так в средней группе у 3-х чел. уплощение свода стоп и у 22-х плоскостопие, а в старшей группе у 8 чел. – уплощение свода стоп и у 6 чел. – плоскостопие.

Таким образом, в ДОУ желательно создание группы лечебной физкультуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...