Интеллектуальной зрелости.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка сформированных познавательных процессов, таких как: внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Ребенок должен овладеть элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления, основными логическими операциями, смысловыми формами мышления, основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Начиная в сентябре работу с детьми подготовительной группы, нам важно было выяснить, какой уровень школьной готовности имеют наши дети на данный момент. Мы посмотрели, в какой степени развиты у детей такие мыслительные операции, как выделение существенного признака, умеют ли они классифицировать, мыслить логически. Для этого мы использовали диагностические методы Семаго:
o «Без чего не бывает…»; o «Исключение лишнего»; o «Парочки».
Проведенная диагностика выявила индивидуальные и общие тенденции. Обследование показало, что:
· 23% детей имели высокий уровень развития мыслительных опреаций; · 63% - средний уровень; · 14% - имели низкий уровень развития мышления.
Важным показателем школьной зрелости является произвольность. Данную функцию мы проверили с помощью графического диктанта Д.Б.Эльконина. результаты показали, что треть детей (36%) имели высокий уровень развития произвольности, чуть более трети группы (39%) – низкий уровень и четверть (25%) детей имели средний уровень развития данной функции.
Одним из показателей школьной зрелости является функциональная готовность (иначе говоря, координация в системе «Глаз-рука»). Для обследования данной функции мы использовали «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека. Как выяснилось, четверть детей группы имела высокий уровень функциональной готовности, более половины – средний уровень и 18% низкий.
Еще один из показателей, который нам важно было обследовать у детей, это внимание и восприятие. Для обследования пользовались корректурной пробой Кэесса. В результате оказалось, что всего 4% детей имели на момент обследования высокий уровень раз0вития данной функции, две трети (68%) – средний уровень и почти треть (28%) – низкий уровень.
И последняя исследуемая нами функция, являющаяся показателем школьной зрелости, была зрительная память. Как показали результаты диагностики. А в качестве нее мы использовали тест Кэесса, никто из детей не имел высого уровня по данному показателю, более половины (57%) имели средний уровень и менее половины (43%) – имели низкий уровень развития зрительной памяти.
Диагностические данные позволили нам выявитьь проблемные зоны в развитии детей и в дальнейшем, в коррекционно-развивающей работе уделять им больше внимания и держать их на особом контроле. И так, с вышеобозначеннымипоказателями мы начали работу с детьми. Воспитатели проводили с детьми свои занятия по всем разделам программы. А помимо этого, с ребятами работал психолог, проводя свои коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия были направлены на развитие познавательных функций, формирование навыков конструктивного общения, а также на раскрепощение мышечных зажимов и улучшение эмоционального фона детей. Данная работа велась по авторской программе педагога-психолога Обыденновой В.М. «Комплексный подход в подготовке детей к школьному обучению». Особенностью этой программы является то, что в ней сведены воедино и представлены как единая система три направления (три блока). Первое из них представлено собственно работой с детьми, второе – работой с родителями, а третье – работой с сотрудниками.
Сквозь все три блока программы проходят сквозные линии, объединяющие их в единую систему Содержанием этих линий являются психологические категории, работа над которыми предполагает коррекционно-развивающие занятия с детьми. Например, если в блоке №1 уделяется большое внимание развитию когнитивной сферы детей, то параллельно, в «Клубе заинтересованных родителей» обсуждаются вопросы, связанные с развитием познавательной сферы, со способами ее развития, исходы из возрастных особенностей дошкольников. Данное содержание обсуждается с родителями в процессе рассмотрения таких тем, как:
· «Психологические условия, обеспечивающие нормальное развитие дошкольников»; · «Благополучие детско-родительских отношений»
В работе с педагогами, в русле клуба «Общение», данное содержание обсуждается посредством тем:
· «Что такое школьная зрелость»; · «Развитие познавательных процессов посредством развивающих игр».
Еще одна психологическая категория, которой уделяется большое внимание в работе с детьми – это самооценка, положительная концепция «Я». В работе с родителями эта проблема рассматривается посредством обсуждения следующих тем:
· «Психологические условия, обеспечивающие нормальное развитие дошкольников»; · «Благоприятные детско-родительские отношения – фундамент психологического здоровья ребенка»; · «Возрастные кризисы – механизм естественного развития ребенка».
В работе с педагогами в русле клуба «Общение» это семинары на темы:
· «Формирование положительной «Я-концепции»; · «Развиваем самосознание ребенка».
Содержанием таких сквозных линий являются также темы, затрагивающие проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников, сферы общения, произвольности. Подводя итоги в конце учебного года мы можем констатировать, что проделанная работа дала свои результаты. Об этом свидетельствует статистика. («Сравнительный анализ осеннего и весеннего срезов готовности детей подготовительной группы к школе»).
Сравнительная таблица показателей школьной готовности детей подготовительной группы
за октябрь 2007г. и за апрель 2008г.
Аналитическая справка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|