Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Интеллектуальной зрелости.





Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка сформированных познавательных процессов, таких как: внимание, восприятие, мышление, память, воображение. Ребенок должен овладеть элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления, основными логическими операциями, смысловыми формами мышления, основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

 

Начиная в сентябре работу с детьми подготовительной группы, нам важно было выяснить, какой уровень школьной готовности имеют наши дети на данный момент. Мы посмотрели, в какой степени развиты у детей такие мыслительные операции, как выделение существенного признака, умеют ли они классифицировать, мыслить логически. Для этого мы использовали диагностические методы Семаго:

 

o «Без чего не бывает…»;

o «Исключение лишнего»;

o «Парочки».

 

Проведенная диагностика выявила индивидуальные и общие тенденции. Обследование показало, что:

 

· 23% детей имели высокий уровень развития мыслительных опреаций;

· 63% - средний уровень;

· 14% - имели низкий уровень развития мышления.

 

Важным показателем школьной зрелости является произвольность. Данную функцию мы проверили с помощью графического диктанта Д.Б.Эльконина. результаты показали, что треть детей (36%) имели высокий уровень развития произвольности, чуть более трети группы (39%) – низкий уровень и четверть (25%) детей имели средний уровень развития данной функции.

 

Одним из показателей школьной зрелости является функциональная готовность (иначе говоря, координация в системе «Глаз-рука»). Для обследования данной функции мы использовали «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека. Как выяснилось, четверть детей группы имела высокий уровень функциональной готовности, более половины – средний уровень и 18% низкий.

 

Еще один из показателей, который нам важно было обследовать у детей, это внимание и восприятие. Для обследования пользовались корректурной пробой Кэесса. В результате оказалось, что всего 4% детей имели на момент обследования высокий уровень раз0вития данной функции, две трети (68%) – средний уровень и почти треть (28%) – низкий уровень.



 

И последняя исследуемая нами функция, являющаяся показателем школьной зрелости, была зрительная память. Как показали результаты диагностики. А в качестве нее мы использовали тест Кэесса, никто из детей не имел высого уровня по данному показателю, более половины (57%) имели средний уровень и менее половины (43%) – имели низкий уровень развития зрительной памяти.

 

Диагностические данные позволили нам выявитьь проблемные зоны в развитии детей и в дальнейшем, в коррекционно-развивающей работе уделять им больше внимания и держать их на особом контроле.

Итак, с вышеобозначеннымипоказателями мы начали работу с детьми. Воспитатели проводили с детьми свои занятия по всем разделам программы. А помимо этого, с ребятами работал психолог, проводя свои коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия были направлены на развитие познавательных функций, формирование навыков конструктивного общения, а также на раскрепощение мышечных зажимов и улучшение эмоционального фона детей.

Данная работа велась по авторской программе педагога-психолога Обыденновой В.М. «Комплексный подход в подготовке детей к школьному обучению».

Особенностью этой программы является то, что в ней сведены воедино и представлены как единая система три направления (три блока). Первое из них представлено собственно работой с детьми, второе – работой с родителями, а третье – работой с сотрудниками.

 

Сквозь все три блока программы проходят сквозные линии,

объединяющие их в единую систему

Содержанием этих линий являются психологические категории, работа над которыми предполагает коррекционно-развивающие занятия с детьми. Например, если в блоке №1 уделяется большое внимание развитию когнитивной сферы детей, то параллельно, в «Клубе заинтересованных родителей» обсуждаются вопросы, связанные с развитием познавательной сферы, со способами ее развития, исходы из возрастных особенностей дошкольников. Данное содержание обсуждается с родителями в процессе рассмотрения таких тем, как:

 

· «Психологические условия, обеспечивающие нормальное развитие дошкольников»;

· «Благополучие детско-родительских отношений»

 

В работе с педагогами, в русле клуба «Общение», данное содержание обсуждается посредством тем:

 

· «Что такое школьная зрелость»;

· «Развитие познавательных процессов посредством развивающих игр».

 

Еще одна психологическая категория, которой уделяется большое внимание в работе с детьми – это самооценка, положительная концепция «Я».

В работе с родителями эта проблема рассматривается посредством обсуждения следующих тем:

 

· «Психологические условия, обеспечивающие нормальное развитие дошкольников»;

· «Благоприятные детско-родительские отношения – фундамент психологического здоровья ребенка»;

· «Возрастные кризисы – механизм естественного развития ребенка».

 

В работе с педагогами в русле клуба «Общение» это семинары на темы:

 

· «Формирование положительной «Я-концепции»;

· «Развиваем самосознание ребенка».

 

Содержанием таких сквозных линий являются также темы, затрагивающие проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников, сферы общения, произвольности.

Подводя итоги в конце учебного года мы можем констатировать, что проделанная работа дала свои результаты. Об этом свидетельствует статистика. («Сравнительный анализ осеннего и весеннего срезов готовности детей подготовительной группы к школе»).

 

Сравнительная таблица

показателей школьной готовности

детей подготовительной группы

за октябрь 2007г. и за апрель 2008г.

 

Функции Октябрь 2007г. Апрель 2008г. Динамика
1. Мышление Выделение существенного признака В – 28% С – 54% Н – 18% В – 28% С – 59% Н – 13% б. на 5% м. на 5%
2. Классификация В – 32% С – 57% Н – 11% В – 45% С – 48% Н – 7% б. на 13% м. на 9% м. на 4%
3. Логика В – 11% С – 71% Н – 18% В – 38% С – 45% Н – 17% б. на 27% м. на 526% м. на 1%
Функциональная готовность В – 25% С – 57% Н – 18% В – 52% С – 41% Н – 7% б. на 27% м. на 16% м. на 11%
5. Произвольность В – 36% С – 25% Н – 39% В – 59% С – 31% Н – 10% б. на 23% м. на 6% м. на 29%
6. Внимание, восприятие В – 4% С – 68% Н – 28% В – 24% С – 69% Н – 7% б. на 20% м. на 1% м. на 21%
7. Зрительная память В – 0% С – 57% Н – 43% В – 7% С – 62% Н – 18% б. на 7% м. на 5% м. на 25%

 

Аналитическая справка





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.