Воспитание гражданственности и патриотизма казачьей молодежи
Распад СССР и формирование нового российского государства на рубеже XX – XXI веков повлекло за собой коренной перелом в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, вследствие чего произошла трансформация ценностных ориентиров граждан и, прежде всего, молодежи. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших составляющих в процессе формирования патриотического и гражданского сознания подрастающего поколения. Соглашаясь с утверждением Г. К. Селевко [5], необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [5, с. 543]. Современное российское общество охватил ценностный кризис молодежи. Истинные ценности и жизненные ориентиры замещаются в сознании молодежи ложными и навязанными извне «лжеценностями»: развлечения, культ денег, потребительство, вседозволенность без ответственности, агрессия. В данной ситуации актуализируется проблема патриотического и гражданского воспитания и образования о молодежи, о чем свидетельствует возрастание количества публикаций по данной тематике в газетах и журналах, книгах и научных работах многих авторов [2, 3, 4, 6].
Следует дать определение понятиям «гражданственность» и «патриотизм». Под «гражданственностью» К. В. Яблочкина понимает основу воспитания молодежи, комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [6]. В. И. Даль трактует слово «патриот» как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1, т. 3, с. 24]. В статье «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков дают следующее определение: «патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом». Патриотизм подразумевает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Как отмечают авторы, главная задача образования – воспитание ответственного гражданина [2, с. 24 ]. Патриотизм может проявляться на двух уровнях сознания: общественном и индивидуальном. На уровне общественного сознания патриотизм – есть национальная и государственная идентичность и неповторимость своего народа, которая формируется на основе истории, культуры, традиций и обычаев каждого конкретного этноса. На уровне индивидуального сознания патриотизм включает в себя любовь в своей малой и большой Родине, чувство гордости за свою страну, ответственности за нее, интерес к своему государству, его истории, культуре, стремление улучшить и преобразовать его.
По мнению Т. И. Морозовой [4], понятия «патриотизм» и «гражданственность» тесно связаны между собой, поскольку оба характеризуют форму связи личности, общества и государства. Однако они не являются тождественными. В категории «патриотизм» отражается преимущественно эмоционально-психологическое отношение к стране и государству, которое чаще всего выражается в символической форме. Для патриота государство и общество, в котором он живет, это, прежде всего, Родина, Отчизна. В силу данного обстоятельства патриотизм апеллирует к традиционным социокультурным ценностям, несмотря на то, что не исключает и ценности модернизационные [4, с. 95]. Л. Л. Любимов также считает, что категории «патриотизм» и «гражданственность» взаимосвязаны. Он отмечает, что «государство формирует гражданина, обеспечивая индивиду доступ к участию в политической власти <…>, когда этого доступа нет, молодежь создает свое, квазиполитическое пространство и заполняет его своими формами и своими смыслами (локальное волонтерство, участие в транснациональных протестах, этногруппировки…)». Автор рассматривает проблему очень глубоко: «Когда молодой человек не отождествляет себя со своим государством, своим народом <…> и вообще не участвует в политике, включая выборы, это можно оценивать как закат и данной политической системы, и данной цивилизации» [3]. Довольно часто возникают споры о том, можно ли быть гражданином, не являясь при этом патриотом? Сама по себе формулировка данного вопроса уже взаимоисключает совместное содержание этих характеристик, как личностных качеств человека, в какой-то мере, разделяя их по двум противоположным полюсам. Видится, что подобное противопоставление лишь подтверждает абсолютный приоритет прав и свобод личности по отношению к обществу, сформированный в сознании современных россиян, тем самым оправдывая определенный эгоизм личности. Однако права и свободы личности могут быть реализованы только в условиях конкретного государства. И в данном случае, противопоставление патриотизма и гражданственности само по себе, по нашему мнению, противоестественно.
Другое дело, что признание себя патриотом не означает одобрения всех сторон жизни государства и общества, к которым принадлежишь. Подлинный патриот – это человек, который стремиться улучшить общественные отношения и избавить страну от «социальных язв». Нужно отметить, что гражданственность и патриотизм не передаются из поколения в поколение на генетическом уровне, но формируются в процессе воспитания и саморазвития молодого человека. При этом огромное влияние имеет социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в обществе. Именно ее нужно учитывать, в первую очередь, рассматривая проблему формирования гражданственности и патриотизма. Мы согласны с мнением Т. И. Морозовой [4], что одним из следствий общественно-политического кризиса 90-х годов в России стала дискредитация идей гражданственности и патриотизма как важнейших моделей, образцов общественного сознания [4, c. 96]. Мы считаем, что это повлекло за собой тяжелые последствия, прежде всего, деградацию ценностных ориентиров молодежи и ее потребительское отношение к своей Родине. Тем не менее, ситуация начала изменяться в середине 2000-х годов. В этот период изменяется отношение к проблемам гражданственности и патриотизма, определяется одно из важнейших направлений в политике государства – гражданское и патриотическое воспитание молодежи, реализуемое как на региональном, так и на федеральном уровне. Обобщая результаты исследования Т. И. Морозовой [4], можно выделить ряд обстоятельств, обусловивших произошедшие изменения: 1. Государственная политика современной России взяла курс на строительство гражданского общества; 2. Молодежь является одним из носителей социального капитала (реальные и потенциальные возможности молодых людей, которые они могут реализовать для повышения качества собственной жизни и жизни общества в целом), а гражданственность и патриотизм представляют собой формы интеграции молодежи в общество, следовательно, - способствуют наращиванию и использованию их социального капитала;
3. Процесс глобализации, который не обошел стороной и нашу страну, вызвал обострение конкуренции за право обладанием ресурсами. Одним из объектов этой конкуренции являются интеллектуальные ресурсы. Расстановка конкурентных преимуществ в мире привела к тому, что одни страны, с более высоким уровнем жизни, стали реципиентами интеллектуальной миграции, а Россия в данной ситуации выступает в роли донора. Формирование у молодых людей гражданственности и патриотизма в этих условиях рассматривается как один из способов ограничить «утечку мозгов» для страны, сохранение ее интеллектуального ядра; 4. Существование военных угроз и опасностей для страны. Очевидным здесь является то, что защиту государства от многочисленных угроз могут наиболее эффективно осуществлять люди, которые осознают себя полноценными гражданами и патриотами. Необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи, осознаваемая педагогическим сообществом, встречает ряд проблем при осуществлении воспитательной деятельности: 1. Воспитательные мероприятия проводятся в виде кратковременных, несистематизированных акций. 2. Молодые люди являются пассивными зрителями, не проявляя активной гражданской позиции. 3. При реализации гражданского и патриотического воспитания зачастую применяются авторитарные методы педагогического воздействия, вызывающие сопротивление молодежи. В связи с этим необходима разработка новых методов гражданского и патриотического воспитания современной российской молодежи. В Донском регионе российская молодежь представлена этнокультурной группой казаков. Гражданственность и патриотизм являются традиционными для казачества ценностями. Однако современная казачья молодежь испытывает те же проблемы, что и молодежь России в целом. Ценностный кризис приводит к тому, что казаки в недостаточной мере выполняют основную социальную миссию – нести служение Отечеству на военном и иных поприщах. По нашему мнению, воспитание гражданственности и патриотизма казачьей молодежи приобрело на современном этапе особую актуальность. В этой связи нами был подготовлен проект «Казаки. Перезагрузка», представленный на всероссийском молодежном форуме «Селигер – 2013». Проект направлен на работу с казачьей молодежью и предполагает следующие этапы: 1. Исследование ценностной сферы, гражданской и патриотической воспитанности казачьей молодежи. Исследование проведено перед началом реализации проекта (материалы находятся на стадии обработки), а затем будет повторено после окончания проекта для мониторинга развития исследуемых качеств личности.
2. Систему мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма в рамках дискуссионного клуба «PRO жизнь» и Школы молодежного лидерства. Разработаны сценарии исторических квестов по столице Донского и Мирового казачества, викторин о государственной символике России и Ростовской области, групповых дискуссий о правах и обязанностях молодых казаков как граждан Российской Федерации, военно-патриотической игры «Отечеству верные сыны», конкурса генеалогических исследований «Казачьему роду нет переводу», конкурса исследовательских работ по истории Донского края и Донского казачества, конкурса «Кадет года» для лидеров казачьей молодежи и ряд других мероприятий. 3. Создание в процессе реализации проекта сообщества казачьей молодежи Дона с развитием системы самоуправления. 4. Создание информационной поддержки проекта (сайта «Казаки. Перезагрузка» и сообщества в социальной сети vkontakte с одноименным названием). Литература: 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955. 2. Данилюк А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. 3. Любимов Л. Л. Если мы не хотим потерять страну, государство должно своей политикой поддерживать гражданственность [Электронный ресурс] /Л. Л. Любимов. – Режим доступа: http//www.izvestia.ru/news/505208 4. Морозова Т. И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи [Текст] / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2010. – № 14. – С. 94-98. 5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). 6. Яблочкина К. В. К вопросу о формировании гражданских позиций студентов в вузе [Электронный ресурс] / К. В. Яблочкина. – Режим доступа: http://www/smolpedagog.ru/article%2041.html
О. А. Вольф Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Институт филологии и межкультурной коммуникации, ассистент кафедры стилистики русского языка и журналистики г. Абакан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|