Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы информатизации в молодежной политике: проблемы и перспективы.




Последнее десятилетие прошлого века характеризуется выработкой принципиально новой стратегии мирового экономического развития, основой которого должно стать «глобальное информационное общество». Развитие информационного общества происходит через процессы информатизации всех сфер жизни. Информатизация общества представляет сегодня организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Сегодня глобальная информатизация общества является одной из основных причин современных тенденций в изменениях общественного сознания. Происходящие процессы в информационном пространстве представляют для современного исследователя особый интерес, продвигая его к новым концептуальным осмыслениям и выработке инновационных механизмов во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Не обошли эти процессы и сферу государственной молодежной политики, во-первых, ввиду того, что молодежная политика вписана в сферу социальной политики и всей государственной политики в целом, во-вторых, что целевой аудиторией молодежной политики являются граждане от 14 до 30, наиболее нуждающиеся в силу возрастных и социальных условий, в актуальной и исчерпывающей информации, которая для данной социальной группы представляет в современном мире необходимое и важнейшее условие социализации и самореализации, что, в свою очередь является стратегической задачей государственной молодежной политики Российской Федерации. В виду этого, особую актуальность приобретает выработка специфической концепции информационного обеспечения молодежной политики страны.

Однако социально-информационная политика Российской Федерации все еще находится на этапе формирования, в силу чего на настоящий момент не сложились общественные формы информационного воздействия на население, в т.ч. молодежную аудиторию, более того, процессы информатизации в Российской Федерации находится лишь на своей начальной стадии. Так, сегодня на первый план, помимо понятия «информацитизация», выходит понятие «информационных ресурсов»

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» было дано юридическое толкование понятию «Информационные ресурсы», это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).[1] Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы страны сегодня рассматриваются как один из важнейших стратегический ресурсов страны. И составляют фундаментальную основу многих государственных программ, в том числе и программ в сфере государственной молодежной политики. Так стратегическое использование информационных ресурсов вошло в основную государственную программу Российской Федерации по развитию информационного общества «Информационное общество(2011-2020)»[2], разработанную Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, данная программа логически соотнесена и базируется на принципах «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года»[3] и «Стратегии развития информационного общества».[4]

Работа в рамках данной государственной программы ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Основным принципом программы является следующее: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ. Т.е принцип ориентирован, в том числе и на молодежную аудиторию и призван быть реализован и в сфере информационного обеспечения государственной молодежной политики. Из всего вышесказанного следует, что в рамках государственной молодежной политики, процессы информатизации могут выражаться в таких формах как консолидация усилий всех представителей российского сообщества по созданию социально ориентированного информационного пространства, направленного на молодежную аудиторию и построению социально ответственного информационного общества. Только скоординированные действия всех участников информационного обмена могут дать результаты в области реализации информационной политики в отношении молодежной аудитории, задачей основных участников информационного обмена является, в первую очередь, оптимизация собственных информационных ресурсов, внедрение новых информационных технологий, а также налаживание системы информационного взаимодействия с остальными участниками информационного процесса. Эта концепция наиболее полно выражена в проекте «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», в рамках Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года. [5] Целями этого проекта являются:

1. информирование молодых жителей страны о возможностях организации своей жизни в обществе;

2. пропаганда позитивных ценностей российского общества формирование образа успешного россиянина

В рамках проекта необходимо решить следующие задачи:

- развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);

- развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

- развитие молодежных информационных проектов и программ;

- пропаганда ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, служение отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность и пр.) средствами социальной рекламы;

- разработка и распространение социальной рекламы в обществе силами молодых граждан;

- создание равных условий для получения информации молодежью, проживающей в сельских, рабочих и удаленных районах;

- поддержка международных информационных молодежных проектов, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.[5]

Соотнеся концепции и механизмы, предлагаемые в рассматриваемых документах, мы можем сформулировать 3 основных приоритета, которым необходимо следовать в организации информационного обеспечения молодежной политики:

1) Формирование средствами массовой коммуникации и массовой информации благоприятного социального климата для обеспечения личностного совершенствования молодого человека:

- развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе.

- развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

- обеспечение защиты молодежи от искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации.

- пропаганда ценностей российского общества средствами массовой коммуникации и массовой информации.

- информирование молодежной аудитории о деятельности власти, разъяснение стратегии общественно-политического развития и обоснования текущих мер для его реализации, с целью повышения правовой грамотности молодежи;

- развитие социальной рекламы, ориентированной на молодежь.

2) Развитие молодежных информационных проектов и программ:

- разработка комплекса мероприятий, партнерских инициатив совместно со СМИ, включающих конкурсы, гранты, PR-поддержку информационных проектов;

- разработка комплекса мероприятий по популяризации проектов в информационной сфере и вовлечения молодежи в информационные проекты.

3) Вовлечение молодежи в процессы самостоятельного поиска информации для личной самореализации:

- обеспечение равного доступа к информационным каналам для молодежи всех социальных групп.

- разработка комплекса образовательных мероприятий, способствующих выработке информационных компетенций у молодежи.

- популяризация информационных каналов, пропагандирующих ценности российского общества и систем информирования и просвещения молодежи по всему спектру вопросов жизнедеятельности молодежи в российском обществе.

Организация информационного обеспечения направлений молодежной политики лежит в компетенциях государственных, региональных и муниципальных органов по делам молодежи, некоммерческих организаций, образовательных учреждений и молодежных средств массовой информации. Для эффективного решения поставленных задач требуется консолидация усилий данных учреждений, в особенности по вопросам определения и освещению стратегических тем, т.е тем, освещений которых могло бы решать стратегические задачи в молодежной политики. В настоящее время в некоторых регионах Российской Федерации эффективно реализуются проекты по информационному обеспечению направлений молодежной политики. Решение поставленных задач достигается за счет нескольких технологий, которые можно условно разделить на следующие группы:

- организация молодежных центров инновационных программ и технологий;

- разработка и распространение специальных изданий, телепередач и радиопередач для молодежи;

- разработка и продвижение молодежных интернет-сайтов;

- разработка и внедрение эффективного контента на сайтах государственных структур, в компетенциях которых находятся вопросы молодежной политики;

- организация конкурсов социальной рекламы и информационных проектов;

- организация информационно-консалтинговых служб для молодежи.

Представленные технологии позволяют решать поставленные задачи в области организации информационного обеспечения направлений молодежной политики, способствуют информатизации молодежных сфер, однако видно, что среди данных технологий практически не представлены механизмы методического обеспечения молодежной политики, а следовательно информационный ресурс, рассматриваемый нами в данном разделе как знание, не используется полноценно и эффективно, более того, среди технологии мало представлены механизмы вовлечения молодежи в процессы самостоятельного поиска информации для личной самореализации. Мы можем судить о том, что среди задач, которые необходимо решить в организации информационного обеспечения направлений политики, они выходят на первый план.

Литература:

1. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года.

2. Государственная Программа «Информационное общество» одобрена распоряжением Правительства №2161-р от 2 декабря 2011 года.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р.

6. «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», одобренная решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N Пр-1694.

 


 

Н. А. Дюк

Забайкальский государственный университет,

студентка 4 курса, специалитет

г. Чита

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...