Межкультурные взаимодействия в молодежной среде
В современной России взаимодействие культур, играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа и является важнейшим проявлением исторического процесса: это не только взаимообогащение ценностями, знаниями, техническими достижениями, но и условие выживания и устойчивого развития человечества в целом. В культурной антропологии взаимоотношения разных культур называется межкультурным взаимодействием. Взаимодействие межкультурное – контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и результате, которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга. В соответствии с характером этого влияния определяется тип межкультурного взаимодействия [4, c. 120]. Сущностью межкультурного взаимодействия выступают: передаваемые в ходе общения слова, движение тела, глаз, рук, мимика, подающие определенные сигналы. Многие воздействующие сигналы человек не чувствует, так как не осознает их. Человек является несовершенным организмом, поэтому явление он воспринимает чувственно только тогда, когда оно уже произошло, то есть возможные проблемы отсутствия симпатии к представителю иной национальности индивид чувствует тогда, когда общение с ним уже произошло. Е. П. Борзова, в ходе исследований межкультурных взаимодействий в молодежной среде, выделила ряд особенностей развития межкультурного взаимодействия, к ним относятся - критичность, альтернативность мышления и высокий уровень принятия групповых норм поведения. Подростковый и юношеский возраст – это период активного поиска и новых открытий, отличающийся стремлением к пересмотру уже установленных норм и правил, подверганию сомнению и критике всех окружающих явлений, выработке собственного мнения и поиску собственных ценностей, то есть он характеризуется процессами активного формирования своих собственных мировоззренческих позиций личности. «Именно в этот период молодые люди стараются открыто заявить о себе, своих желаниях и потребностях» [1, c.86-87].
По мнению Ф. Э. Шереги, «именно молодежь в наибольшей степени мобильна и инициативна по сравнению с другими возрастными группами населения, поэтому именно этот период является ключевым для формирования взаимоотношений проявляющегося на разных уровнях: как совокупность индивидуальных качеств личности; как система личностных и групповых установок и ценностей. По особенностям проявления межнациональных отношений в молодежной среде можно судить о состоянии общества в целом и о его будущем развитии, поскольку от потенциала молодежи зависят перспективы развития экономики, разработка и внедрение инноваций в сферах науки, культуры, производства, новых социальных стратегий и другое» [2, c. 205-207]. Общение между двумя людьми, а тем более между группами различных национальностей может быть очень сложным, так как каждый человек обладает собственной психикой, индивид с индивидом относятся друг к другу как представители определенных национальных групп, но и как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политических партий и т.д.). Такие отношения как основа общения строятся, исходя из определенного положения, занимаемого в системе общества каждым, но и на определенных психологических законах восприятия человеком окружающего его мира. Основные направления формирования этнорелятивизма: – развивать способности осознавать и рефлексировать собственную и чужую культуру; – пополнять знания о соответствующей культуре для глубокого понимания диахронических и синхронических отношений между собственной и чужой культурами;
– получать знания об условиях социализации и инкультурации в собственной и чужой культуре, о социальной стратификации, социокультурных формах взаимодействия, принятых в обеих культурах. При исследовании решения проблем межкультурных отношений было выявлено, что интеграция – сохранение собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой других народов, является наиболее успешной для формирования положительных межкультурных отношений. Межнациональное общение создает коммуникационные каналы и помогает людям получать хорошие результаты в деятельности, при условии, если это общение опирается на знание психологических особенностей культуры межнационального общения. В противном случае возникают конфликты, а межнациональное общение превращается в проблемное. Для развития межкультурного взаимодействия важно понимание, важно, не только знать язык, культуру, историю, но и желательно, знание разницы культуры между народами в целом, для организации слаженной конструктивной совместной работы по созданию гуманных условий для жизни людей. Таким образом, межкультурное взаимодействие это взаимодействие двух и более народов, в ходе общения, определяется характер взаимодействий и его последствия. Интеграция – сохранение собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой других народов, а также толерантное отношение, являются наиболее успешной для формирования положительных межкультурных отношений. Сегодня развитие принципа диалога культур – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи. Реальным примером консолидации различных культурных миров является союз, сформировавшийся к исходу XX века в Европе между европейскими нациями. Возможность аналогичного союза между огромными культурными регионами может возникнуть только при условии диалога, который сохранит культурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет к взаимопониманию и культурным контактам [5, c.127-129]. Способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке, выросших в одной и той же культуре. При наличии разных культур и разных языков коммуникация осложняется настолько, что о полном понимании можно говорить лишь с известной долей иронии.
С рождения человек принадлежит многим группам, и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Более крупные группы, обычно называемые культурами, существенным образом определяют когнитивную и прагматическую основы коммуникативной деятельности [3, c. 7-19]. В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Город, существует как пространство взаимодействия различных социальных и культурных групп, в котором реализуются интересы представителей этих групп. Способность вести диалог с другими, готовность к компромиссу интересов – все эти факторы способствуют стабильности межкультурной коммуникации [6, c. 219-226]. Коммуникация позволяет участникам выражать некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга. Для изучения развития межкультурной коммуникации в молодежной среде была составлена анкета на основе, которой, проверялась гипотеза – большинство молодых людей из-за своей национальной принадлежности сталкиваются с проблемами межкультурного общения. Были опрошены164 ученика старших классов и 80 специалистов по работе с молодежью (студенты и выпускники), возраст опрашиваемых с 15– 29 лет По результатам социологического опроса было выявлено, что проблема межкультурного взаимодействия в молодежной среде является актуальной и требует радикальных методов. Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что многие воспринимают другие культуры через призму своей культуры. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.
Придерживаясь основного правила коммуникации: «делай так, как делают другие» - попав в чужую культуру, нужно поступать в соответствии с нормами, обычаями и традициями этой культуры, а не навязывать местным жителям свои нормы и ценности, можно достичь взаимного распространению отдельных элементов каждой культуры за ее пределы, способных породить новый культурный синтез Литература: 1. Борзова Е. П. Восток и Запад. Мировоззренческие проблемы межкультурных коммуникаций // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сб. статей. СПб., 2005. 2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. 3. Кусарбаев Р. И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. М., 2000. 4. Лебедев С. А. Философия науки. М., 2006. 5. Радугин А. А. Культурология. – М.: Издательство «Центр», 2004. 6. Ярмахов Б. Б. Межкультурная коммуникация: аспект социальной идентичности// Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Пятигорск: Дрозд, 2002.
В. Ю. Маминова студентка 4 курса, специалитет, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ), г. Новочеркасск
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|