Проблемы патриотического воспитания в Забайкальском крае (на примере Краевого ресурсного центра по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодежи в Забайкальском крае)
Сегодня в России вопрос о патриотизме стоит очень остро. Страна после пережитых 1990-х гг. начала вновь возрождаться. Но за последнее десятилетие двадцатого века потеряны идеологические ориентиры, поколение молодых людей было воспитано без опоры на прошлое, что отрицательно сказывается на сегодняшней проблеме идеологического и духовного наследия. В стране отсутствует единая концепция понимания, какой мы хотим видеть Россию в будущем. Что такое патриотизм? Большая Советская Энциклопедия трактует термин «патриотизм» (от греч. Patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) как любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Мы считаем, что такая формулировка далеко не идеальна, поскольку допускает возможность манипулирования государством своими гражданами. Именно поэтому, одна из важнейших задач государства на современном этапе – задача гражданско-патриотической направленности, в данном направлении «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2 Закона РФ «об образовании»). Содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; вовлечение личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии и т.д.
Сейчас можно наблюдать занимательный процесс: наше государство всячески старается возродить в своих гражданах чувство патриотизма. Для этого организуются всевозможные праздники, а именно: праздник флага, день конституции, день России, военно-патриотические мероприятия и др. Кроме этого сейчас создается большое количество государственных программ, например, «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы». Несмотря на проделанную работу государственных структур говорить сейчас о высоком уровне патриотизма населения в целом, и молодежи в частности, не приходится. По последним данным социологических исследовании за последние десятилетия в России наблюдается низкий уровень патриотизма среди молодежи. В 2011-12 гг. Научно-методичеким центром по работе с молодежью ЗабГУ было проведено исследование, касающееся темы патриотического воспитания молодежи Забайкальского края, результаты которого подтверждают и всероссийские данные, хотя за последний год уровень патриотизма в Забайкальском крае стал активно повышаться, что, на наш взгляд, связанно, прежде всего, с реализацией программ и мероприятии вузов г. Читы, которые осуществляют свою деятельность на территории всего края, и благодаря работе других структур. В Забайкальском крае значительный вклад в развитие и продвижение патриотического воспитания молодежи вносит «Краевой ресурсный центр по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодежи в Забайкальском крае». Целью Ресурсного центра является координация и сопровождение деятельности образовательных учреждений Забайкальского края, различных министерств и ведомств, общественных организаций, направленной на развитие системы кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи в Забайкальском крае. Центр ставит перед собой следующие задачи:
- изучить имеющийся в педагогической литературе опыт работы по развитию региональной (муниципальной) системы кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи; - формировать единое информационное пространство в сфере кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи; - сформировать методическую базу в области кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи; - скоординировать деятельность по взаимодействию образовательных учреждений края с различными министерствами и ведомствами, общественными организациями по вопросам организации работы по кадетскому образованию и патриотическому воспитанию детей и молодёжи; - осуществлять деятельность ресурсного центра по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в сфере кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи в рамках непрерывного образования педагогов края; - оказывать методическую и консультационную помощь образовательным учреждениям края в организации деятельности по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи; - предоставлять возможность использования материально-технической базы и оборудования на договорной основе другим образовательным учреждениям; - разработать и внедрить систему мониторинга реализуемой программы кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи [2]. Инновационные технологии гражданского образования предусматривают проведение семинаров, дебаты, проведение творческого конкурса научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся, связанных с героическим прошлым России, края, важнейшими событиями в жизни народа, проведение краевых юнармейских слетов, посвященных Герою России Алдару Цыденжапову, кадетское самоуправление, пост номер один, краевая экспедиция «Молодежь Забайкалья – великой Победе», проведение слетов юных туристов, различные акции, проведение конкурсов на лучшее знание государственной символики России, конкурс «Смотр песни и строя». Эффективное использование этих педагогических технологий развивает личность учащегося, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта.
Таким образом, для создания условий реализации собственной гражданской позиции молодежи необходимо их вовлечение в деятельность органов самоуправления, проигрывание с ними моделей социально-экономического взаимодействия людей, предоставление молодежи опыта политических дискуссий, возможностей личного участия в социально значимой деятельности мероприятий, обеспечение взаимодействия с общественными организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и другими формами социальной практики. При всё этом, деятельность ресурсного центра, безусловно, является лишь малой частью для возрождения и поддержания патриотического воспитания в Забайкальском крае. Если в каждом регионе РФ, Забайкальского края будет налажено взаимодействие отделов по молодежной политике, подобных центров; при грамотном участии государства, при поддержке программ по патриотическому воспитанию вполне реально воспитать общественно активных, заинтересованных, креативных молодых людей, которые хорошо разбираются в политическом, экономическом, социальном и культурном пространстве, которых не испугает ответственность за будущее края, страны.
Литература: 1. Большой Энциклопедический словарь [электронный ресурс]: URL http://www.vslovar.ru/ 2. Положение о Краевом ресурсном центре по развитию кадетского образования и патриотического воспитания детей и молодёжи в Забайкальском крае [электронный ресурс]: URL http://xn--80aacnfhx1e.xn--p1ai/
Д. В. Ивашкин студент 3 курса, бакалавриат, Забайкальский государственный университет, г. Чита
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|