Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие социальной активности казачьей молодежи




В последние годы в России активно продвигается возрождение этнокультурных сообществ, особое внимание уделяется казачеству как эффективному ресурсу самоидентификации общества, воспитания патриотизма. По данным переписи 2010 года численность казаков Ростовской области как национальной группы составляет 29682 человек. На данный момент в России насчитывается 11 казачьих войск, в числе которых Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское».

Государство проявляет заинтересованность в формировании этнокультурных казачьих сообществ разделяющих традиционные для казачества ценности служения Отечеству на военном и иных поприщах, готовых к развитию гражданской активности и социальной ответственности, толерантности и ценностно-нравственной устойчивости. В связи с этим формируется нормативно-правовая база регламентирующая деятельность казачьих сообществ: Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 года N1124 «Об утверждении положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы», Распоряжение Президента Российской Федерации от 12 января 2009 года № 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества», Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года № 564 «Об экономических льготах, предоставляемых казачьим обществам и ихчленам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред. Указов Президента РФ от 13.06.1996 № 882, от 25.02.2003 № 250), Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ», Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 894 «О государственной поддержке казачьих обществ, взявших на себя обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и ряд других нормативно-правовых актов.

Особая роль в казачьем движении принадлежит казачьей молодежи как наиболее перспективной и динамичной социальной группе. Государство, заинтересованное в работе с казачьей молодежью, поддерживает создание этнокультурных образовательных учреждений (кадетских казачьих корпусов, казачьих школ и гимназий, казачьих классов в общеобразовательных школах). В работе с молодежью юношеского возраста реализуются образовательные программы на Всероссийском форуме «Селигер» в смене «Гражданский форум» и на региональных площадках. Государственная политика в сфере работы с казачьей молодежью предполагает развитие активной гражданской позиции и общественной активности. Однако реализации этих ожиданий препятствует ряд проблем.

1. Разрозненность образовательных учреждений, реализующих этнокультурный (казачий) компонент.

В Ростовской области создана и функционирует система казачьего образования. Она включает более 200 учреждений с охватом около 29 тысяч учащихся. Среди них четыре казачьих кадетских корпуса. Всего в них обучается 970 кадет. Также очень востребованы казачьи кадетские образовательные учреждения начального профессионального образования, которых на Дону сегодня шесть. В них обучается более 1660 кадет. Но, к сожалению, деятельность этих учреждений недостаточно координирована, работа с казачьей молодежью носит разрозненный характер.

2. Создано недостаточное количество молодежных этнокультурных сообществ.

Существует общественная организация Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское». При его структурно-организационных единицах (казачьих станицах) должны быть организованы молодежные сообщества. По факту эти сообщества существуют только формально. Этнокультурная молодежная общественная организация «Донцы» много лет проводит работу среди казачьей молодежи г. Волгодонска, но ее деятельность носит локальных характер. Это позволяет говорить о том, что в Ростовской области не достаточно условий для реализации гражданской и социальной активности казачьей молодежи как этнокультурного сообщества.

3. Нарушена преемственность поколений в работе с казачьей молодежью.

Атаман Всевеликого Войска Донского В.П. Водолацкий на внеочередном Круге войсковых казачьих обществ Юга России в городе Пятигорске 30 апреля 2010 года подчеркнул в своем выступлении: «Средний возраст в казачьих обществах приближается к 60 годам, а молодежь проходит мимо. Не интересно им, молодым, с бронзовыми, застывшими во вчерашнем дне атаманами. Молодежи нужно движение. Нужно проводить молодежные мероприятия, соревнования, организовывать поездки в другие войска. А чтобы молодым было интересно, именно молодых и нужно привлекать для этой работы. Нужно заниматься воспитанием не отдельных казачат, нужно заниматься воспитанием целого поколения! Если мы сосредоточимся только на том, что имеем, то потеряем целое поколение» [3].

4. Не сформирована этнокультурная идентичность казачьей молодежи.

Традиционно исторических облик казака как земледельца и воина на коне с шашкой в руках потерял свою актуальность. Этнокультурные традиции и ценности во многом утрачены, обычаи являются не актуальными. Современный образ казака как активного гражданина, патриота, успешного профессионала, порядочного семьянина не сформирован в общественном сознании и, как следствие, не проявляется в сознании молодых казаков.

5. У казачьей молодежи не сформировано представление о формах гражданской активности и о возможностях добровольческой деятельности.

Существующие в Ростовской области формы социальной активности казачьих сообществ с привлечением казачьей молодежи, проводимые станицами и Всевеликим Войском Донским в целом однообразны и не направлены на решение молодежных проблем, хотя даже для социальных программ есть достаточно поводов: среди учащихся казачьих образовательных учреждений более 90 детей-сирот и опекаемых, 400 детей из неполных семей, 160 - из малообеспеченных семей, нуждающихся в помощи.

В связи с выявленными проблемами студентами специальности «Организация работы с молодежью» ЮРГПУ (НПИ) был подготовлен проект «Казаки. Перезагрузка», направленный на создание сообщества казачьей молодежи Ростовской области, возрождение у молодых казаков традиционных для казачества ценностей служения Отечеству на военном и иных поприщах, развитие гражданской активности и социальной ответственности, толерантности и ценностно-нравственной устойчивости. Проект предусматривает формирование позитивной социальной идентичности казачьей молодежи, формирование в обществе образа молодого казака как гражданина, патриота, интернационалиста, успешного профессионала, семьянина.

В рамках проекта было проведено социологическое исследование о готовности к социальной и гражданской активности казачьей молодежи методом анкетного опроса. В исследовании приняли участие 300 респондентов в возрасте от 14 до 22 лет. По результатам опроса было выявлено, что 7 % регулярно участвуют в деятельности реализуемой казачьим обществом «Всевеликое войско Донское», 12 % принимают активное участие в общественной деятельности станиц и 17 % являются членами ученического самоуправления казачьих образовательных учреждений.

О заинтересованности в общественно полезной и социальной деятельности заявляют 72 % опрошенных. Методом фокус-группы было выявлено, что реализацию своего потенциала казачья молодежь видит в следующих направлениях: экологическое добровольчество – 8 %, историческое добровольчество (восстановление памятников, исторические реконструкции, поисковые отряды) – 21 %, в сфере социального добровольчества (помощь воспитанникам детских домов в социализации и социальной адаптации, помощь ветеранам) – 11 %, формировании системы ученического наставничества – 45 %, организация благотворительных акций – 17 %, общественная деятельность в образовательных учреждениях (организация самоуправления, реализация лидерского потенциала, формирование личностных и профессиональных компетенций) – 64 %, спортивное добровольчество (формирование здорового образа жизни, помощь в организации и проведении спортивных мероприятий) – 18 %.

В ходе исследования было выявлено, что готовность казачьей молодежи участвовать в социальной и общественной жизни реально существует, но нуждается в создании социальных и психолого-педагогических условий.

В этой связи в проекте «Казаки. Перезагрузка», поддержанном на Всероссийском молодежном форуме «Селигер – 2013», предполагаются следующие этапы.

5. Исследование ценностной сферы, гражданской и патриотической воспитанности казачьей молодежи. Исследование проведено перед началом реализации проекта (материалы находятся на стадии обработки), а затем будет повторено после окончания проекта для мониторинга развития исследуемых качеств личности.

6. Реализация системы мероприятий, направленных на создание условий для вовлечения казачьей молодежи в социально значимую деятельность в рамках дискуссионного клуба «PRO жизнь», Школы работы с казачьей молодежью и Школы молодежного лидерства. Разработаны сценарии тренингов по развитию лидерских качеств, обучающих семинаров по подготовке из числа старшеклассников наставников для маленьких казачат, групповых дискуссий, направленных на обсуждение проблем нравственно-этической направленности и реализации творческого и лидерского потенциала, а также конкурса «Кадет года» для лидеров казачьей молодежи и ряд других мероприятий.

7. Создание в процессе реализации проекта сообщества казачьей молодежи Дона с развитием системы самоуправления.

8. Создание информационной поддержки проекта (сайта «Казаки. Перезагрузка» и сообщества в социальной сети vkontakte с одноименным названием).

На последующих этапах планируется развитие и поддержка молодежных инициатив казачьего сообщества, направленных на реализацию социальной активности и формирование в общественном сознании позитивного образа современного казака.

 

Литература:

1. Козлов А. И. О путях возрождения казачества // Проблемы казачьего возрождения. Часть 1. – Ростов-на-Дону: б/и, 1995. – С.11-12.

2. Озеров А. А. Институт казачества в политических процессах современного российского общества (на материалах Юга России). – Ростов н/Д: РГУ, 2006. – 192 с.

3. Материалы сайта www.russiacossacks.ru [Электронный ресурс].

 

А.С. Нурмухаметова,

Уральский федеральный университет,

студентка 5 курса, специалитет

г. Екатеринбург

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...