Как вы думаете, так вы и чувствуете
Если бы Софи страдала от своей депрессии двадцать лет назад, ей бы, к сожалению, пришлось ждать, пока все будет идти своим чередом, а на это могут потребоваться месяцы, а может быть, год и больше. Но поскольку она подверглась депресии в последнее десятилетие, шансы на облегчение ее судьбы резко возросли, ведь именно в последнее десятилетие был открыт способ лечения, который действует быстро и эффективно. Его разработали психолог Альберт Эллис и психиатр Аарон Т. Бек. Думаю, что, когда история современной психотерапии будет написана, их имена появятся там рядом с именами Фрейда и Юнга. Современными усилиями им удалось снять покров с депрессии и показать всем нам, что это состояние гораздо проще и легче поддается излечению, чем принято было считать раньше. До того, как Эллис и Бек сформулировали свои теории, считалось догмой, что любая депрессия является маниакально-депрессивным заболеванием. Биомедицинская школа считала это заболевание телесным. Согласно Фрейду, депрессия — это гнев, направленный против самого себя. Тупо закладывая эту коварную чушь в основу лечебной методики, фрейдисты заставляли людей, страдавших от депрессии, вытаскивать все свои эмоции наружу, типичным результатом чего было усиление депрессии и иногда даже попытки самоубийства. ff4______________________ Мартин Э. П. Зелипиаи Эллис некогда сам был апостолом фрейдистского «выворачивания наизнанку». Получив степень доктора в Колумбийском университете в 1947 году, он занялся частной психотерапевтической практикой, специализируясь на проблемах семьи и брака. Возможно, его возбудили откровения пациентов; во всяком случае, вскоре он затеял кампанию против сексуального угнетения, которой посвятил жизнь. Он стал одну за другой писать книги под заголовками вроде: «Что если это — сексуальная ересь», «История сексуальной свободы» и «Руководство по внебрачным приключениям для цивилизованных пар». Вполне естественно, что Эллис после этого оказался почетным гостем и настав-. никои поколения Керуака, обеспечивая его научно-рациональной базой. Первый раз я столкнулся с его деятельностью в начале шестидесятых, когда, будучи второкурсником, помогал организовать в Принстоне программу сексуального просвещения студентов. Мы пригласили к себе Эллиса, который предложил нам заслушать его доклад под названием что-то вроде «Пора мастурбировать!» Президент При-нстона, человек справедливый и обычно невозмутимый, немедленно аннулировал приглашение.
Многие коллеги были шокированы Эллисом, в то время как другие были готовы признать его значительные заслуги с позиций практической медицины. Внимательно слушая рассказы своих пациентов, он очень напряженно обдумывал услышанное, стараясь не оказаться в плену предрассудков. К 70-м годам он сделал местом приложения своей одаренности и непосредственности депрессию, область, в которой было не меньше предрассудков и недоразумений, чем в сексуальности. И ситуация в депрессии стала радикально меняться. В новой области Эллис оказался столь же неистовым, что и в старой. Сухощавый и угловатый, очень подвижный, он вел себя подобно торговцу пылесосами (причем очень Как вы думаете, так вы и чувствуете 115
По мнению Эллиса, то, что, по мнению других, является глубоким невротическим конфликтом, на самом деле — просто плохое-мышление, «глупое поведение неглупых людей», как он это называл; и он во весь свой пропагандистский голос (кстати, сам он называл себя контрпропагандистом) требовал от своих пациентов, чтобы они прекратили думать неверно и начали думать правильно. Удивительно, но большинству его пациентов становилось лучше. Эллис успешно бросил вызов общепринятой точке зрения, что душевные заболевания — явление немыслимо тонкое, почти мистическое, излечимое только при условии, что глубоко спрятанные в подсознании конфликты будут извлечены на свет божий, дабы лишить болезнь ее корней. В переусложненном мире психологии его упрощенный подход выглядел прямо-таки революционным. Тем временем Бек, психиатр-фрейдист с несомненным дарованием клинициста, также вступил в конфликт с ортодоксальным подходом. Трудно представить себе людей более противоположных, чем Бек и Эллис. Если в манере держаться Эллиса было что-то троцкистское, то Бек скорее напоминал Сократа. Дружелюбный, общительный человек с ангельским выражением лица и внешностью сельского врача из Новой Англии, которому положено носить красивый галстук-бабочку, Бек излучал одновременно доброту и твердокаменный здравый смысл. Он не любил забалтывать своих Мартин Э. П. Зелигман пациентов; обычно он внимательно их выслушивал, вкрадчиво задавая вопросы и мягко убеждая. Подобно Эллису, в 60-е годы Бек почувствовал себя глубоко разочарованным в тех подходах к лечению депрессии, которые предлагались фрейдистским и биомедицинским направлениями. После учебы в Иельском университете, где он кончил медицинский факультет, ему пришлось год за годом служить рядовым психоаналитиком, который сидит и ждет, что перед ним на кушетке возникнет одинокая фигура, которая станет изливать душу по поводу своей депрессии: что, мол, так получилось, что разозлился на самого себя, вместо того, чтобы излить свой гнев вовне, выразив его каким-нибудь образом, а отсюда — депрессия. Ожидания Бека редко вознаграждались. Он было попробовал сколачивать группы из людей, страдающих депрессией, и убеждать их не сдерживать свой гнев и печаль внутри, а дать им выход. Дело оказалось гораздо хуже, чем просто неблагодарное. Пациенты шли вразнос у него на глазах, и ему стоило огромных трудов вернуть их в более или менее спокойное состояние.
В 1966 году, когда я встретил Тима Бека (друзья звали его Тимом, а вообще-то его имя Темчин), он писал свою первую книгу о депрессии. Его здравый смысл восторжествовал. Он решил, что просто возьмет и опишет, что думает человек в депрессии, а уж дело других теоретизировать, откуда соответствующие мысли берутся. Люди в депрессии думают ужасные вещи о себе и своем будущем. Может, в этом и есть сущность депрессии, подумал Тим. Может быть, то, что выглядит как симптом депрессии, и есть сама депрессия? И он нашел в себе смелость сказать, что депрессия не есть испорченная биохимия мозга и не есть гнев, обращенный внутрь объекта. Это разлад сознательной мысли. С этим боевым кличем Тим кинулся в бой с фрейдис-
![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|