Как вы думаете, так вы и чувствуете 147
самом деле вовсе не льстила всем и каждому; однажды она довольно резко возразила другому студенту, который на занятиях выступил со своими комментариями. Она вспомнила, что ее приятель оказался не на высоте, выпив целую упаковку (полдюжины бутылок) пива за час до того, как они попытались заняться любовью. Она приобрела очень важное умение: вести с собой оптимистичный диалог. Она научилась разговаривать с собой в случае неудачи и не разговаривать, если все идет нормально. Она узнала, что если ждать неудачи, то вероятность последней повышается. Ее стиль объяснения стабильно изменился с пессимистического на оптимистический. Софи подтянулась в учебе и закончила университет с прекрасными оценками. Она встретила любовь, которая перешла в брак. В отличие от большинства людей, подверженных депрессии, Софи научилась предотвращать ее рецидивы. Разница между Софи и теми, кто принимает антидепрессанты, состоит в том, что она научилась ряду приемов, которыми может воспользоваться, если ей грозит неудача или поражение, и эти приемы — всегда при ней. Ее победа над депрессией принадлежит ей самой, а не врачам и новейшим лекарствам. ПОЧЕМУ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ УСПЕШНО РАБОТАЕТ? Существует два вида ответов на этот вопрос. На «механическом уровне» когнитивная терапия позволяет добиться успеха, потому что заменяет пессимистичный стиль объяснения оптимистичным, причем это изменение носит постоянный характер. Она обеспечивает вас совокупностью приемов, как вести диалог с собой в случае неудачи. Вы можете воспользоваться этими приемами, чтобы не поддаться депрессии, когда неудача произойдет. 148 Мартин Э. П. Зелигман На «философском уровне» когнитивная терапия срабатывает, потому что опирается на недавно узаконенные свойства личности. В эпоху, когда мы верим, что личность способна изменить себя, мы хотим попробовать изменить свое привычное мышление, которое казалось столь же неизбежным, как восход солнца. Когнитивная терапия добивается успеха в нашу эпоху, потому что вооружает личность умением изменить себя. И если личность избирает этот путь, то делает это из интереса к себе, из желания чувствовать себя лучше.
Част 2 ОБЛАСТИ ЖИЗНИ Дрожат на тронах Ледяные Короли, Но не от холода, а от того, что видят, Как человек в глубины океана Внедрил Великий Рог, опустошая Все Семь Морей, из них качая воду; Как он теснит Кота, который держит Четыре света стороны когтями (И северная лапа ослабела); Как он вступил в борьбу с самою Смертью, И ей в борьбе ничуть не уступал, Клич издает, подобный звуку грома. Дэвид Взгонер «Деяние тора» ГЛАВА 6 УСШХ НА РАБОТЕ Летая на большие расстояния, я стараюсь садиться у окна и отвернуться к нему, в первую очередь, чтобы избежать необходимости беседовать с соседом. Поэтому однажды в марте 1982 года в самом начале рейса №79 «Сан-Франциско — Филадельфия» я с раздражением обнаружил, что моя тактика не сработала. «Привет, — дружелюбно обратился ко мне мой сосед, лысеющий человек лет шестидесяти. — Меня зовут Джон Лесли. А вас?» Он сунул мне руку. «Надо же, — сказал я себе, — какой разговорчивый попался». Я пробормотал свое имя и небрежно пожал ему руку, надеясь, что он это правильно поймет. Но Лесли не так легко было проигнорировать. «Я выращиваю лошадей, — сообщил он, в то время как самолет выруливал к взлетно-посадочной полосе. — Когда я подъезжаю к перекрестку, все, что от меня требуется, это подумать, в какую сторону нужно лошади идти, и она именно туда и идет. А на работе я выращиваю людей, и все что от меня требуется, это подумать, что я хочу, чтобы они сделали — и они именно это и делают».
Так начался случайный разговор без приглашения, который ознаменовал крутой поворот в моей работе. Лесли оказался настойчивым и вполне сформировавшимся оптимистом, который, похоже, не сомневался в том, какое впечатление на меня произведут его мудрые изречения. И правда, когда наш самолет подлетал к Неваде и под нами оказались снежные вершины Сьерры, я обнаружил, Успех на работе что меня-таки втянули в разговор. «Мои люди, — объявил он, — разработали видеомагнитофон для фирмы Атрех. Это была самая творческая группа из всех, какие я возглавлял». «В чем различие ваших творческих групп от неудачных?» — спросил я. «Каждый из них, — заявил он, — верит, что может ходить по воде». В районе штата Юта я уже был на крючке. То, что он говорил мне, сшивалось с тем, что я видел в людях, которые сопротивляются депрессии. «Как вы можете сделать человека творческой личностью?» — спросил я у него. «Потом покажу, — ответил он. — Но сначала скажите, чем вы зарабатываете себе на жизнь?» Я вкратце пересказал ему все, чем я занимался последние пятнадцать лет. Я рассказал ему о беспомощных людях и животных, и как беспомощность оказалась моделью депрессии. Я рассказал ему о пессимистическом стиле объяснения и о пессимистах, которые легко сдаются через несколько секунд после того, как утратят контроль над ситуацией. «Речь идет о людях, — сказал я, — которые впадали в тяжелую депрессию вне лаборатории». «А вы не пробовали подойти к проблеме с другой стороны? — спросил Лесли. — Вы могли бы предсказать, кто никогда не сдается и не впадает в депрессию, что бы вы с ним ни делали?» Мне пришлось признаться, что я недостаточно об этом думал. На самом деле, мне уже некоторое время не давала покоя зацикленность психологии на болезненных состояниях. Люди моей профессии тратят большую часть времени (и почти все деньги), пытаясь уменьшить страдания страждущих. Помогать страждущим — цель благородная, но как- 152 __________________ Мартин Э«П. Зелигмая то все время так получается, что у психологии не доходят руки до того, чтобы сделать жизнь благополучных людей еще лучше. Теперь же с подачи Лесли я подумал, что моя работа вполне способна приступить к решению второй задачи. Если я могу заранее указать, кто впадет в депрессию, то, наверное, смогу указать и тех, кто никогда не поддастся.
Джон спросил, не размышлял ли я о таких профессиях, где особенно важно идти дальше, несмотря на постоянные отказы и неудачи. «Может быть, сбыт, продажа, — ответил я, думая о том, как несколько месяцев назад я выступал перед группой президентов страховых компаний. — Есть, скажем, такая задача — страхование жизни, по сути, продажа страховых полисов». Мне говорили, что из каждых десяти потенциальных клиентов девять отшивают страхового агента. И вам важно собраться с силами и двигаться дальше, чтобы добраться до десятого. Это как в бейсболе, когда вы имеете дело с сильным подающим. Большую часть времени вы машете битой и промахиваетесь, но, чтобы добраться до базы, вам приходится и дальше махать. Если же вы будете просто держать биту на плече, то проигрыш гарантирован. Я мысленно вернулся к разговору, который был у меня в выходной с Джоном Кридоном, возглавлявшим страховую компанию «Metropolitan Life». После моего выступления Кридон спросил меня, что мы можем предложить менеджеру компании. Можем ли мы, например, помочь ему в подборе страховых агентов? И в состоянии ли мы разработать способ, как превратить закоренелых пессимистов в оптимистов, основное кредо которых «Будет сделано!» Я сказал Кридону, что не знаю. Теперь я пересказал этот разговор Лесли, и к тому моменту, когда мы пошли на посадку в Филадельфии, я уже пообещал ему написать Кридону письмо. И я действительно написал ему и сообщил, что мы, пожалуй, могли бы успешно подбирать для него кадры. Успех на работе Больше мы с Лесли не виделись. После того, как он бодро предложил мне переключить свое внимание с пессимизма на оптимизм, с неудач на успехи, я именно так и сделал. Мои последующие исследования убедительно показали, что оптимисты лучше учатся в школе, чаще выигрывают выборы и успешнее трудятся, чем пессимисты. Похоже также, что они обычно здоровее и дольше живут. Будучи терапевтом и наставником терапевтов, я обнаружил, что пессимизм можно заменить оптимизмом не только у людей в состоянии депрессии, но и у здоровых тоже.
Мне часто приходило в голову, что мой долг — написать Лесли. Если бы я написал ему, это было бы письмо, посвященное моим исследованиям оптимизма. Будем считать оставшуюся часть книги этим письмом. Три недели спустя после этого рейса я оказался на одном из верхних этажей сдвоенного небоскреба страховой компании Metropolitan Life в Манхэттене. Там по шерстяным коврам с длиннющим ворсом я добрел до сияющих полированными дубовыми панелями чертогов Джона Кридона, Доброжелательный и понятливый человек за пятьдесят лет, он осознал важность оптимизма в своей сфере деятельности задолго до меня. Он взялся объяснить мне вечные проблемы, с которыми Metropolitan Life и все страховые компании сталкиваются при работе со своими кадрами. «Продавать — дело нелегкое, — начал он. — Оно требует настойчивости. Для него требуются специфические люди, необычные и преданные. Каждый год мы нанимаем пять тысяч новых агентов, которых тщательно отбираем из шестидесяти тысяч кандидатур. Мы их испытываем, проверяем, подвергаем опросам и интенсивному обучению. Но половина из них отсеивается в первый же год. Производительность оставшихся непрерывно падает. К концу четвертого года отсеивается восемьдесят процентов страховых Мартин Э, П. Зелягмаи агентов. Нанять одного-единственного агента обходится нам свыше тридцати тысяч долларов. В результате мы ежегодно теряем только в виде расходов по найму свыше семидесяти пяти миллионов долларов. Эти цифры типичны для всей отрасли. При этом, доктор Зелигман, я говорю не только о чисто финансовых потерях Метрополитэн Лайф, — продолжал он. — Приходится иметь в виду, что каждое увольнение работника — это душевная травма, шаг к тому, чем вы занимаетесь — к депрессии. Если половина работников отрасли увольняется каждый год, то возникает серьезная гуманитарная задача — попытаться добиться наилучшей взаимосогласованности между человеком и его окружением. Мне бы хотелось понять, могут ли ваши тесты заранее отобрать людей, которые могли бы стать хорошими страховыми агентами. Тогда мы могли бы сократить этот поток теряемого человеческого материала». «Что является типичной причиной увольнения?» — спросил я. Кридон так объяснил мне, почему люди обычно не выдерживают. «Каждый день даже самый лучший агент сталкивается с порядочным количеством отказов. Это вполне способно обескуражить нормального человека. Будучи обескуражен, он все острее и острее воспринимает каждый очередной отказ. Ему становится все труднее запрограммировать себя на очередной визит, и он начинает его оттягивать. Агенты тратят все больше времени на дела, которые отвлекают их от того, чтобы позвонить или поехать к потенциальным клиентам. Это дополнительно задерживает следующую встречу. У них падает выработка, и они начинают подумывать об уходе. Когда они упираются в эту стену, немногие знают, как ее преодолеть: перелезть, подлезть или обойти».
«Имейте в виду, — сказал он, — эти люди достаточно Успех на работе самостоятельны — в этом одно из преимуществ профессии — так что мы не держим их под плотным контролем, не подталкиваем, если они сбавляют темп. И еще важно иметь в виду: успеха добиваются лишь те агенты, которые продолжают упорно наносить свои десять визитов ежедневно, не расстраиваясь из-за очередного отказа». СТИЛЬ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХА Я изложил Кридону теорию приобретенной беспомощности и стиля объяснения. Потом я рассказал ему об анкете для тестирования на оптимизм/пессимизм (сл«. главу 3). Сказал, что было многократно показано, что те, кто согласно тестированию оказались пессимистами, легко сдаются и впадают в депрессию. Но анкета, продолжал я, не просто выявление пессимистов. Ее оценки носят непрерывный характер и перекрывают весь диапазон от глубокого пессимизма до неудержимого оптимизма. Люди, набравшие наиболее оптимистический результат, должны быть наиболее настойчивыми. У них самый сильный иммунитет к беспомощности. По идее, они ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться, не важно, с каким количеством отказов или неудач они бы ни столкнулись. «Этими несокрушимыми оптимистами никогда раньше серьезно не занимались, — сказал я, — а они вполне могут оказаться подходящими для такого непростого занятия, как страховой бизнес». «Давайте уточним, — заметил Кридон, — каким, собственно, образом оптимизм может помочь. Рассмотрим, к примеру, как мы его называем, «холодное обзванивание», очень существенную часть нашей работы. Перед вами список потенциальных клиентов, например, всех родителей новорожденных нашего города. Вы начинаете обзванивать 156______________________ Maprish-Э. П. Зелягмая всех по порядку, пытаясь договориться о личной встрече. И большинство собеседников вам отвечают: «Нет, мне это ни к чему» или просто вешают трубку». Я объяснил, что оптимистический стиль должен влиять не столько на то, что страховой агент будет говорить потенциальным клиентам, сколько на то, что он говорит себе, когда ему отказывают. Агент-пессимист, сказал я Кридону, станет говорить себе постоянные, всеобъемлющие и личные вещи, вроде «Я никуда не гожусь», или «Никто не хочет у меня страховаться», или «Я и шага сделать не могу». Это несомненно вызовет желание все бросить и затруднит следующий звонок. После нескольких подобных эпизодов пессимист прекратит свою работу — сначала на вечер, а затем, возможно, и навсегда. Напротив, агент-оптимист будет говорить себе более конструктивные вещи: «Наверное, он слишком занят», или «Они уже застраховались, но ведь восемь человек из десяти не застрахованы», или «Я, видно, позвонил во время ужина». Или вообще ничего себе не скажет, а просто будет набирать следующий номер. И ему не станет труднее продолжать звонить, и через несколько минут агент доберется до того, заветного, каждого десятого, с которым договорится о встрече. Это придает агенту энергии, он сделает еще десять звонков и договорится еще с одним клиентом. И так он будет поддерживать свой потенциал продавца услуг. На самом деле, подобно многим другим специалистам страхового бизнеса, Кридон знал о важности оптимизма для успешного ведения дела еще до того, как я пришел к нему. Он ждал, когда кто-нибудь сумеет его измерить. Мы с ним решили для начала провести несложное корреляционное исследование, чтобы увидеть, действительно ли успешно работающие агенты — большие оптимисты. Если — да, то мы шаг за шагом двинемся дальше. Нашей конечной целью будет создание новой системы отбора агентов. Был разра- Успел на работе 157 ботан новый вопросник, отличающийся от анкеты, с которой вы познакомились в главе 3. Мы назвали его «Вопросником для оценки стиля» (английская аббревиатура ASQ). Мы планируем его дальнейшее расширение; на сегодняшний день в нем двенадцать микросценариев. Половина посвящена плохим событиям (например, «Вы пришли на свидание, но все получается плохо...»), половина — хорошим («Вы внезапно разбогатели...»). Вас просят представить, что все это произошло с вами, и предположить наиболее вероятную причину события. Скажем, чтобы объяснить первый сценарий, вы можете сказать «Наверно, у меня плохо пахло изо рта», а второй — «Я знаю, во что вкладывать деньги». Затем вас просят оценить персонализацию, степень личности указанной вами причины числом от единицы до семи («Связана ли эта причина с другими людьми или обстоятельствами (внешняя), или лично с вами (внутренняя)?»). Потом вы оцениваете ее постоянство («Эта причина никогда больше не возникает при поисках работы (временная) или будет присутствовать всегда (постоянная)?»). И, наконец, вы оцениваете ее широту (относится ли эта причина только к поиску работы (конкретная), или она затрагивает все другие области вашей жизни (всеобъемлющая)?»). В качестве первого эксперимента мы раздали свой вопросник двум сотням опытных страховых агентов, половина которых относилась к категории «орлов» (очень продуктивных), а половина — к «индюкам» (непродуктивным). Результат «орлов» оказался намного более оптимистичным, чем «индюков». Когда мы сопоставили итоги опроса с результатами страхования, то оказалось, что более оптимистичная половина агентов за первые два года работы оформила страховку на 37% больше суммы, чем пессимистично настроенная. Агенты, вошедшие в наиболее оптимистичные десять процентов, принесли сумму на 88% больше, чем десять i58 Мартия Э. П. Зелвгмав процентов наиболее пессимистичных. С точки зрения наших попыток оценить, насколько полезным может оказаться наше тестирование для мира бизнеса, начало оказалось многообещающим. ТЕСТ ЕА ТАЛАНТ В течение многих лет страховая отрасль занималась разработкой теста, который позволял бы оценить профессиональную пригодность страхового агента. Соответствующий вопросник («Профиль карьеры») опубликован «Ассоциацией исследований в области управления страхованием жизни»). Все желающие поступить в «Метрополитэн Лайф» должны его заполнить. Чтобы быть принятыми, нужно набрать не менее 12 баллов; это обычно удается лишь 30 % претендентов. С ними потом беседует менеджер, и, если он остается удовлетворенным, им предлагают работу. Вообще говоря, потенциальную профпригодность к любому виду трудовой деятельности можно оценить при помощи двух типов вопросников: эмпирических и имеющих теоретическое обоснование. Эмпирические тесты апробируют сначала на людях, про которых уже ясно, добились они успеха в работе или провалились. Им задается огромное количество случайных вопросов, относящихся ко всем сторонам жизни: «Любите ли вы классическую музыку?», «Хотите ли вы много зарабатывать?», «Много ли у вас родственников?», «Сколько вам лет?», «Любите ли вы ходить в гости?» Большинство вопросов не позволяют отделить «орлов» от «индюков», но несколько сотен позволяют. Ваша задача — посмотреть, какие из вопросов срабатывают, и в дальнейшем пользоваться ими; никакой теории здесь нет и в помине. Именно эти вопросы используются для оценки персональной пригодности в данном роде деятельности. Пригодным считается тот претендент, который Успех на работе f59 имеет тот же «профиль» (возраст, склонности, подготовку), фактически те же ответы, что и тот человек, который уже успешно трудится в данной области. Фактически эмпирические тесты с самого начала признают, что причины успеха являются полнейшей тайной; они просто используют вопросы, чтобы отделить «орлов» от «индюков». С другой стороны, теоретически обоснованные тесты, типа IQ или SAT, задают только вопросы, выведенные из посылок теории способностей. Так, например, тесты SAT базируются на теории, согласно которой «интеллект» включает вербальные навыки (понимание читаемого, способность понимать аналогии и т.д.) и навыки математическо-аналитического свойства (алгебра, геометрия и т. д.). Поскольку эти навыки являются необходимыми для учебы в школе, ясно, что, оценивая их, можно предсказать ваши будущие школьные успехи. Что, собственно, и делается. Однако и эмпирические тесты, и теоретически обоснованное тестирование не исключают огромного количества ошибок, хотя в целом они позволяют делать предсказания с неплохой статистической точностью. Многие из тех, кто набирал мало баллов по системе SAT, хорошо учились в колледже (так же, как могли отсеяться те, кто набирал много баллов). Еще более очевидны проблемы «Метрополитен Лайф». Огромное число людей, хорошо выглядевших с точки зрения «Профиля карьеры», оказались слабыми агентами. Не могло ли оказаться, что хорошо бы зарекомендовали себя многие из тех, кто набирал мало баллов? «Метрополитэн Лайф» это неизвестно, поскольку из этой группы претендентов почти никого не нанимали. В итоге у компании все время было много вакансий, так как тестирование могло удовлетворительно пройти недостаточное количество людей. Если бы оказалось, что среди отсеянных есть резерв потенциально успешных работников, «Мет Лайф» могла бы надеяться решить таким образом свои кадровые проблемы. t60 Мартин Э. П. Зелнгмая Тест ASQ также относится к теоретически обоснованным, однако он базируется на теории, сильно отличающейся от обычных мудрствований о причинах успеха. Традиционный подход сводится к тому, что для успеха необходимы две составляющие. Первая — это способность или умение; считается, что ее можно оценить при помощи тестов IQ и SAT. Вторая — желание или мотивация. Неважно, гласит традиционная мудрость, каким умением вы обладаете; если у вас нет желания, успеха вам не видать. Большое желание может восполнить недостаток таланта. Я думаю, что традиционная мудрость не исчерпывает ситуации. Композитор может обладать всем талантом Моцарта и страстно желать успеха, но, если он не поверит в то, что способен сочинять музыку, у него ничего не получится. Он не будет достаточно стараться. Он может слишком рано сдаться, если ускользающая мелодия долго не сможет материализоваться. Для успеха необходима настойчивость, способность не сдаваться перед лицом неудачи. И я верю, что оптимистический стиль объяснения является ключом к настойчивости. Теория успеха, основанная на стиле объяснения, гласит, что, отбирая людей для успешного решения сложных задач, нужно учитывать три их качества: 1. Умение. 2. Мотивацию. 3. Оптимизм. Сочетание их задач — залог успеха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|