2.3. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Телесмотрение
2. 3. ТЕЛЕВИДЕНИЕ Экспериментальная телевизионная бесплатная реклама появилась в США летом 1939 года. Первые рекламные объявления на телевидении представляли собой дикторские сообщения. 1 июля 1941 года в американском эфире появилось первое коммерческое телеобъявление — реклама часов. За десять секунд рекламы во время трансляции баскетбольного матча было уплачено 9 долларов. В 1954 году телевидение в США выходит на первое место как средство национальной рекламы. Первая реклама на экранах телезрителей СССР появилась в 70-е годы. Однако она не была коммерческой. Полноценную рекламу на телевидении в нашей стране начали транслировать лишь в конце 80-х годов. На начало XXI века телевизионный рынок России практически сложился. На смену нескольким советским каналам пришел не один десяток каналов самого разного масштаба, вида собственности, содержания, формы передачи сигнала. Выстроилась система продаж рекламы рекламодателям через уполномоченные агентства. Зрители свыклись (хотя вряд ли смирились! ) с назойливой многочисленной рекламой на экранах. Показатели российских расходов на телевизионную рекламу обогнали среднемировые, составив по итогам 2007 года 49% (против 38% мировых). Телесмотрение С развитием телевидения люди стали все больше времени проводить у экранов. О том, насколько важную роль стал играть телевизор в жизни людей, наглядно свидетельствуют результаты исследований. По данным Eurodata TV Worldwide, за последние годы среднее телесмотрение (Average Viewing Time, AVT) во всем мире незначительно выросло и в настоящее время составляет около 3, 5 часов. Например, в странах-лидерах — США и Японии — телевидение смотрят 4, 5 и 5 часов в день соответственно, в Норвегии, Швеции, Индии и некоторых других — менее двух часов в день. Любопытно, что жители восточноевропейских стран в целом проводят у экранов больше времени, чем западные телезрители.
Россия занимает промежуточное положение со средним временем телесмотрения 190 минут. Хотя бы один телевизор есть почти в каждой городской российской семье, в каждом четвертом доме — два телевизора, в значительном числе семей есть три телевизора и более. Резкого изменения телесмотрения практически не бывает, так как его определяют очень устойчивые культурные и социальные факторы, влияющие на людей страны проживания. Однако на исследовательские показатели может повлиять смена системы измерения телеаудитории. Например, когда в 2003 году Эстония перешла от дневниковой модели к замерам аудитории с помощью пипл-метров, объем среднесуточного телесмотрения закономерно уменьшился более чем на 30 минут. В России на рубеже XX и XXI веков при расширении исследовательской панели за счет новых городов телепотребление выросло почти на 20 минут. Некоторые колебания в объеме аудитории могут возникнуть также при массовом выбросе на телерынок новых жанров и форматов, активизирующих зрителей. На некоторое время притягивают к экранам дополнительную аудиторию и новостные передачи во время важнейших чрезвычайных событий (военные конфликты, террористические акции), а также крупнейших спортивных событий (Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу). Незначительно увеличивается телесмотрение по мере прироста числа каналов. Для рекламодателей важно не только то, сколько человек смотрит телевидение, но и как смотрит — насколько качественно воспринимает информацию. Исследователи зафиксировали существование двух разных стилей просмотра телевизора: 1) «инструментальный, при котором зрители выбирают программы для просмотра очень тщательно, руководствуясь определенными целями; 2) ритуальный, при котором зрители обычно смотрят телевизор для времяпрепровождения или для того, чтобы забыть про одиночество» [3, с. 406].
Среди тех, кто смотрит телевизор, не отвлекаясь на дела и не переключаясь на другие каналы, очень велико присутствие тех, кому за 55. Молодежи сравнительно мало. В группе внимательных зрителей женщины чаще планируют просмотр передач, чем мужчины. Около 12% аудитории, сидя перед телевизором, постоянно переключают каналы. В этой группе больше всего мужчин — молодых или средних лет. Около 25% смотрят передачи, не переключаясь на другие каналы, но в фоновом режиме. Обычно так себя ведут женщины-домохозяйки среднего возраста. Почти половина из них планирует свое телесмотрение. Для второй половины работающий телевизор — лишь фон. 20% телезрителей молодого и среднего возраста (мужчины и женщины) в большой степени сочетают частое переключение каналов с фоновым смотрением. Они не планируют просмотр, ищут что-либо интересное в подходящее для смотрения время. Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что в целом телесмотрение носит стабильный характер. Его длительность определяет, какая численность аудитории может быть охвачена с помощью телевизионной рекламы. Его «качество» указывает, насколько эффективно аудитория охвачена. Время Люди по-разному смотрят телевизор в разное время года, недели, дня. Обычно зимой, когда на улице холодно, а световой день короткий, люди предпочитают проводить время у телевизора, летом же больше отдыхают на улице, на природе. В рабочие дни недели люди заняты своим делами и поэтому больше времени уделить телевизору могут только в субботу и воскресенье. Утром и днем люди предпочитают решать свои проблемы, планируя отдых на вечернее время. Соответственно, и активное телесмотрение проходит именно в последнюю часть суток. Таким образом, колебания в аудитории телезрителей зависят от времени года, недели, дня. То, как и почему происходят изменения, весьма обстоятельно описано в работе, посвященной телевидению [29, с. 80]. Время года На протяжении года выделяются два существенно отличающихся друг от друга периода телесмотрения:
• «летний» (май — сентябрь включительно); • «зимний» (октябрь — апрель). Летний сезон нередко называют дачным, так как в теплое время года многие выезжают на дачные участки, где зачастую нет телевизоров или времени, так как оно уходит на дачную работу и отдых. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в выходные дни. Летом среднее время, проводимое у телевизора в субботу и воскресенье, примерно в полтора раза меньше. Для будних дней сезонные изменения не столь существенны. Июнь-июль — это минимум телеаудитории. Январь — максимум. Наименее отличаются друг от друга по распределению объема телеаудитории: • март и апрель; • июль и август; • ноябрь и декабрь. В целом для будних дней сезонные колебания выражены сравнительно слабо. Значительны изменения в суточном охвате, среднесуточном времени телесмотрения, в величине максимума прайм-тайма. В выходные дни различия между «летней» и «зимней» моделями выражены значительно сильнее. Особенно для суточного охвата, среднесуточного времени телесмотрения, значений Устойчивых максимумов и минимумов, а также для главного обеденного максимума. Недельный цикл Люди по-разному смотрят телевизор в будни и выходные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|