Нормативные акты, их виды и соотношение
Существование в обществе различных видов социальных норм, регулирующих общественные отношения, предопределяет выработку и использование для этого различных форм выражения нормативных социальных предписаний. Известно, что формой выражения религиозных правил зачастую являются священные религиозные книги (Библия, Коран, Талмуд и др.). Политические же отношения в значительной степени регулируются нормативными предписаниями, содержащимися в документальных актах политических партий, общественных организаций и движений (уставы, положения, декларации, соглашения и др.). Локальное регулирование отношений внутри негосударственных предприятий и организаций осуществляется актами органов, руководящих их деятельностью (приказов, инструкций, распоряжений). И, наконец, регулирование общественных отношений в соответствии с компетенцией государственных органов, осуществляется ими путём принятия нормативно-правовых актов (законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Таким образом, нормативный акт — это принятый социальным субъектом документальный акт, характеризующийся социальной (групповой) легитимностью, содержащий нормативные предписания для неопределённого круга людей. Признаки нормативного акта: 1) это акт, имеющий доку ментальную форму (письменный документ, имеющий название и другие реквизиты); 2) разработан или принят субъектом, за которым общество (или его часть) признает право осуществлять такие действия. Особую позицию в этом смысле занимают религиозные тексты, которые воспринимаются верующими не как артефакт (искусственное творение человека), а как результат божественного откровения. В любом случае нормативный акт легитимен, т.е. имеет поддержку всего общества или его части;
3) содержит правила поведения, которыми должны руководствоваться субъекты общественных отношений в определенных жизненных ситуациях. Классификация нормативных актов возможна в соответствии с различными критериями: в зависимости от того, кем они выработаны или приняты, кому адресованы, по сферам действия и др. Для юриста наиболее важно разграничение нормативных актов юридического и нормативных актов неюридического характера. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Есть основания и для выделения в особые группы религиозных, политических, идеологических нормативных (неюридических) актов и др. По сфере действия нормативные акты можно подразделить на акты внешнего действия и акты внутреннего действия.
Правовые акты, их виды и соотношение
Функционирование права как специфического регулятора общественных отношений вызывает необходимость «поддерживать» его действие при помощи различных юридических средств. В одних случаях необходимо установить общеобязательные нормативно-правовые предписания или документально зафиксировать те или иные жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение (юридические факты), в других — закрепить решение по конкретному делу компетентного органа или соглашение субъектов права. Во всех этих случаях используют акты, имеющие выраженный юридический характер. Правовые акты — это принятые в официально признанной (чаще всего — документальной) форме акты субъектов права, имеющие юридическое значение. Виды правовых актов: 1) нормативно-правовые акты; 2) акты правореализации (договоры, соглашения); 3) правоприменительные акты; 4) интерпретационные акты (акты толкования права). Кроме того, правовые акты возможно подразделить на
нормативно-правовые и казуально-правовые. Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правовые предписания (нормы права), распространяются на множество субъектов права и повторяющиеся жизненные ситуации. Казуально-правовые акты обязательны для определённого круга конкретных субъектов и действуют «разово» на конкретный жизненный случай. Каждый из указанных видов правовых актов выполняет свою функцию в механизме правового регулирования общественных отношений. В свою очередь, нормативно-правовые акты, акты правореализации, правоприменительные и интерпретационные акты также подразделяются на отдельные подвиды.
Нормативно-правовые акты и их виды
Нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Признаки нормативно-правового акта: 1) официальный характер; 2) принятие в соответствии со строго установленной процедурой; 3) наличие новых или отмена прежних правовых норм; 4) письменный документ, имеющий определенные реквизиты (вид акта; наименование органа, издавшего акт; заголовок; дата принятия акта; номер акта; подпись должностного лица); 5) определенная структура (преамбула, статьи и/или пункты, которые объединяются в главы, разделы, части); 6) публикация в официальном органе печати. По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правового акта — это степень его воздействия на общественные отношения, его значение, зависящее от расположения в иерархии актов. Нижестоящие акты не должны противоречить вышестоящим. Закон — нормативно-правовой акт, принятый органом законодательной власти или всенародным референдумом, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты — это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов. Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нормы законов.
Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения: 1) акты главы государства; 2) акты правительства и министерств; 3) акты органов местного самоуправления и др. Нормативно-правовой акт является основной формой современного права в силу общей тенденции к повышению роли государства в правовом регулировании. В то же время это и наиболее совершенная форма права. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет четко и доступно изложить правовые предписания и оперативно ознакомить с ними население.
Законы и их виды
Закон — нормативно-правовой акт, принятый органом законодательной власти или всенародным референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1)закон принимается исключительно субъектами, которые являются носителями государственного суверенитета, а именно — народом или законодательным органом; 2) закон обладает высшей юридической силой, т.е. самым высоким юридическим «рангом» — все остальные акты находятся «под» законом, должны соответствовать ему; 3) закон принимается в соответствии с особой юридической процедурой; 4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения. Законы в современном демократическом правовом государстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка. Все законы делятся на конституционные и обычные (текущие). Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения. Конституционные законы обладают наивысшей юридической силой. Они, как правило, принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке; для них установлен особый порядок защиты (конституционный контроль).
Все иные законы относятся к группе текущих. Иные основания для классификации законов: 1)по сроку действия — постоянные, временные, чрезвычайные; 2) по субъектам законотворчества — принятые непосредственно народом в порядке референдума и принятые парламентом; 3) по структурной форме — кодифицированные и некодифицированные; 4) по месту в структуре права — отраслевые и межотраслевые (комплексные).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|