Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение внутригосударственного (национального) и международного права




 

Внутригосударственное (национальное) право и меж­дународное право представляют собой различные, само­стоятельные системы права, которые имеют как общие черты, так и особенности. Внутригосударственное право регулирует отношения внутри страны, на ее террито­рии. Международное право регулирует отношения меж­ду государствами и другими субъектами международно­го права.

Существуют три основные концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

1) концепция примата международного права. Внут­ригосударственное законодательство, конституции многих государств закрепляют приоритетное значение междуна­родного договора в воздействии на внутригосударствен­ные отношения. При расхождении норм международного и национального права применяются нормы международ­ного права. Вместе с тем признание возрастающей роли международного права не означает, что внутригосударствен­ная правовая система заменяется единой мировой право­вой системой. Примат международного права не означает полного подчинения ему национального права;

2) концепция примата внутригосударственного пра­ва — сторонники этого подхода рассматривают междуна­родное права всего лишь как сумму внешнегосударственных прав различных государств. При этом нормы между­народного права применяются лишь в том случае, если они не противоречат внутригосударственному праву;

3) дуалистическая концепцияосновывается на при­знании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и меж­дународного.

В современной юридической науке доминирующим яв­ляется умеренно дуалистический подход, в силу которого признается примат международно-правовых норм, если они признаны государством и включены в систему националь­ного права. Сторонники данного подхода выделяют такие формы взаимодействиявнутригосударственного и меж­дународного права:

1) внутригосударственное законодательство определя­ет организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене;

2) внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства;

3) нормы международного права закрепляются в Кон­ституции государства, других правовых актах.

Для того, чтобы регулировать внутригосударствненные отношения, нормы международно-правовых актов долж­ны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы в национальное право. Важным сред­ством имплементации норм международного права явля­ется их трансформация.

Формы трансформации норм международного права:

1)прямая — нормы заключенного иратифицирован­ного международного договора непосредственно обретают силу закона;

2) опосредованная— означает принятие особого зако­на, другого нормативно-правового акта, переводящего нор­му международного договора во внутригосударственную норму права;

3) смешанная — представляет собой сочетание эле­ментов первых двух видов и является наиболее распрост­раненной.

Проблема соотношения внутригосударственного (наци­онального) и международного права определяется, с одной стороны, объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, с другой стороны — углублением воздействия национального права на эконо­мические, социальные, политические, культурные отноше­ния внутри страны.

Глава 7.

 

Формы права

Источники и формы права

 

Понятие «источник права» употребляется в юридиче­ской литературе в трех значениях:

1) материальный источник права — это система объективных потребностей общественного развития, в ча­стности, общественные отношения и интересы, нуждаю­щиеся в юридическом оформлении;

2) идеальныйисточник права — это отражение мате­риального источника права в правосознании законодате­ля и иных субъектов правотворчества, осознание ими объек­тивных потребностей общественного развития;

3)юридический источник права — это юридически оформленный результат идеологического осознания объек­тивных потребностей общественного развития. Иначе го­воря, юридический источник права — это форма права.Понятие «форма права» показывает, как содержание пра­ва организовано и выражено вовне.

Виды форм (юридических источников) права:

1)правовой обычай — стихийно сложившееся устой­чивое правило поведения, санкционированное государством. В древности, в условиях отсутствия или низкой грамотно­сти населения, правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. В современном мире право­вой обычай используется редко: в гражданском праве (не­писаные обычаи делового оборота), в международном пра­ве (дипломатические обычаи);

2)юридический (судебный или административный) прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в Великобритании и США, используется международной юстицией. Своеобразным вариантом пре­цедента в странах романо-германского типа права явля­ется судебная практика, которая углубляет понимание закона и служит дополнительным источником при при­нятии решений;

3)нормативно-правовой акт — письменный доку­мент, изданный в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы об­щего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источни­ком права;

4) нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, содержащее обязательные для них предписания. Нормативный дого­вор является основной формой в системе международного права, реже используется в национальных системах права (например, Федеративный договор Российской Федерации 1992 г.);

5) юридическая доктрина— это научно оформлен­ные концептуальные идеи, направленные на совершен­ствование права, содержащиеся в трудах ученых-юрис­тов. В системе национального права Украины и некото­рых других стран юридическая доктрина используется при разработке новых законов. В системе международно­го права юридическая доктрина используется как само­стоятельный, хотя и вспомогательный, источник;

6) религиозный текст— это священная для верую­щих книга или послание главы церкви (религиозной орга­низации), содержащие, наряду с религиозными, правовые нормы. Точнее говоря, в таком тексте религиозные и пра­вовые предписания составляют неразрывное единство. Примером может служить Библия, Тора, Коран, энцикли­ки римского папы и т.д.

В различных правовых системах соотношение и взаи­модействие между источниками права имеет свои особен­ности. Например, в правовой практике в Украине не ис­пользуются религиозные тексты, исключительно редко применяются юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Амери­ки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Англии основной формой права остается юридический прецедент. Основными ис­точниками мусульманского права являются Коран и Сун­на (жизнеописание пророка Мухаммеда).

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2023 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.