Соотношение внутригосударственного (национального) и международного права
Внутригосударственное (национальное) право и международное право представляют собой различные, самостоятельные системы права, которые имеют как общие черты, так и особенности. Внутригосударственное право регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право регулирует отношения между государствами и другими субъектами международного права. Существуют три основные концепции соотношения международного и внутригосударственного права: 1) концепция примата международного права. Внутригосударственное законодательство, конституции многих государств закрепляют приоритетное значение международного договора в воздействии на внутригосударственные отношения. При расхождении норм международного и национального права применяются нормы международного права. Вместе с тем признание возрастающей роли международного права не означает, что внутригосударственная правовая система заменяется единой мировой правовой системой. Примат международного права не означает полного подчинения ему национального права; 2) концепция примата внутригосударственного права — сторонники этого подхода рассматривают международное права всего лишь как сумму внешнегосударственных прав различных государств. При этом нормы международного права применяются лишь в том случае, если они не противоречат внутригосударственному праву; 3) дуалистическая концепция основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного. В современной юридической науке доминирующим является умеренно дуалистический подход, в силу которого признается примат международно-правовых норм, если они признаны государством и включены в систему национального права. Сторонники данного подхода выделяют такие формы взаимодействия внутригосударственного и международного права:
1) внутригосударственное законодательство определяет организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене; 2) внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства; 3) нормы международного права закрепляются в Конституции государства, других правовых актах. Для того, чтобы регулировать внутригосударствненные отношения, нормы международно-правовых актов должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы в национальное право. Важным средством имплементации норм международного права является их трансформация. Формы трансформации норм международного права: 1) прямая — нормы заключенного иратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона; 2) опосредованная — означает принятие особого закона, другого нормативно-правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права; 3) смешанная — представляет собой сочетание элементов первых двух видов и является наиболее распространенной. Проблема соотношения внутригосударственного (национального) и международного права определяется, с одной стороны, объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, с другой стороны — углублением воздействия национального права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны. Глава 7.
Формы права Источники и формы права
Понятие «источник права» употребляется в юридической литературе в трех значениях:
1) материальный источник права — это система объективных потребностей общественного развития, в частности, общественные отношения и интересы, нуждающиеся в юридическом оформлении; 2) идеальный источник права — это отражение материального источника права в правосознании законодателя и иных субъектов правотворчества, осознание ими объективных потребностей общественного развития; 3) юридический источник права — это юридически оформленный результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития. Иначе говоря, юридический источник права — это форма права. Понятие «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне. Виды форм (юридических источников) права: 1) правовой обычай — стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, санкционированное государством. В древности, в условиях отсутствия или низкой грамотности населения, правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. В современном мире правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи); 2) юридический (судебный или административный) прецедент — решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в Великобритании и США, используется международной юстицией. Своеобразным вариантом прецедента в странах романо-германского типа права является судебная практика, которая углубляет понимание закона и служит дополнительным источником при принятии решений; 3) нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права; 4) нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, содержащее обязательные для них предписания. Нормативный договор является основной формой в системе международного права, реже используется в национальных системах права (например, Федеративный договор Российской Федерации 1992 г.);
5) юридическая доктрина — это научно оформленные концептуальные идеи, направленные на совершенствование права, содержащиеся в трудах ученых-юристов. В системе национального права Украины и некоторых других стран юридическая доктрина используется при разработке новых законов. В системе международного права юридическая доктрина используется как самостоятельный, хотя и вспомогательный, источник; 6) религиозный текст — это священная для верующих книга или послание главы церкви (религиозной организации), содержащие, наряду с религиозными, правовые нормы. Точнее говоря, в таком тексте религиозные и правовые предписания составляют неразрывное единство. Примером может служить Библия, Тора, Коран, энциклики римского папы и т.д. В различных правовых системах соотношение и взаимодействие между источниками права имеет свои особенности. Например, в правовой практике в Украине не используются религиозные тексты, исключительно редко применяются юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Англии основной формой права остается юридический прецедент. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|