Психологическая теория права
Психологическая теория была создана в начале XX в. российским ученым Л.И. Петражицким. В числе последователей этой теории можно назвать А. Росса (скандинавская или упсальская школа права), Ж. Гурвича (французская школа микросоциологии права), русского и советского юриста М.А. Рейснера. Петражицкий исходил из того, что право является феноменом психики. Источником права выступают эмоции человека. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми — моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними; они связаны с осознанием человеком своего долга. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица». Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер. Право, которое существовало до появления нормативных регуляторов, Петражицкий называл интуитивным правом. Интуитивное право — бессознательно удачное массовое психическое приспособление для сосуществования с другими человеческими особями. Многочисленные интуитивные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются суд, органы исполнения наказаний и т.п. Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует «определенности права».
Вообще говоря, интуитивное право заключает в себе тенденцию к позитивации (т.е. к закреплению). Петражицкии относил к позитивным правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета, право преступного мира и т.п. Особым видом позитивного права Петражицкии считал официальное право: нормативные акты, судебные решения, созданные государством. Официальное право — микроскопическая величина по сравнению с морем житейских ситуаций, когда люди руководствуются интуитивным правом. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Официальное право лишь тогда будет действенным, когда оно воплотит в себе все прогрессивные тенденции интуитивного права, а именно аксиомы «доброй совести» и «справедливости». Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Например, Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». Петражицкии ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Реформы законодательства, как полагал он, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить позитивные знания о праве с общественным идеалом.
Достоинством теории Л.И. Петражицкого является то, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида. Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.
Историческая школа права
Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы — Г. Гуго, Г. Пухта, К.-Ф. Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право, но не создает его. Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. С точки зрения исторической школы право возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Г. Гуго принадлежит очень характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от Бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодателю, сколько путем самостоятельного стихийного развития. Акты законодательной власти только дополняют позитивное право. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. п. Представители исторической школы права верно подметили одну из существенных слабостей естественно-правовой доктрины, а именно — умозрительную трактовку возникновения права. Они же попытались истолковать становление юридических норм как объективный ход вещей. Этот ход, полагал Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.
К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права — медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем — общим убеждением народа. На третьем этапе своего развития право получает санкцию законодателя, причем последний не должен изобретать новых норм; его единственная задача — систематизировать и точно формулировать сложившиеся в сознании народа и апробированные на практике нормы. С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, она не может привиться обществу. Праву, как живому организму, свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был. Положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры. Законодатель должен стараться максимально точно выражать «общее убеждение нации». Историческая школа права нашла немного почитателей. Но критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права имела определенное положительное значение. Оставила след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых исторически закономерно рождающихся социальных явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|