Нормы права в системе социальных норм
Социальные нормы, их виды и соотношение Социальные нормы — это правила человеческого общежития, регулирующие отношения людей между собой. Виды социальных норм: 1) нормы морали (этические нормы) — относительно устойчивые представления людей о добре и зле. Мораль оценивает поведение человека при помощи понятий «хороший» и «плохой». Нормы морали, как правило, не зафиксированы документально, они существуют как нравственные ориентиры в сознании людей; 2) правовые нормы — общеобязательные, формально определенные, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой правила поведения; 3) религиозные нормы — правила поведения верующих людей, которые сложились на основе представления людей о Боге и угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов — Библии, Торе, Коране, Ведах, в устных преданиях. Религиозные нормы регулируют отношения верующих в пределах церкви или иной религиозной организации, порядок отправления культовых обрядов; 4) корпоративные нормы (нормы общественных организаций) — нормы, созданные объединениями граждан, трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами. В основном они закрепляют порядок формирования корпораций, права и обязанности их членов; 5) обычаи и традиции — стихийно сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение правила обыденного поведения (например, свадебные обряды); 6) эстетические нормы — относительно изменчивые представления людей о прекрасном и уродливом, в соответствии с которыми люди следуют моде, избирают определенный стиль и манеры поведения.
Социальные нормы образуют единую систему. Нормы права соотносятся с социальными как часть ицелое. Будучи разновидностью социальных норм, нормы права имеют с ними много общего и в то же время отличаются от них специфическими свойствами. Общие признаки социальных норм: 1) социальные нормы являются типовой моделью (образцом) поведения человека; 2) социальные нормы носят общий характер, то есть не имеют конкретного адресата, рассчитаны на многократное применение; 3) исполнение социальных норм обеспечивается определенными средствами воздействия (внутреннее убеждение человека, общественное осуждение, государственное принуждение). 4) нередко социальные нормы содержат одинаковые предписания. Например, кража расценивается правом как преступление, религией — как грех, моралью — как дурной поступок. Причинение вреда в результате самообороны оправдывается и правом, и моралью; 5) нормы морали, религиозные и корпоративные нормы могут приобрести правовое оформление. Например, оскорбительные приставания к прохожим, нецензурная брань в общественном месте (нарушение норм морали) расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве такового наказываются. Некоторые религиозные праздники (например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреплены трудовым законодательством; 6) подобно корпоративным нормам и нормам религии, нормы права зафиксированы документально. Например, корпоративные нормы содержатся в уставе коммерческой организации, нормы религии — в священных книгах (Библия, Коран, Веды), нормы права — в законе или подзаконном акте; 7) социальные нормы обладают единством цели. Они направлены на урегулирование общественных отношений. Нормы религии, морали, права имеют также огромный воспитательный потенциал, они оказывают влияние на формирование человеческой личности.
Место норм права среди социальных норм не исчерпывается сходством — есть и различия, которые определяют специфику права в системе социального регулирования: 1) нормы права связаны с государством. Государство устанавливает, изменяет, отменяет или санкционирует правовые нормы; 2) нарушение нормы права влечет негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. Нарушение же норм морали влечет лишь общественное осуждение, а нарушение религиозной нормы — санкции со стороны церкви; 3) действие норм права распространяется на всех людей, а не только на приверженцев той или иной религии или членов корпорации.
Право и мораль
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений, их оценка имеет важное значение при рассмотрении брачно-семейных, многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм, мораль зародилось раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей еще в первобытном обществе. В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии. Нормы морали — продукт исторического развития человечества, на их развитие оказывают воздействие социальные отношения и экономические условия жизни общества. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения, исходит из того, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека — юридическое выражение его свободы и достоинства.
Право и мораль имеют общие черты и свойства: право и мораль входят в культуру общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание, служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, политические, экономические условия жизни общества, служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Мораль и право имеют свои отличительные особенности. Мораль появилась еще до становления государства. Право же состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Право выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, состоящих из государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Мораль охватывает более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Содержание правовых норм характеризуется большей конкретностью, моральные требования отличаются более широким содержанием. Отличие норм права и морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования права и морали выполняются большинством людей сознательно, добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычки человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка.
Право и политика
В современном значении политику можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы больших социальных групп: классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества. Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Право есть лишь одна из форм осуществления политики. Политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне всяких правил. Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой основы, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением. Доминирование права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама политика строится на исходных началах права и справедливости. В политических нормах в отличие от правовых неизменно присутствует конкуренция идей и программ. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой авторитета, способной сдерживать противоборство интересов и целей различных социальных групп. Такая сила — право — находится вне политических норм. Политические нормы находят выражение в различных документах: в политических декларациях, манифестах государства, в программных документах политических партий, движений, конституциях государств. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Политические нормы регулируют взаимоотношение граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает еще на стадии разработки экономическое, социальное, политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества.
В условиях переходного периода развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов, социально-экономического, национального, культурного, политического характера, что дает возможность верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.
Право и религия
Взаимоотношение права и религии наиболее ярко раскрывает путь становления социальных норм, огромное влияние религии на формирование запретов, дозволений, предписаний, приобретавших впоследствии правовой характер. Оно выражает специфику цивилизаций, в основе которых лежат те или иные религиозные системы. На ранних этапах развития нормы права не отделялись от религиозных и были с ними тесно связаны. Древнейшие нормы права были в то же время и религиозными законами; и только позже правовые нормы отделяются от чисто религиозных. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление» и «грех». Это различие выработалось позднее в римском праве. Нормы религии регулируют отношения верующих к Бог у, церкви, друг к другу, определяют структуру и функции религиозных организаций. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем — индусское право, в котором тесно переплелись нормы морали, обычного права и религии. Другой пример — мусульманское право, которое по существу является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» Таким образом, религиозная правовая система — единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых религиозных норм с моралью и связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в конкретном обществе. Большинство современных государств являются светскими. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания. Ни одна религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Запрещаются любые ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди десяти заповедей христианства есть нормы «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы — мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они — необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Норма права, ее признаки
Правовая норма — это общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой правило поведения. Признаки нормы права: 1) общеобязательность. Нормы права распространяются на всех индивидов, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их индивидами; 2) формальная определенность. Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном источнике права (законе, международно-правовом договоре и т.д.). Норма права четко и недвусмысленно определяет линию возможного или должного поведения своего адресата (субъективные права или юридические обязанности); 3) связь с государством. Нормы права либо устанавливаются государством (например, путем принятия закона, издания подзаконного акта), либо санкционируются (признаются) государством (например, путем ратификации международного договора). Связь с государством проявляется и в том, что исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения; 4) системность. Норма права сама по себе представляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права; 5) регулятивность. Правовая норма выступает в качестве регулятора общественного отношения. Будучи первичным элементом права как социального явления, правовая норма имеет основные его свойства-признаки.
Структура нормы права
Одним из признаков правовой нормы является системность. Будучи первичным элементом системы права, правовая норма сама является системой в миниатюре, то есть имеет определенную внутреннюю организацию. В этой микросистеме каждый из элементов имеет свое назначение. Правовую норму составляют следующие взаимосвязанные структурные части (элементы): 1) гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на условия (жизненные обстоятельства, иначе — юридические факты), при которых данная правовая норма вступает в действие; 2) диспозиция — часть правовой нормы, которая содержит указание на права и/или обязанности, возникающие в случае наступления жизненных обстоятельств, зафиксированных гипотезой. Иначе говоря, диспозиция содержит определенное правовое предписание адресату нормы. Диспозиция является сердцевиной правовой нормы: без нее правовая норма не имеет смысла и не может существовать; 3) санкция — часть правовой нормы, которая предусматривает негативные последствия в случае неисполнения обязанности или нарушения запрета, указанного в диспозиции нормы. Таким образом, все элементы правовой нормы логически вытекают друг из друга, образуя цельную упорядоченную систему. Ее можно представить в виде словосочетания «если — то — иначе». Если (гипотеза) существуют такие-то обстоятельства, то (диспозиция) следует принять такую-то линию поведения, иначе (санкция) наступят такие-то неблагоприятные последствия. Следует учитывать, что структура конкретной нормы права зависит от характера заданного ею правового предписания. В дозволяющих (управомачивающих) нормах реально присутствуют только гипотеза и диспозиция. В обязывающих нормах присутствуют все элементы, а в запрещающих нормах — диспозиция и санкция. Структурные элементы правовой нормы классифицируют по степени определенности и по составу. Виды структурных элементов нормы права по определенности: 1) абсолютно-определенные гипотеза, диспозиция, санкция — содержат точные, не допускающие расширительного толкования сведения о юридическом факте, виде поведения при наличии данного факта, виде и мере ответственности за нарушение диспозиции; 2) относительно-определенные гипотеза и диспозиция содержат лишь общие условия реализации нормы ине конкретизирует права и обязанности адресата нормы. Относительно-определенная санкция определяет минимальный и максимальный предел ответственности за нарушение нормы; 3) альтернативные гипотеза и диспозиция указывают на варианты юридических фактов и варианты правовых последствий этих фактов. Альтернативная санкция содержит два и более варианта ответственности за нарушение нормы, причем правоприменитель выбирает из них наиболее целесообразный. Классификация структурных элементов правовой нормы по составу: 1) простые. Простые гипотезы содержат один юридический факт, простая диспозиция одно правовое последствие гипотезы, простая санкция определяет одну меру государственного взыскания к правонарушителю; 2) сложные. Сложная гипотеза содержит фактический состав, сложная диспозиция содержит несколько правовых последствий, одновременно наступающих при данной гипотезе, сложная санкция предусматривает две и более меры государственного взыскания к правонарушителю.
Классификация норм права
Каждая система права состоит из огромного количества правовых норм. Правовые нормы отличаются не только системностью, но и специализацией — каждая из них «отвечает» за свой участок «работы». Для лучшей ориентации в многообразии норм их классифицируют по разным критериям: 1)в зависимости от предмета правового регулирования различают конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые нормы и другие отраслевые нормы; 2) в зависимости от основных методов правового регулирования различают императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклонений) и диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношения). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы невозможно изменить частным соглашением сторон. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, коммерческого права. Их предписания оставляют место для усмотрения сторон; 3) в зависимости от характера правового предписания, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает воздержаться от указанного в норме действия; 4) в зависимости от времени действия различают постоянные и временные правовые нормы. Например, первые 14 разделов Конституции Украины содержат постоянные действующие нормы, а XV раздел Конституции — нормы временного действия; 5) в зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие нормы, различают общие специальные и исключительные правовые нормы. Общие распространяются на все население, специальные — на определенный круг лиц (государственные служащие, дети, беженцы), исключительные нормы права делают изъятия из общих и специальных норм; 6) в зависимости от действия в пространстве различают общие и локальные правовые нормы. Например, Конституция Украины распространяется на всю территорию страны (носит общий характер), а Конституция Автономной Республики Крым — только на один регион нашей страны (носит локальный характер) — территорию Крыма; 7) по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц, а охранительные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей; 8)по характеру воздействия на личность различают карающие, поощряющие, рекомендательные нормы. Карающие устанавливают меру и вид юридической ответственности за нарушение нормы права, поощряющие устанавливают меры поощрения за одобряемый обществом и государством вариант поведения. Рекомендательные нормы устанавливают желательный, но не обязательный вариант поведения; 9)по роли в механизме правового регулирования — отправные (исходные), дефинитивные, конкретные. Отправные нормы закрепляют принципы права. Дефинитивные нормы определяют правовые понятия. Конкретные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности адресатов норм; 10)по степени определенности диспозиции различают абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные и бланкетные нормы. Таким образом, классификация правовых норм дает представление об их многообразии и различных способах влияния на поведение людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|