Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство в современном государстве




 

Правительство — это высший исполнительный и рас­порядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. На­звание правительства устанавливается Конституцией и законодательством. Чаще всего правительство имеет офи­циальное название — Совет или Кабинет Министров. Пра­вительство возглавляется главой правительства. Как пра­вило, это премьер-министр, или председатель Совета Ми­нистров, канцлер, государственный министр.

В президентских республиках, где эта должность от­сутствует, главой правительства является непосредствен­но президент. Вместе с главой правительства в его состав входят заместитель (вице-премьер), министры, возглавля­ющие отдельные министерства.

Выделяют парламентский принцип образования пра­вительства (исходя из расстановки сил в парламенте) и внепарламентский принцип, когда глава государства са­мостоятельно подбирает, назначает иувольняет членов кабинета.

В унитарном государстве образуется одно правитель­ство. В федеративном государстве существуют федераль­ное правительство и правительства членов федерации.

Правительства бывают однопартийные, коалиционные, беспартийные. В первом случае в них входят представи­тели одной партии, во втором — двух или нескольких.

Коалиционные правительства формируются, как правило, в государствах с парламентарной формой правления. Беспар­тийные правительства свойственны военным режимам и постсоциалистическим государствам, где партийная систе­ма носит неразвитый характер. В чрезвычайных ситуаци­ях (гражданская война, экономический или политический кризис) нередко создаются временные правительства или правительства национального единства.

Правительство обеспечивает исполнение законов и иных актов законодательной власти, ответственно пе­ред ней, подотчетно и подконтрольно ей. Она призва­на отрабатывать пути и способы реализации законов, за­ниматься текущим управлением, осуществлять распоря­дительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, декреты, постановления, распоря­жения и др.), которые обязательны к исполнению.

Свою многостороннюю деятельность правительство осу­ществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и другие ведомства обрастают слож­ным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма го­сударства. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных государствах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечи­вать безопасность страны, поддержание общественного по­рядка, эффективное и оптимальное управление основны­ми и наиболее важными сторонами жизни общества: эко­номикой, социальным строительством.

Министерства и ведомства формируются, исходя из стоящих перед правительством конкретных задач. При правительстве могут быть образованы и другие централь­ные ведомства (например, комитет по внешнеэкономиче­ским связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), учреж­дения по исполнению уголовных наказаний; органы го­сударственной безопасности, вооруженные силы.

В большинстве государств жестко фиксированная структура и численный состав правительства отсутству­ют. Все эти характеристики определяются при создании нового правительства или его реорганизации.

Институт парламентской ответственности правитель­ства означает не судебную, а политическую ответствен­ность. Министры несут коллективную, то есть солидар­ную ответственность за политику и решения прави­тельства, и индивидуальную ответственность за дела своего министерства.

 

Судебная власть

 

Судебная власть — независимая власть, которая охра­няет право, выступает арбитром в споре о праве, отправ­ляет правосудие. Суды независимы от других органов власти и подчиняются только закону. Организационно-правовые принципы осуществления правосудия и гаран­тии независимости суда заданы конституциями госу­дарств. Среди гарантий независимости суда выделяют неприкосновенность судьи, пожизненный срок назначе­ния или избрания, эффективное исполнение судебных решений.

Законодательством закреплены такие демократиче­ские принципы осуществления судебной власти, как ра­венство всех перед законом и судом, участие в рассмотре­нии дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

С позиций реализации права правосудие и судебная власть — понятия не тождественные. Правосудие — вид социальной (прежде всего — государственной) деятель­ности, форма защиты нарушенного или оспариваемого пра­ва судебной властью. Эффективность деятельности судов имеет три слагаемых: быстрота и оперативность разре­шения споров, обоснованность и законность решений, обес­печение их исполнения.

В современном мире сложились две судебные системы, одна из которых именуется состязательной, а вторая — следственной. Характерной чертой состязательной су­дебной системы является непосредственный диспут сто­рон перед судом, когда стороны (адвокаты) имеют воз­можность контролировать ход процесса и являются глав­ными действующими лицами в этом процессе. Судья здесь близок по своей позиции к роли третейского судьи. Если при этом имеются присяжные, то судья не решает вопро­са, кто прав, а кто виноват. Судья не вмешивается в про­цесс принятия решения. Состязательная судебная система характерна для государств с прецедентной правовой системой.

В следственной системе многое определяется на ста­дии предварительного расследования, и судья по суще­ству ведет дело на основе документов. При этом судья сам исследует факты и стремится установить истину по делу. В следственной системе по традиции не применя­ется суд присяжных, и адвокаты не являются главными действующими лицами. Следственная система исполь­зуется в государствах с нормативно-актной правовой си­стемой.

В настоящее время отмечается сближение прецедент­ной и нормативно-актной правовых систем, взаимное ис­пользование различных элементов организации судеб­ной деятельности. Характерный пример — распростра­нение суда присяжных в государствах континентальной Европы.

Судебная власть осуществляется единолично судьёй (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией в форме судебной процедуры. Преде­лы действия судебной власти ограничены нормами, регла­ментирующими право на обращение в суд, а также прин­ципами права.

Основные функции судебной власти:

1) охранительная (охрана прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов всех субъектов права);

2) функция правосудия (защита, восстановление нару­шенных прав);

3) контрольно-надзорная (сдерживание двух других ветвей власти в рамках права и конституционной закон­ности путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над ними).

Судебная власть препятствует действию неразумных законов, обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблюдение воли законодателя, защищает права граждан от произвола.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...