Правительство в современном государстве
Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. Название правительства устанавливается Конституцией и законодательством. Чаще всего правительство имеет официальное название — Совет или Кабинет Министров. Правительство возглавляется главой правительства. Как правило, это премьер-министр, или председатель Совета Министров, канцлер, государственный министр. В президентских республиках, где эта должность отсутствует, главой правительства является непосредственно президент. Вместе с главой правительства в его состав входят заместитель (вице-премьер), министры, возглавляющие отдельные министерства. Выделяют парламентский принцип образования правительства (исходя из расстановки сил в парламенте) и внепарламентский принцип, когда глава государства самостоятельно подбирает, назначает иувольняет членов кабинета. В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют федеральное правительство и правительства членов федерации. Правительства бывают однопартийные, коалиционные, беспартийные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких. Коалиционные правительства формируются, как правило, в государствах с парламентарной формой правления. Беспартийные правительства свойственны военным режимам и постсоциалистическим государствам, где партийная система носит неразвитый характер. В чрезвычайных ситуациях (гражданская война, экономический или политический кризис) нередко создаются временные правительства или правительства национального единства.
Правительство обеспечивает исполнение законов и иных актов законодательной власти, ответственно перед ней, подотчетно и подконтрольно ей. Она призвана отрабатывать пути и способы реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения и др.), которые обязательны к исполнению. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных государствах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством. Министерства и ведомства формируются, исходя из стоящих перед правительством конкретных задач. При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), учреждения по исполнению уголовных наказаний; органы государственной безопасности, вооруженные силы. В большинстве государств жестко фиксированная структура и численный состав правительства отсутствуют. Все эти характеристики определяются при создании нового правительства или его реорганизации.
Институт парламентской ответственности правительства означает не судебную, а политическую ответственность. Министры несут коллективную, то есть солидарную ответственность за политику и решения правительства, и индивидуальную ответственность за дела своего министерства.
Судебная власть
Судебная власть — независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в споре о праве, отправляет правосудие. Суды независимы от других органов власти и подчиняются только закону. Организационно-правовые принципы осуществления правосудия и гарантии независимости суда заданы конституциями государств. Среди гарантий независимости суда выделяют неприкосновенность судьи, пожизненный срок назначения или избрания, эффективное исполнение судебных решений. Законодательством закреплены такие демократические принципы осуществления судебной власти, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д. С позиций реализации права правосудие и судебная власть — понятия не тождественные. Правосудие — вид социальной (прежде всего — государственной) деятельности, форма защиты нарушенного или оспариваемого права судебной властью. Эффективность деятельности судов имеет три слагаемых: быстрота и оперативность разрешения споров, обоснованность и законность решений, обеспечение их исполнения. В современном мире сложились две судебные системы, одна из которых именуется состязательной, а вторая — следственной. Характерной чертой состязательной судебной системы является непосредственный диспут сторон перед судом, когда стороны (адвокаты) имеют возможность контролировать ход процесса и являются главными действующими лицами в этом процессе. Судья здесь близок по своей позиции к роли третейского судьи. Если при этом имеются присяжные, то судья не решает вопроса, кто прав, а кто виноват. Судья не вмешивается в процесс принятия решения. Состязательная судебная система характерна для государств с прецедентной правовой системой. В следственной системе многое определяется на стадии предварительного расследования, и судья по существу ведет дело на основе документов. При этом судья сам исследует факты и стремится установить истину по делу. В следственной системе по традиции не применяется суд присяжных, и адвокаты не являются главными действующими лицами. Следственная система используется в государствах с нормативно-актной правовой системой.
В настоящее время отмечается сближение прецедентной и нормативно-актной правовых систем, взаимное использование различных элементов организации судебной деятельности. Характерный пример — распространение суда присяжных в государствах континентальной Европы. Судебная власть осуществляется единолично судьёй (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией в форме судебной процедуры. Пределы действия судебной власти ограничены нормами, регламентирующими право на обращение в суд, а также принципами права. Основные функции судебной власти: 1) охранительная (охрана прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов всех субъектов права); 2) функция правосудия (защита, восстановление нарушенных прав); 3) контрольно-надзорная (сдерживание двух других ветвей власти в рамках права и конституционной законности путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над ними). Судебная власть препятствует действию неразумных законов, обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблюдение воли законодателя, защищает права граждан от произвола.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|