Политическая система общества и государство
Политическая система общества — это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. К основным функциям политической системы относятся: 1) определение целей и задач общества; 2) мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; 3) интеграция элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей; 4) распределение ценностей в обществе. Существует множество подходов к типологии политических систем: в зависимости от типа общества — традиционные, демократические и тоталитарные; по характеру взаимодействия со средой — открытые и закрытые; по характеру политического режима — демократические, авторитарные и тоталитарные. В зависимости от способов осуществления функций политической системы различают командные, соревновательные и социопримирительные системы. Для командной системы характерны: бюрократический централизм; внутренняя и внешняя бесконтрольность; наличие единого центра принятия решений, не подлежащих критике; отсутствие обратной связи между властью и подвластными. Для соревновательной системы свойственны: противоборство различных политических сил; наличие разных центров принятия решений; давление на власть снизу с целью добиться наиболее выгодных для себя условий. Социопримирителъная система только начинает складываться в условиях перехода человечества от конфронтации к сотрудничеству на основе признания общечеловеческих ценностей. Для нее характерны поиск компромисса между правящими группами и оппозицией, принятие решений на основе взаимных уступок и консенсуса. Выделяются четыре компонента политической системы:
1) институциональный блок — политическая структура, включающая партии, общественные организации и движения, государство; 2) нормативный блок — политические нормы; 3) функциональный блок — политические отношения; 4) идеологический блок — политическое сознание и политическая культура. Среди институтов политической системы важнейшим институтом является государство. Во-первых, государство организует и формализует политическую систему. Конституционному регулированию подвергается либо вся политическая система, либо как минимум главный ее элемент — государство. Во-вторых, оно создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отношению к экономической и духовной системам общества. В-третьих, государственная власть является центром, вокруг которого вращается мир политических явлений. Современное государство есть одновременно и арена политической борьбы за власть и цель этой борьбы. В-четвертых, государство представляет собой политическую самоорганизацию всего общества. Если партии и общественные организации представляют интересы отдельных социальных групп, то государство выражает всеобщий интерес.
Государство и местное самоуправление Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно представляет собой самостоятельную негосударственную форму народовластия на местах, иначе говоря, это власть местной территориальной общины. Органы местного самоуправления автономны, то есть не подчинены ни друг другу, ни государству. Существует два основных теоретических и практических подхода к взаимоотношениям государственной власти и местного самоуправления. Государственная теория и практика местного самоуправления исходят из того, что местное самоуправление порождено государством и неразрывно с ним связано. В частности, выборные главы органов местного самоуправления утверждаются государством и действуют как представители государственной власти. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями государственных органов с передачей им при этом необходимых ресурсов для их осуществления.
Общинная теория и практика местного самоуправления базируется на независимости органов местного самоуправления от государства. Выборные органы местного самоуправления обладают самостоятельностью по отношению к центральной власти и образуют систему местного самоуправления (муниципальную систему). Местное самоуправление включает как выборные органы, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы именуются коммунальной (муниципальной) администрацией и содержатся за счет средств местного бюджета. При любой из названных моделей система местного самоуправления является более демократичной, в сравнении с государственным управлением на местах. Она позволяет полнее учитывать проблемы развития территории, интересы различных групп населения, эффективнее управлять образованием, поддержанием порядка, содержанием дорог и т. д. К тому же государственный бюджет освобождается от расходов на содержание местной администрации. В компетенцию органов местного самоуправления включаются полномочия в области коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды, развития местного транспорта и дорожного строительства, канализация, очистка улиц, водо-, газо- и электроснабжение и т. д. В социальной сфере органы местного самоуправления оказывают помощь малоимущим, строительство жилья, муниципальных школ, больниц, детских садов и т. п. Среди полномочий в области охраны общественного порядка: установление правил поведения в общественных местах, издание предписаний по пожарной охране, санитарному надзору, создание местных полицейских сил, на которые возлагается несение патрульной и охранной службы. В ряду финансовых полномочий важнейшим является принятие местного бюджета, который складывается из собственных доходов (налоги и сборы с населения) и дотаций из государственного бюджета.
Поколения прав человека
В первобытном обществе права и обязанности человека практически полностью совпадали. Человек не воспринимал себя и не воспринимался другими как индивидуальность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации проблема прав человека ставилась только в идейно-теоретическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспеченные материально и обладавшие досугом для размышлений, понимали ценность свободы, равенства, достоинства человека. Право, наоборот, фиксировало и защищало неравенство людей, доходя до утверждений о том, что в «рабе все человеческое умирает», или: «крепостные крестьяне находятся вне общества». Права трактовались как привилегии, дарованные властью отдельным социальным группам: феодалам, горожанам, — а то и отдельным лицам. Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, пришло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных революций (ХУИ-ХУШ вв.). Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, английский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный деятельности парламента, — содержал положения о запрете пыток и о праве индивидуальных петиций к королю. Первые систематизированные своды прав человека содержали французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и Конституция США, которая в 1789-1791 гг. была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о правах. Эти акты гарантировали свободу и неприкосновенность личности, нерушимость частной собственности, право на самозащиту и сопротивление угнетению. В XIX в. личные, экономические и политические права получили формально-юридическое закрепление в большинстве действующих конституций. Тем самым завершился этап формирования первого поколения прав человека. С середины XIX в., в условиях индустриальной революции и возрастания численности и значения армии наемного труда, постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на свободный труд, на социальную помощь по случаю безработицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфуртской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось право на бесплатное начальное образование.
Конституционное закрепление обширной группы социальных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и детства — является одной из немногочисленных заслуг перед человечеством СССР и других стран марксистского социализма. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки социальные права человека получили признание после Второй мировой войны. Этот комплекс прав принято называть вторым поколением прав человека. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной хартией прав человека (состоит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира. Вторая половина XX в. была отмечена, с одной стороны, ростом национально-освободительного движения, повлекшим распад колониальных империй. С другой стороны, на повестку дня встал вопрос об охране прав наиболее слабо защищенных, а иной раз и дискриминированных слоев населения. Так сформировалось третье поколение прав человека, или коллективные права: право нации на самоопределение, право народа на развитие, права женщин, детей, беженцев, национальных меньшинств. В конце XX в. обострились глобальные проблемы: терроризм, наращивание вооружений, загрязнение окружающей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих усилий народов. Юридическим выражением процесса глобализации стало формирование четвертого поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных документах права на мир и безопасность, на здоровую окружающую среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества, в том числе — информационные права. Четыре поколения прав человека взаимосвязаны и нив коем случае неотменяют друг друга. Коллективные права не должны ущемлять права и свободы личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|