Отличие Даосизма от Конфуцианства.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Вопросы к экзамену по ИППУ
1)Предмет и метод ИППУ Первый труд по ИППУ профессор Неволин СпбГУ «История и философия законодательства». В дальнейшем иное наименование – «История политических учений» 1869-1874гг. (5 томов) Чечерин. В СССР название ИППУ. ИППУ являются теоретически оформленные в доктрину (учения), взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает 3 компонента: 1)Теоретическая основа учения может быть: - философской - религиозной - рационалистической - социологический или иной связанной с формами общественного сознания мировоззрения эпохи 2) Политико-правовые понятия, категорически являются своеобразным результатом теоретического решения общих вопросов, связанных с проблемами государства и права к таким вопросам традиционно относят вопрос о происхождении государства и права, об их связи с обществом и личностью, с отношениями собственности, о формах государства, об основных принципах и источниках права и т.д. 3) Программные положения – это оценка государства и права, цель и задача политической деятельности. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы, определение классов, сословий, иных социальных групп, их отношения к государству и праву. ИППУ является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.
ИППУ как учебная дисциплина: - политико-правовые доктрины прошлого оказывали влияние на современную им и последующую политику, в т.ч. на правовую политику; - доктрины могли реализовываться практически в строительстве государства и общественных объединений, поэтому их изучение объясняет природу государственной власти или институтов права; - политико-правовые доктрины разъясняют природу права, выделяя его основные компоненты (историю, догму, политику, право), которые показывают историческую связь государства и права - Гуго Гроций «Нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы в себе частичной истины». Идеи аккумулируются в идеях прошлого, помогают выработать собственное видение современных проблем. Методология ИППУ Общенаучные, частнонаучные методы. Исторический метод основан на требованиях исторического подхода к изучаемым явлениям. В свете диалектической взаимосвязи логического и исторического профиля исследования, а также с учетом совмещения в ИППУ теоретического и исторического профиля исследования освещения материалов данной дисциплине проводятся на основе сочетания хронологического и проблемно-категорического способов изложения. Системный анализ. Т.о. данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей. Периодизация 1)Исторический подход к периодизации был предложен французским историком 17-18 вв. и в соответствии с ним делится на: Древний мир, средневековье и Новое время. 2)Формационный подход предложен марксистами 3)Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. Э. Тоффлер, который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактические материалы о новых технологиях. Эпохи по способу производства: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная
4)Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества – это история разных цивилизаций, разных культур и религий. Периодизация: - Древний мир (4000 до н.э. – 477 г. н.э.) - Средние века (477 г. н.э. – конец 17 века) - Новое время - Новейшее время (20 век) – эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы - Современная эпоха (с конца 20 века) – кризис социалистической системы, геополитическое переустройство мира, возникновение глобальных проблем человечества.
2)Политическая и правовая мысль Древней Индии Эпоха от пришествия Ариев до образования первых государств получила название ведийской, это название произошло от слова веды (знание, ведение). Веды это Самхиты, т.е. сборники религиозных и ритуальных актов различного содержания и назначения. Этих сборников было четыре. 1. Риг-веда — «Веда гимнов», это первый памятник древне индийской литературы и выражение мировоззрения ведийской культуры. 2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул». 3. Сама-веда — «Веда песнопений». 4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний». Веды послужили основой для многочисленных более поздних комментариев, среди этих комментариев большое значение имеют упанишады - религиозно философов. трактаты. Упанишады свидетельствуют о смешении центра тяжести с обрядовой стороны религии к нравственным интеллектуальным поискам. Брахманизм - это религиозно философская система развивавшаяся из ведийской религии в середине первого тысячелетия до нашей эры. Важным положением брахманизма является догмат о перевоплощении душ, концепции кармы, т.е. сумма злых и добрых дел каждого определяет форму последующего рождения. Наряду с мистическим учением о карме в древней индии известны и реальные насильственные средства воздействия на поведения людей и общественную жизнь, они выражались понятием данда (посох, жезл, кнут). Данда одно из древнейших свидетельств о насильственном происхождении власти. Право. Поведение человека и его перерождение в брахманы оценивали в зависимости от того как он выполняет предписание дхармы. Дхарма это универсальные законы космического характера, комплекс религиозных нравственных социальных и правовых обязанностей человека определяемый его общественным положением, это совокупность установленных правил соблюдение которых необходимо для поддержания миропорядка. Дхарма не проводит четкого различия между требованиями религии морали и права, дхармой определяли формальные основания для обращения в суд способы для приобретения собственности условия и последствия применения необходимой обороны и др. Дхармасутры - излагаются правила поведения членов различных каст, они написаны стихами вперемешку с прозой и представляют собой короткие афористические правила предназначенные для заучивания наизусть. Дхармашастры - это сборники, своды правил которые составляли сначала брахманы для своих учеников, а затем и известные учёный, со временем они были признанными авторитетными источниками права. Это произведение разнопланового характера, это: религиозно моральные трактаты и правовые наставления, учебники, сборники включающие нормы действующего обычного права, например, законы ману, где содержаться относительно упорядоченная сумма правил санкционированных государством, суждения о браке правила очищения и приёма пищи, о суде и т.д.
Государство. Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мира и божественного строя. В ведах описывались пути происхождения светской и царской власти: по воле богов и избрание правителя людьми по воле богов. Господствовала патриархальная концепция власти. Правитель должен заботиться о подданных но ответственен только перед богом. Вывод: таким образом политическим идеалом брахманизма было своеобразное теократическое государство где царь правит под руководством жрецов. Буддизм. Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. Происходила ассимиляция арийских племен, взаимопроникновение культур, в религиозно-филоском плане это нашло выражение в еретических анти брахманских течениях, возникших в 7-6 вв. до нашей эры крупнейший среди них буддизм. Буддизм (Будда - Сидхартки Гаутама 563 г.-483 г. до н.э., Будда - познавший истину или достигший просветления). В центре учения лежит идея повторного рождения человека, всякое очередное бытие несёт новое страдания, а освобождения от него нирвану. Самый древний текст - палийский канун: 1. Право. отвергалась идея о боге как о первоисточнике закона, восхвалялась дхарма так как она есть управл. миром природ. закономерность, естественный закон, её надо знать и следовать ей, а восхваление дхармы и есть восхваление законности, буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной а в духовной и религиозной сфере, он призывал не к изменению общественного строя а от решенности от земных страстей и интересов.. 2. Государство., отвергает теорию происхождения царской власти, происхождения государства, объясн. решением людей избрать правителя, после того как возникли четыре зла: кража, осуждение, лож, насилие; здесь идея выборов проводится в отличии от брахманского учения без божественного одобрения.
Артхашастра - посвящено царской власти., наставления по искусству управления государством, они глубоко реалистичны. На первый план выдвинута идея сильной централизованной царской власти, цель политики - расширение территорий. Из четырёх видов узаконивания тхармы - царский указ, священный закон, судебное решение и обычай, высшей силой в случае если священный закон не согласно с тхармой обладает царский указ. Артхашастра состоит из 15 разделов. Индуизм. Брахманизм впитал в себя элементы доарийских культов местных племён. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Индуизм представлял собой обновленный брахманизм. В 13 в. нашей эры перестали существовать на территории Индии.
3)Политическая и правовая мысль Древнего Китая Решающее воздействие на формирование дальневосточного права оказали: 1) Даосизм – философско-религиозное учение 4-3 вв. до н.э. Его принципы изложены в книге Дао де Цзин "Канун пути и благодати" автором которой предположит. является Лао-Дзы. Важнейшая категория даосизма Дао - путь и Д - благодать. Дао - источник многообразия мира, матерью всех вещей, является неким путём, которому должны следовать все и существа и предметы. Основной принцип даосизма - принцип естественности, который подразумевает достижение идентичности индивида сущностью мира, его слияния с Дао. Главным методом достижения естественности является " недеяние " - отказ от любой целенаправленной деятельности. Принцип "недеяния" означал и проповедь пассивности - отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний. Идеал Даосизма - царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее всё искусственное, в то числе и созданные людьми законы.
2). Конфуцианство - этико-политическое учение, заложенное Конфуцием в 6 вв. до н.э. Конфуций 551-479 до н.э., он жил в царстве Лу. Мысли его изложены в сборнике " Лунь-юй" "Беседы и высказывания". Государство. Конфуций придерживался патриархально - патерниалистической концепции государства, т.е. государство это большая семья. Правитель должен действовать мудрым примером и подобно главе семьи он не должен быть стеснен средствами наказания. Он был сторонником аристократического правления. Аристократия это люди благородные не по происхождению, а по нравственным принципам и поведению. Право. Конфуций скептически относился к попыткам управления с помощью законов, исполнение которых обеспечивалось наказанием. Главное он считал средство воздействие на людей это мораль и ритуалы, а законодательство должно играть лишь вспомогательную роль, именно ритуалы являются процессуальной основой взаимоотношений, и это и есть своего рода естественное право освещенное многовековой традицией. Отличие Даосизма от Конфуцианства. Конфуцианство отрицает принцип «недеяния» в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы, поэтому человеку необходимо разрабатывать правила и обычая сообразуясь с законами природы. Конфуцианство получило распространение через 200 лет после смерти Конфуция и являлся официальной доктриной со времён династии Хань до конца Империи 1912 г. 3). Легизм - буквально - законники. Легизм – философско-политическое учение противоположное даосизму и конфуцианству. Основатель - Шан-Ян (390 - 338 г. до н.э.), он был правителем области Шан, трактат - "Книга правителя области Шан". Право. Идея - безусловное главенство юридического закона в жизни общества и государства. Закон благодаря определённости и постоянству, а также способности установить единообразие должен быть положен в основу управления и обходиться без него по выражению Шан-Яна также не возможно, как без циркуля, угольника, мер. Творцом закона может быть только правитель. Легисты определяют законы, как писаные и опубликованные правила исполнения которого обеспечивается принудительной властью государства. Государство. Относительно происхождения государства легисты имели свою версию, они считали: "Когда созданы были небо и земля, родились люди, когда людей стало много появился беспорядок, начались войны, раздор, который нечем было урегулировать, усиливается и взаимное соперничество, святые люди увидели такое положение дел и установили разграничение земель и богатств, но нельзя было закрепить это, поэтому были установлены санкции, но не возможно, что бы были санкции и не было администраторов, поэтому созданы чиновники, но раз появились должностные лица потребовалась централизация власти, создали государя и управление стало происходить с помощью законов". Шан-Ян считал, что полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, а высшей целью государства, явл. создание могущественной державы способной объединить весь Китай. 4)Идеальное государство Платона Учение платона о Государстве. Платон ((Аристокол) 427 - 347 гг. до н.э.). Основные произведения: -"Апология Сократа", -Федон" -Пир" -"Федр" -"Теетэт" -"Тимей" -"Государство" -"Политик" -"Законы". Государство. Согласно Платону государство возникает по воле Богов, как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. В диалоге "Государство" Платон излагает знаменитый проект идеального государства. Обосновывая положение сословий, Платон прибегает к аналогии между человеческой душой и государством, подобно тому, как в душе человека есть три начала - разумное, защитное и деловое (разум, воля, эмоции) - так и в государстве должно быть три сословия: 1. правители и философы, они выполняют функцию заботы об интересах целого, как такового; 2. войны (стражи), защита общественного союза от внешних врагов и обеспечение порядка в обществе; 3. земледельцы и ремесленники, заботится об удовлетворении частных потребностей одного человека. Он считал, что у первых двух сословий недолжно быть частной собственности. Платон предлагал регламентировать все стороны человеческой жизни - политический строи, материальные условия, духовную и интимную жизнь, воспитание, поездки в заграницу и прочее. В последствии воззрения Платона изменились в более позднем диологе "Законы", он разрабатывает проект второго по достоинству государства. В этом государстве: 1. всем гражданам, в том числе философам и войнам разрешается иметь семью, землю, дома в частной собственности; 2. деление на сословия заменяется градацией согласно размеру имеющегося в собственности имущества; 3. производственные потребности земледелия полностью обеспечиваются за счёт рабского труда; 4. подробно описывая организацию государственной власти Платон проводит идею смешанной формы правления: демократии и монархии; 5. форма государства по Платону, в основе его классификации лежит количество правящих лиц и степень соблюдения законов: а) монархия б) власть немногих в) власть большинства, каждый вид представлен в двух вариантах правильном и неправильном т.е. основанном на законе или нет. Правильный вариант - монархия построенная на законах, неправильный вариант при несоблюдении законов - тирания; аристократия - правильная власть законная, неправильная олигархия, незаконная власть немногих, власть большинства – правильная демократия - власть народа, неправильный вариант, демократия основанная на беззаконии. Идея типологии государств заимствована у историка Геродота, затем эта типология с незначительными изменениями использована Аристотелем. В диалогах Государство, Политик, законы содержатся различные варианты форм государственного устройства, так в диалоге государства Платон выделяет четыре разновидности отрицательного типа государства: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Право. Большое внимание Платон уделяет проблеме законов, закон это основная опора на которой держится государство, его высшая цель благо государства, наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они не исходили это справедливые законы.Платон различает правильные, установленные для общего блага, и не правильные, установленные в интересах какого-либо лица или группы лиц захватившей власть. Согласно Платону, закон-это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно нравственных норм для ориентации граждан. 5)Учение Аристотеля о государстве Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Основные произведения: -"Политика" -"Никомахова этика" -"Афинская полития" -"Этика". Государство. Согласно Аристотелю, государство продукт естественного развития и образуется вследствие природного влечения человека к общению. Есть три ступени объединения, которые люди создают последовательно в своём стремлении к общению семья>селение> государство. Государство по Аристотелю – это общение подобных друг другу людей ради достижения возможной лучшей жизни. Аристотель вкладывал в данное определение конкретное содержание «люди – это только свободные граждане греческих полисов, не рабы и не варвары. Цель государства – благо людей. Критикуя Платоновский проект идеального государства Аристотель считает, что общность имущества противоестественна, а частная соответствует природе человека. Частная собственность коренится в самой природе человека и является неотъемлемым элементом семьи. Аристотель выделяет две формы накопления богатства: 1) создание материальных ценностей своим трудом, при этом увеличивается и богатство полиса 2) торговля, спекуляция или эгоистическое накопление готовых ценностей. Аристотель защищает частную собственность, но лишь первую форму. Обязательные признаки государства: 1) Единство власти и территории 2) Власть распространяется на свободных и равных граждан, т.е. на тех, кто участвует в политической жизни 3) Социальная основа власти – собственники земли Аристотель определил свое время говоря о концепции разделения власти Форма государства Классификация форм государства во многом повторяет Платоновскую, чтобы отыскать совершенную форму Аристотель вместе с учениками проанализировал более 150 Конституции и проектов государств рассматривая причины государственных переворотов. Классификация форм проводится по двум критериям: 1) по числу правящих (один, немногие и большинство) 2) по достигаемым целям (общее благо или личная выгода) Отсюда выделены три правильные формы: 1) монархия 2) аристократия 3) полития (власть большинства) 3 неправильных формы: 1) тирания 2) олигархия 3) демократия Предпочтение Аристотель отдает политии, он ее называет смешанной. Возникает она из сочетания демократии и олигархии. Полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует самодостаточность семей и ослабляет противоречия между богатством и бедностью. Право. Аристотель самым тесным образом право связывает с государством. Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. Важнейший признак его – принудительная сила. Право – это воплощение справедливости. Цель права как и государства – общее благо, поэтому оно конечно ассоциируется со справедливостью. Само право философ разделяет на естественное и условное. Естественное право, то которое не нуждается в законодательном закреплении, оно всеми признано. К нему относятся общественные явления, существующие от природы: семья, рабство, частная собственность. Условное право – это нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений, при этом Аристотель различает писаные и неписаные законы, а также обычаи. Аристотель был сторонником стабильности права. Он писал, что закон может быть справедливым, но тем не менее даже несправедливый закон имеет обязательную силу иначе в обществе не будет порядка. Вклад Аристотеля в ИППУ велик. 6)Политические и правовые взгляды Цицерона
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|