Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Татищев Василий Никитич (1686-1750). Дворянская концепция.




Произведения: «История российская с самых древнейших времен», «Лексикон российский» (до слова «Ключник»), «Краткие экономические до деревни следующие записки», «Примечание к Судебнику 1550».

Государство.

Происхождение. Татищев сторонник договорной теории, ее он пытался дополнить историческими фактами, аргументами патриархальной теории и в итоге пришел к выводу, что государство есть продукт естественного развития человечества.

Форма государства может быть правильной и неправильной. Правильные: монархия, аристократия, демократия. Неправильные: тирания. Выбор формы государства зависит от размера территории и степени обеспечения военной безопасности. Для больших государств желательна монархия.

Татищев склоняется к ограниченной монархии с двухпалатным законосовещательным собранием.

Для России идеал – монархия. Цель – обеспечение безопасности народа и поиск общей пользы.

Дворянская концепция.

В проекте государственных преобразований предлагал создать при монархе 2 правительства – Высшее или Сенат, которой должен был состоять из родовитых дворян и (Низшие) Правительство.

Право.

Татищев разделяет законы на естественные и гражданские. Требование к закону. Закон следует писать четким и доступным для слабого подданного языком и поручать их подготовку нужно людям в законах искусных и Отечеству беспристрастно верных. Кроме этого он рассматривает в своих работах вопросы, связанные с судоустройством и судопроизводством, настаивал на профессиональной подготовке судей.

28.Политические идеи Наказа Екатерины II

Наказ Екатерины II официальная доктрина Просвещенного Абсолютизма.

Особенностью русского просвещенного абсолютизма было постоянное внимание общественной мысли к крестьянскому вопросу. Оно было вызвано бесправием крепостного, ростом движения против помещичьего произвола.

Екатерина II (1729-1796).

Укрепляя самодержавие Екатерина II провела ряд крупных реформ в духе просвещенного абсолютизма. Среди важнейших государственных актов Правительства Екатерины были учреждения губерний 1775г. и жалованная грамота дворянству 1785г.

Под влиянием идей просвещения рядом указов 1762, 1763, 1765 и 1767 гг. императрица ограничила применение пыток, а для ведения следствия установила срок в 1 месяц, сократила перечень преступлений караемых смертной казнью, ряд мер по улучшению пенитенциарной системы.

Реформы Екатерины II были направлены на превращение Российской империи в унитарное государство с единообразной системой правления на всей территории. В отношении к церкви Екатерина II предлагала необходимым сочетать защиту православия с веротерпимостью.

Наказ Уложенной комиссии 1767 для составления нового свода законов. Наказ – это обширное произведение философско-юридического содержания, в котором были рассмотрены наиболее значимые политико-правовые проблемы государственных органов и общественного устройства. Важнейшие задачи правовой и внутренней политики Российского государства.

По форме Наказ представлял собой манифест. Официальный текст Наказа состоял из 20 тематических глав и 526 статей.

В основе Наказа основные положения теории естественного права. Россия является Европейской державой, а самодержавие единственная пригодная для России форма государства.

Существуют различные оценки времени правления Екатерины II:

1) точка зрения основывается на концепции просвещенного абсолютизма, обращается внимание на консервативный характер проводящейся политики, направленной на определенные традиции институтов самодержавия

2) точка зрения – деятельность Екатерины II – это попытка реализовать модели, основанные на идеях просвещения.

29.Консервативная утопия Щербатова

Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790). Произведения: «История Российская от древнейших времен» (15 книг), «Размышления о законодательстве вообще», «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую».

Конституционализм – это совокупность идей и взглядов, направленных на ограничение или уничтожение самодержавия, введение в государственно-правовую политику элементов разделения власти. В России идеология конституционализма в данный период имела свои особенности – возник он среди дворянства, что и предопределяло его умеренность, а основной идеей дворянского конституционализма стала ограниченная самодержавная и введения представительного правления.

Государство.

Во взглядах Щербатова на происхождение государства явно просматривается влияние теорий естественного права и общественного договора, но эти естественные права распространялись только на дворянство, а общественный договор трактовался как соглашение верхушки аристократии по поводу выбора правителя и прерогатив государя. Тезис физиократов о решающем значении земледелия в экономической жизни народов использовался русским консерватором для доказательства исключительной роли дворянства как основного "земледельческого" класса в России и обоснования требований земельной аристократии к правительству и т.д.

Форма правления.

Правильные: монархия (ограниченная и абсолютная), аристократия, демократия. Неправильная: деспотия. Щербатов считает, что наиболее совершенная форма государства есть монархия, возникшая, как он считает, из власти отцов семейств. Лучшей монархией является та, где власть монарха ограничена советом вельмож (его идеал Англия). Одно из достоинств он видел в разделении власти и четком законодательном определении компетенции.

Право. В духе традиции естественно правовой школы классифицировал:

1) божественные законы

2) естественные законы

3) положительные законы, которые должны соответствовать первым двум.

30.Политико-правовые идеи Радищева

Радищев Александр Николаевич (1749-1802гг.) учился за границей, работал в Сенате, таможне Петербургской, был арестован и сослан в Сибирь, позднее он вернулся и был включён в коллегию по составлению законов, он покончил с собой.

Произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Житие Ф.В. Ушакова», «Размышление о греческой истории». Был автором нескольких законопроектов, например, «О законоположении», «О разделении уложения российского».

Взгляды на государство.

Происхождение государства. Причиной образования государства является природная социальность людей. Первоначально все были равны затем появилась частная собственность и неравенство, с появлением частной собственности произошло возникновение государство. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям хорошей жизни, а также защита слабых и угнетённых.

Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление это деспотизм.

Социально-правовые прожекты А.Н. Радищева. Будущее России - это добровольная федерация вольных городов с столицей в Нижнем Новгороде. Основа союза частная собственность, но собственность эта должна быть трудовая.

Форма правления должна быть республика, государственное устройство - федерация, государственный режим - народовластие. Власть разделена на три ветви (законодательная, судебная, исполнительная). В России должны быть суды - духовные, гражданские, военные, совестные (мировые).

Право.

Сторонник теории естественного права. Он разделял естественное и положительное право, последнее основано на первом. Он противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору и поэтому народ, если его естественные права нарушаются имеет право на восстание. Справедливый закон должен прикрывать собой слабых и обиженных. Он защищает полную правоспособность каждого гражданина вне зависимости от его принадлежности к тому или другому сословию. Ограничения правоспособности, установленные крепостным правом, категорически опровергаются. В сфере уголовного наказания должен действовать только разумный и мягкий закон, ибо «мщение всегда грустно» Подробно разработан институт необходимой обороны. В его интерпретации право необходимой обороны оправдывало как единичную расправу крестьян над своими мучителями, так и всеобщее восстание крестьян.

31.Политико-правовое учение Иммануила Канта

Иммануил Кант(1724-1804).

Основные произведения:

- Об осноположении метафизики нравов

- Критика практического разума

-Метафизичнские начала учения о праве

-К вечному миру

Сущность философии Канта, которую он сам называет трансцендентным идеализмом состоит в отрицании возможности познания независимого от познающего субъекта объективного мира («вещи в себе»). Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т. е. с чувственных ощущений+разум.

Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей.

Рассматривая отношения права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности.

Целью человечества является развитие и осуществление свободы и справедливости в международных отношениях. Не революция, а эволюция-путь развития, сообразный разуму.

Государство.

Органиазция государства, есть результат соглашения, в сил оторого все и каждый отрекаются от естественной свободы, чтобы пользоваться свободой в качестве членов государства.

Государство-объединение большого или меньшего числа лиц под действием права, изображая при этом государство,как чисто правовую организацию.

Суверенитет принадлежит только народу. Однако политические права он считает дать тем,кто относится к «активным гражданам». К «пассивным» он относит рабочих, женщин,прислуг.

Формы правления:

1)по числу законодательствующих лиц:

а) автократические (абсолютная монархия). ЛУЧШАЯ

б)аристократические

в) демократические. ХУДШАЯ

2)наличие или отсутствие разделения властей:

а)республиканские

б)деспотические

Можно перейти от абсолютной монархии к конституционной, но только путем реформ. Народ не имеет право сопротивляться высшей законодательной власти. Государственная власть не может иметь частной собственности, так она может забрать и уничтожить ее. Защиту собствености осуществляет полиция. Государство имеет право секуляризации церковных земель, но при этом выплчивать хорошее вознаграждение.

Учение Канта стало основой для нормативизма, придающего нормам права характер абсолютно независимых от законов развития общественной жизни.

Право.

Право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

Для права характерно принуждение, которое не может применяться в области нравственности, законы которой основаны на свободном внутреннем сознании долга.

Разделял право на естественное и положительное, на частное и публичное. Объектом частного права может быть не только лицо,вещь, а также действие.

Преступление-нарушение справедливости,которая должна быть восстановлена,-в этом цель наказания. Уголовный закон-категорический императив, и его требования безусловны.

В области международного права, Кант утверждает,что правомерны только оборонительные войны, так как в них народ отстаивает свою независимость. Он считает необходимым запретить противоправные праву коварные и низкие средства (шпионаж,тайное убийство,грабеж имущества).

Цель человечества-вечный мир. Мыслитель предлагал образовать Федерацию государств, при том, что у каждого государства была республиканская форма правления. Недопустимо полное объединение государств и подчинения их воле одному государству.

32.Гегель и его учение о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)

Основные произведения:

-Конституция Германии

-Философии права

-Философия духа

-Философия истории

Основная задача философии права — научное познание го сударства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Наука о праве есть часть философии.

«Что разумно, то действи тельно; что действительно, то разумно».-под действительным имеется в виду не все существующее, а лишь необ ходимое и существенное в нем.

В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы (позитивное право), философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.

Право.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

1) право как свобода («идея права»),

2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства. Потото личности и семьи.

3) право как закон («позитивное право»). Является одним из особых прав. Превращение права в себе в закон путем законодательство вания придает праву форму всеобщности, подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Гегель признает, что содержание права может быть искаже но в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.

Абстрактное право представляет собой первую ступень в дви жении понятия права от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Свобода личности реализуется в праве частной собственности.

Преступление — это сознательное нарушение права как пра ва, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средст вом восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциальное (землевладельцы — дворяне и кре стьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Государство.

С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. Разумно устроенное государство имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть. Представительство граждан в законодательном органе необхо- димо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое.

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Мы должны почитать государство как некое земное божество. Государство — это шествие Бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю".

Лучшая конституционная монархия, критикует демократию.

 

33.Христианские политические идеи и идеологии. Ефросиния Полоцкая

34.Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого

Идеология просвещенного абсолютизма. Преобладание абсолютистских тенденций в развитии русской государственности. Протекционизм со стороны сильной верховной власти в целях перспективного роста промышленности и торговли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...