С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Ситнианович (1629-1680).
Произведения: • «Жезл правления, написанный к церковному собору 1666/67 г. и посвященный обличению учений раскольников. • «Вертоград многоцветный» - энциклопедическое, поучительное произведение (1668) • «Рифмологион» (1679) - собрание стихотворений панегирического характера. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле. Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем, и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено свое место. Он призывал богатых «начальников» заботиться о своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью. Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя. Он одним из первых дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь - солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую литературу он ввел первым. Царь и государство им отождествляются. Царь должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми». Он должен просвещать свой народ. Просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Он обращал внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть. Симеон приветствует присоединение Белоруссии к России и надеется на освобождение всех славянских народов от ига иноверных. В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживался мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами.
Симеон Полоцкий достиг значительной прижизненной известности. В «Эпитафионе», написанном на его смерть по заказу царя Федора Алексеевича любимым учеником мыслителя Сильвестром Медведевым, он характеризуется как «благородный муж», «потребный церкви и государству». В истории политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил одним из первых серьезных идеологов просвещенного абсолютизма в России. 35.Политико-правовая идеология русских религиозных философов. Булгаков. Конец XIX в. был отмечен нарастанием «чувства чрезвычайности» (А. Белый) и понятным усилением интереса к историософскому и философско-нравственному истолкованию смысла жизни. В это же время в процессе полемики между отечественными марксистами, народниками и либералами значительный вес приобрела кантианская система императивов и долга, ее пафос морального благородства. Нравственную философию Канта соединяли с идеями Шопенгауэра (Вл. Соловьев), использовали в поддержку возрождения теории естественного права против односторонностей исторической школы права (П. Г Новогородцев), трактовали в духе этического критицизма (концепция «оправдания добра» Вл. Соловьева). Для некоторых молодых философов Кант стал устойчивой доктринальной опорой при отходе от марксизма на позиции моралистического и религиозно-нравственного мировоззрения (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Струве) Изданный в 1902 г. по инициативе Булгакова сборник статей «Проблемы идеализма» объединил представителей очень разнородных течений, противопоставивших себя марксизму как догматической системе и подвергших его гносеологической и этической критике с позиций Канта и Гегеля. При этом в самом марксизме были выявлены потаенные религиозные мотивы и черты, связанные с его утопическим мессианством.
Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) Произведения: статья «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева?», монографии «Философия хозяйства» (1912) и «Свет Невечерний» (1917), диалоги «На пиру богов», «Философия имени» (1920, изд. 1953) и «Трагедия философии» (1920, изд. в нем. пер. 1928). Социализм Маркса, согласно Булгакову, есть рационалистическое переложение иудейского хилиазма, и поэтому все действующие лица этой эсхатологической драмы получили экономическое истолкование. Избранный народ, носитель мессианской идеи (или позднее – народ «святых» у некоторых христианских сектантов) заменился «пролетариатом». Избранность пролетариата, его особая революционная миссия порождались уже не внутренним самоопределением, как необходимым условием мессианского избрания, но внешним фактом принадлежности к пролетариату, положением в производственном процессе и признаком сословности. Из неотложных задач, вставших перед русской интеллигенцией, особое значение Булгаков придавал изживанию «личного самовознесения, высокомерно-покровительственного отношения к народной, исторической и церковной стихии». В соединении с примитивной некультурностью, в том числе и черносотенством, с отсутствием воспитания в культуре, понимаемого как «трудовой, созидательный процесс», происходит уменьшение «практической годности культурно-правящего класса, затрудняя и без того затрудненный общеисторическими и общеполитическими условиями процесс культурного воспитания страны». Взаимоотношения церкви и государства Булгаков, как и другие представители религиозно-возрожденческой волны, рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и богом. Вплоть до «последней революционной эпохи» отношения государства и церкви сводились к разным формам «христианского государства», которое находилось в союзе с церковью. В новейшем государстве, имеющем в своем составе народы разных вероисповеданий и даже вер, конфессиональное государство стало давно уже не соответствующим положению вещей. В настоящее время оно стало, по-видимому, и вовсе невозможным. Произошло разлучение церкви и государства, к взаимной выгоде обоих, и вместо прежнего союза наступило отторжение церкви от государства в различных его видах.
В условиях вероисповедной свободы возникает благоприятный и нормальный для церкви режим, который освобождает ее от соблазнов клерикализма и обеспечивает возможность беспрепятственного развития. Но отделение не предполагает полного отчуждения. «Принимая юридическое отделение от области кесаря, от государства как свое освобождение, (церковь) отнюдь не отказывается от задачи оказывать влияние на всю жизнь государств, с проникновением во все его поры. Идеал христианского претворения государственности силою церковности остается во всей силе и без всяких ограничений и в эпоху отделения церкви от государства, ставшего «правовым», ибо это отделение остается только внешним, но не внутренним». Рассматривая историю православия в его взаимоотношениях с государством, партиями и политическими режимами, Булгаков приходит к выводу, что, «вообще, связывать православие, которое есть религия свободы, с реакционными политическими стремлениями представляет собой вопиющее противоречие», которое находит для себя объяснение в истории, но не в догматике христианства. Тот факт, что в течение долгих веков православие было связано с монархией (как политическим режимом), которая «оказывала незаменимые услуги церкви, хотя и наносила ей тяжелые раны», обернулся в конечном итоге исторической трагедией православия, воплотившейся как в падении Византии, так и в современной России. И объясняется это именно «нарушением равновесия в отношениях церкви и государства». Православие обладает рядом свойств, которые имеют важность для его отношения к социальной проблеме. Соборный дух его, который на языке мирском зовется демократизмом, не есть демократия. Однако отсутствие здесь «князей церкви» (несмотря на наличие иерархизма) с церковным монархом – папой во главе делает его «более народным, более благоприятствующим духу экономической демократии».
Православию не свойственны те задания (функции) клерикализма, которые неизбежно оказываются присущими «воинствующему империализму католичества». Так называемый католический социализм неизбежно является средством для сохранения и расширения влияния церковной организации с папой во главе. Этот мотив почти отсутствует в православии, которое стремится расширить свое влияние только на души. Вопросы социального христианства, по толкованию Булгакова, должны существовать для православия в некотором обособленном виде – «сами по себе, как дело его собственного самоопределения и его проповеди в мире». Еще пророки Израиля имели в составе своей проповеди социальные мотивы, вот почему в них не без оснований видят ранних провозвестников социального христианства на ветхозаветной основе. Но дух пророчества не угас в христианской церкви. На протяжении многовекового существования христианской церкви, особенно в XIX в., и на Востоке и на Западе возникают опыты проповеди социального христианства. В России сюда можно отнести деятельность группы славянофилов, архимандрита Феодора Бухарева, Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева, особенно Н. Федорова. Сюда же Булгаков относил и свои книги, в частности «От марксизма к идеализму», «Два града. Исследование о природе общественного идеала», «Философия хозяйства», «Очерки по истории экономических учений. Очерки по истории социальных учений» и др. Правовые взгляды С. Булгакова наиболее компактно изложены в статье «О социальном идеале» (От марксизма к идеализму. 1903). Он отвергает в корне как фальшивое мировоззрение ту позицию, которая отрицает роль правовых гарантий и которая столь характерна для «старых славянофилов». В марксизме он видит «попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву последней». Его осуждению подверглось также византийско-монашеское понимание соотношения политики и морали в учении Льва Толстого. В последнем Булгаков усмотрел тенденцию ограничиваться лишь «отрицательными заповедями неучастия во зле, без положительного требования борьбы со злом», что естественно сближает это учение с таким же «социально-политическим нигилизмом» византийско-монашеской доктрины. В истолковании природы права Булгаков движется в русле идей и конструкций Вл. Соловьева: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. «Примененное в качестве критерия социальной политики, это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав.. Любовь к ближнему просто как человеку предполагает равное отношение ко всякой человеческой личности, чуждое всякого произвольно оказываемого предпочтения одному перед другими... Спор о социальных идеалах есть не что иное, как спор о справедливости и правильном понимании ее требований...»
Формула справедливости: каждому – свое. Тем самым за каждой личностью признается «сфера его исключительного права и господства». Естественное право есть «правовое и социальное долженствование, это те идеальные нормы, которых в реальной действительности нет, но которые должны быть и во имя своего объективного долженствования отрицают действующее право и существующий уклад жизни. Критика права и социальных институтов есть неотъемлемая и неустранимая потребность человека, без этого остановилась бы и замерла общественная жизнь». Естественное право как идеальная и абсолютная норма для оценки положительного права сводится, по Булгакову, к нескольким морально-правовым аксиомам. Первая из них касается равенства людей. «Люди равны между собой как нравственные личности; человеческое достоинство, святейшее из званий человека, равняет всех между собой. Человек для человека должен представлять собой абсолютную ценность; человеческая личность есть нечто непроницаемое и самодовлеющее, микрокосм». Этой идеи не знала античная древность: Платон и Аристотель не распространяли человеческое достоинство на рабов. Хотя идея равенства была свойственна еще стоикам, но «всемирное значение она получила лишь в проповеди Евангелия». Утверждая равенство людей вопреки их эмпирическому неравенству и абсолютное достоинство личности вопреки существующему униженному ее положению, мы, утверждал Булгаков, отрицаем эмпирическую действительность и за «корою естества» прозреваем подлинную божественную сущность человеческой души. Идея равенства людей необходимо включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства. Право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства. Понятие личности, свободы и равенства составляют сущность так называемого естественного права. Требованием свободы никак не отрицается зависимость личности (независимость ее осуществима только в доисторическую эпоху либо на острове Робинзона). «Зависимость от государства представляется нам политическим гнетом не как таковая, не потому, что вообще существует государство со своими требованиями, а лишь в тех пунктах, где эти требования противоречат нашему нравственному чувству, не могут быть приняты и исполнены свободно, без принуждения. Нам не кажется, например, нарушением свободы запрещение красть или убивать; получая полную санкцию со стороны нравственного сознания, эти требования государства исполняются нами свободно. Напротив, те ограничения частно- и публично-правового характера, которые встречают решительное осуждение со стороны нашего нравственного сознания (как ограничение свободы личности, совести, слова и т.д.), испытываются как политический гнет». Идеал политической свободы заключается поэтому не в уничтожении государства (такова теория анархизма), а в преобразовании его в соответствии требованиям нравственного сознания. Принимая на себя задачу защиты свободы личности, общественная организация <в широком смысле этого слова) может осуществлять ее только энергичным поддержанием правового порядка против посягательств на него произвольных действий и поступков отдельных личностей. Отграничить точно и бесспорно, где кончается общество и государство и где начинается область неприкосновенных прав личности, невозможно даже в теории. В истории эта граница постоянно передвигается то в одну, то в другую сторону, она постоянно отыскивается заново под влиянием меняющихся исторических условий. «Благодаря этому неустранимому антиномизму постоянно существует глухая борьба личности с обществом, и она всегда может вспыхнуть, перейдя в открытое неповиновение с одной стороны или насильственные действия – с другой. В силу этого антиномизма даже самое идеальное общественное устройство может иметь лишь неустойчивое равновесие». Все человечество, как известно, распадается в настоящее время на ряд партий или групп с даже диаметрально противоположным пониманием требований справедливости. Есть целый ряд причин, в силу которых во имя единого идеала справедливости поставляются различные требования. Нужно принять во внимание, подчеркивает Булгаков, всю сложность «социальной жизни и обусловливаемую этим возможность вполне искреннего и добросовестного разногласия при оценке одних и тех же явлений; конечно, это разногласие не уничтожает центрального значения единого идеала справедливости, подобно тому как научные разногласия не уничтожают единой истины как идеала или нормы научного знания». 36.Проблема государства и власти в доктрине русского анархизма Бакунин, Кропоткин Бакунин Михаил Александрович (1814 —1876), российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. В 1868 в Женеве Бакунин вступил в I Интернационал (Международное товарищество рабочих). Вместе с тем он организовывал международное анархическое движение, активно вербовал своих сторонников в созданную им тайную организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая, по его замыслу, должна была играть роль революционного авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии двух этих вождей, так и в теоретических расхождениях. В 1872 на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. I Интернационал распался. Генеральный совет переехал в Нью-Йорк, интернационал анархистов (сторонников Бакунина) действовал в Европе до 1877. Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция»(1871) и «Государственность и анархия» (1873). Бакунин отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта, носителем которого он считал русское крестьянство. Задачу революционной организации он видел в установлении «живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Свою программу Бакунин сформулировал применительно к России. Он считал русскую крестьянскую общину готовой основой будущего социалистического общества, а русского крестьянина «прирожденным социалистом». Под влиянием идей Бакунина сформировалось «бунтарское» направление революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х гг. в массовом «хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к немедленному восстанию. Идеи Бакунина и его анархистская тактика были усвоены многими революционными кружками и организациями («долгушинцами», «чайковцами», «Землей и волей», «Народной волей» и др.). Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Бакунин разделял федерализм Прудона и убеждение в необходимости непосредственных действий рабочего класса, однако он полагал, что система отношений собственности, предлагаемая Прудоном, нереалистична. Средства производства, согласно Бакунину, должны находиться в общественной собственности, причем каждый рабочий должен получать плату только за реально проделанную работу. Второе важнейшее отличие Бакунина от Прудона состояло в отношении к революционным методам. Прудон был убежден, что организации мютюэлистов возможно создавать внутри существующего общественного строя, что постепенно приведет к его трансформации без насильственной революции. Бакунин, выдвигая знаменитый тезис, гласящий, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть», отрицал возможность мирного пути развития общества, полагая, что насильственная революция, разрушающая все существующие институты, есть необходимая прелюдия к строительству свободного общества. Несмотря на то, что принципы индивидуализма и ненасилия (как основные в доктрине Прудона) продолжали развиваться периферийными течениями анархизма, бакунинские взгляды о необходимости коллективной собственности и насильственной революции доминировали в анархистском движении со времени I Интернационала до окончательного крушения анархизма как массового движения во время гражданской войны в Испании в 1939. Петр Кропоткин Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал русский революционер П. А. Кропоткин, который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления. Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества». Стремясь обосновать возможность анархического общества, Кропоткин приступил к разработке этики анархизм, основанной на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции и этического прогресса («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого фактора, будет означать переход к естественному анархическому состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный отбор, а представление о добре — взаимную помощь внутри видов («Этика», 1922). 37.Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина Профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Произведения: -История политических учений -Собственность и государство -Философия права -Курс государственной науки В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Право. Субъективное право — это законная свобода человека чтолибо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий пра- ва и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не в законе, а в свободе". Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равен- ство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны. В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а учреждения для лиц". Государство. Государство - есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага. Основными элементами государства являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель Лучшая форма конституционная монархия. Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели. Против самодержавной власти!- Там, где господствует упорная притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция является как неизбежное следствие такой политики. 38.Концепция юридических норм и государственной власти Коркунова Николай Михайлович Коркунов (1853— 1904) Произведения: -"Лекции по общей теории права" -"Указ и закон" -"История философии права" Право. Право, по определению Коркунова, есть не просто защита интересов, но их разграничение. Гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс — истца и ответчика, государственное право — интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств. Государство. Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное и при- знанное властвование над свободными людьми. Государство — не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, а объектом служит государственная власть как предмет пользования и распоряжения. "Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного". Отврегал общепризнаное разделение властей. Взаимное сдерживание органов власти, достигается не только обособлением разных функций, но и «совместным властвованием»: 1) одну функцию выполняют несколько органов, которые независят друг от друга 2)у нескольких органов взаимно обусловленные функции 3)осуществление функций одним органом, но в различном порядке. Против ограничения избирательного права. Он с сожалением отмечал, что в России государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны. 39.Учение о государстве и праве Шершеневича Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) Произведения: -История философии права -Общая теория права -Общее учение о праве и государстве Право. Понятие права, утверждал Шершеневич, включает в себя только положительное, действующее право. Объективное право — совокупность правовых норм, субъективное право — "возможность осуществления своих интересов субъектом права". Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне существовать без субъективного права. К сущностным чертам права относил следующие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает принудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право — вторичное. Право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающеи. Если же государственная власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется произволом. Государство, по его мнению, само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти. В основе деятельности любого государства, утверждал Шершеневич, лежит инстинкт политического самосохранения. 40.Концепция организованной защиты С.А. Муромцева Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — профессор гражданского права юридического факультета Московского университета. Произведения: -"Очерки общеи теории гражданского права" -"Определение и основное разделение права" -"Что такое догма права?" Право. Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка. В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т. д. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью. Юридическои санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. Суд, считал Муромцев, превратится в арбитра между законом и конкретным правоотношением. Концепция организованной защиты: На содержание правопорядка влияют интересы и отношения социальных групп. Общество пронизано союзами разной степени общности: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство. От характера отношений внутри общественной группы зависит и форма их защиты. Муромцев называл такую форму защиты "неорганизованной защитой", а сами отношения, которые гарантируются от нарушений таким образом, — "правовыми". К правовым он относил те общественные отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по мере признания обществом получают "неорганизованную защиту" со стороны общества и социальных групп. Однако при столкновении различных интересов "неорганизованной защиты" уже недостаточно, и необходимо обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам, т. е. к "организованной защите". 41.Психологическая теория права Петрожицкого — профессор юридического факультета Петербургского университета, Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, если станет отыскивать правовой феномен в "социальной среде" Источником права, по Петражицкому выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным псих. трактовкам права, исходившим из понятий: воля и коллективные переживания в сознании индивидов. Петражицкий различал 2 вида эмоций: моральные и правовые. Моральные являются односторонними и связанными с осознанием человеком своего долга. Правовые являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят предоставительно-обязывающий характер. Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях(правила различных игр,правила этикета) С разв. культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появл. учреждения общ. власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, гос. власть способствует "определенности права". Но наряду с официально признанным правом существует и множество систем интуитивного права, например, крестьянское, пролетарское... Он считал, что философия права сост. из 2х наук: теории права и политики права. Теория должна быть без элементов идеализма. А политика права соединяет знания о праве с общественным идеалом. Он считал: главное положение в прав. пол-ке гос-ва должны занимать не принуд. меры, а механизмы воспит. воздействия на поведение людей, тк с помощью этого официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу. Для совр. эпохи, отмечал он, характерны процессы "социализации производства", замены "деспот. режима системой гос. и общинного самоуправления". В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. 42.Политико-правовая идеология большевизма Ленин Владимир Ильич Ленин (Ульянов, 1870—1924) Основные произведения: -Что делать?» -«Империализм как высшая стадия капитализма» -Государство и революция -«Детская болезнь «левизны» Классовая теория государства. Первая из них — воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Суть всех без исключения государств, как бы разнообразны ни были их формы - диктатура господствующего класса, которая конкретно проявляется в обладании этим классом властью. Власть господствующего класса опирается прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. В.И. Ленин создал учение об объективных (революционная ситуация) и субъективных (наличие революционной партии, зрелость масс) факторах революции; учение о партии нового типа; разработал стратегию партии в буржуазно-демократической и социалистической революции в России. К основным чертам новой ленинской модели социализма можно отнести: -«Диктатура пролетариата есть не что иное, как власть, основанная на силе и ничем не ограниченная - ни законом, ни правительством. - реабилитацию закона стоимости и товарно-денежных отношений, подчиненных плану; - принцип оплаты по количеству и качеству труда; • возложение на государство коммерческих функций; • признание кооперации социалистической формой; - переход от поголовного управления к твердому, но гибкому аппарату государства. Конкретное содержание феномена «диктатуры класса» Ленин видел в том, что: - диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами; - такая диктатура включает в себя ориентацию власти на насилие, осуществляемое в самых различных формах; - непременным признаком диктатуры класса является его совершенная несвязанность какими-либо законами. К вопросу о свободе, рассматриваемой во всех ее аспектах и реализуемой посредством институтов демократии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодушным. Он был последовательным антилибералом. Анализируя проблему государства и революции, Ленин видел две возможности: использовать старую государственную машину или полностью сломать ее. Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников. Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы — учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами же контролируют их исполнение. 43.Социальная концепция государства и права Рудольфа фон Йеринга Основные произведения: -«Дух римского права на различных ступенях его развития» -«Цель в праве» - «Борьба за право» (1872). Различают, в частности, два периода его творческой деятельности на поприще политикоюридической теории: 1) В это время он придерживался установок «юриспруденции понятий», полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных правоположений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания. 2) Иеринг приступает к разработке «юриспруденции интересов». Теперь он вдохновляется той мыслью, что культ логического для юриста теоретика неуместен, поскольку правоведение не математика, и в нем приоритет должен принадлежать не логике. Не собственно логика должна являться объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей. Право. Право, по Иерингу, выходит «из рук» общества, которое он интерпретирует как сферу «совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем са мым действует и для других». Право есть защищенный государством интерес. Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной властью. Право оказывается обязанным государству не только своим происхождением, но еще и способом существования. Первоначально право имеет односторонне принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения чрезмерных притязаний частных интересов. Постепенно оно приобретает двусторонне обязательную силу, становится обязывающим и для самой государственной власти. Государство. Государство, — утверждает Иеринг, — есть организация социального принуждения. Иеринг ратует за независимость и несменяемо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|