Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовная и светская власть должны быть разделены.




Государство. Большое внимание М. Грек уделял способам приобретения власти: наследственные и выборные. Цель государства - обеспечение мирной и спокойной жизни людей и стабильного внутреннего порядка. Сущность власти рассматривается Греком традиционно, как реализация божественной воли. Он Считал, что критиковать правителя можно вплоть до признания его правления мучительским, но предпринимать что либо против него недопустимо. Форма правления: предпочтительнее та, при которой царь управляет подвластными с помощью бояр и дворян т.е. речь идёт о сословно-представительной монархии. перечисляя обязанности царя, М Грек повторил такие положения как слушать советы мудрых советчиков и духовенство и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов.

Право. Грек развивает мысль об ограничении царской власти не только советом, но и законом. различает "правду"(закон) и "неправду"(нарушение закона). Значительное место в произведениях Грека отводится критике суда, он отмечает взяточничество судей, критикует практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подбрасывании улик невиновным в целях получения откупа, также он практикует сред. вековые формы судебного поединка, как несправедливого способа решения дел, отдавая при этом предпочтение свидетельским показаниям и клятве.

Отношение к Ереси. Церковь настаивала на преследовании еретиков и не только силами Церкви, но всеми средствами государственного принуждениями, вплоть до смертной казни. Нестяжатели считали недопустимым преследование еретиков, предлагая воздействовать убеждением и мудрыми беседами.

Иосифляне (Стяжатели). Они сторонники особого направления русской общественной мысли получившее своё название по имени своего вдохновителя Иосифа Володского.

Основные идеи Иосифлян. Сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и её экономического положения. Необходимость увеличения (стяжения) церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать оду из главных своих задач - творить благие дела (строительство монастырей, помощь нуждающимся и др.). Признание личного нестяжения монахов.

Иосиф Володский. В миру Иван Иванович Санин. Дата рождения 1439-1515. Происхождение из семьи небогатого землевладельца. Он руководил иосифлянской духовной партией, члены которой занимали ключевые посты в церкви. Володские монахи участвовали в крещении Ивана 4, выступали обвинителями на процессах М. Грека и Ф. Косого. К Иосифлянам был близок монах Филофей.

Основные произведения: "Послания разным лицам", "Духовная грамота", "Слова антиеритического содержания". Слова Антеретического содержания были собраны в сборник под названием "Просветитель".

Позиции Иосифлян по отношению к царской власти не была постоянной. первоначально Иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской, правитель по их мысли земной человек и простой исполнитель божьей воли, поэтому ему следует воздавать лишь царскую власть, а небожественную. если на троне утверждался тиран, то повиноваться ему не следует, последующее сближение Володского с великим князем Иваном 3 привело к изменению его взглядов на природу великокняжеской власти, признавая как и прежде её божественное происхождение, он уже заявляет о необходимости подчинению правителю всех институтов государства и церкви, единственное ограничение власти государя. Единственное ограничение власти государя - недопустимость выхода за пределы божьих и государственных законов.

Право. Классификация законов традиционна для своего времени, но в его классификации отсутствует распространённая в западно-евоепейской мысли различие между божественным законо и государственным. Источником всякого хаконодательства по его мнению является божественная воля. Иерархия законов согласно его учению, выглядит след.образом: поместные и вселенские соборы, словеса святых отцов, градские законы, которые механически сочетают и первые и вторые.

Отношение к ереси. Володский проявлял нетерпимость к еретикам, инакомыслие он считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства и должны наказываться. В целом союз Иосифлян с государством сохранялся до второй половины 16 века, позднее идеи неотчуждаемости церковного имущества стали противоречить идеологии формирующегося самодержавия, отголоском иосифлянской доктрины стала политика Патриарха Никона.

18.Политико-правовая идеология церковного раскола

17 век это начало постепенной трансформации средневековой Руси в Россию. Церковь к этому времени имела большие земельные богатства, административные и судебные привилегии, которые приобрела в смутное время и впервые годы царствования Романовых. После воссоединения Украины и России власти стремились к объединению православных церквей. Церковь Украины находилась в тесной связи с Греческой Церковью, в то время как Русская церковь в церковно-обрядовом отношении всё ещё значительно отличалась от греческой, необходимо было внести единообразие в церковную жизнь и поэтому было принято решение об исправлении богослужебных книг по греческим образцам. Творцом Церковной реформы 1654 года направленной на унификацию богословской системы и церковно-обрядовой практики стал Патриарх Никон, оппозиция во главе с протопопом Аввакума была против этого решения, что привело к Церковному расколу. Возникло течение старообрядцев представлявших собой совокупность религиозных групп не принявших церковных реформ и ставших оппозиционными и даже враждебными официальной православной церкви. В 1656 году защитников Древнерусских обрядов отлучили от церкви. Церковная реформа поддерживалась Царём Алексеем Михайловичем т.к. соответствовала его планам в сфере внешней политики и укрепления государства в целом.

Взгляды Никона. В миру Никита Минов(1605-1681 г) Сын крестьянина. В 1666 году на Церковном соборе Никона лишили Патриаршего сана.

Соотношение светской и духовной власти. По средством Церковной реформы Никон предполагал укрепит церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под руководством церкви (Никон был сторонником Теократического государства). В его представлении теократия подразумевала главенство церкви т.е. даже внешне государственная власть должна была признать главенство церковных учреждений и священнослужителей.

Протопоп Аввакум. Идейный вдохновитель старообрядцев. В Миру Петров, дата рождения - 1620 г.. дата смерти 1682 год(казнён). Происхождение - из семьи священника. Основные произведения: "Житие", "Книга бесед", "Книга Толкований" и д.р.

Взгляды Аввакума. Защитники старой веры были прямыми наследниками нестяжателями и еретиков 14-16 веков. Они развивали еретические идеи, выдвигали народные социально-политические требования, обличали высшие чины светской власти и церковной, за их безнравственность, чревоугодие и др. пороки. Аввакум был сторонником концепции Москва 3-й Рим. В его понимании Русское государство должно служить своим национальным интересам, жить по собственным законам и нормам истинного православия. Царя он рассматривал как ставленника божественного промысла, одновременно подчёркивая его человеческую природу и осуждая за то, что царь восхотел стать богом. Политический идеал старообрядцев и основа справедливого общества это община, базирующаяся на ранне-христианских ценностях - вере, правде, равенстве, общности имущества, всеобщности труда и т.д.

19.Гуго Гроций о государстве и праве

Политико-правовые учения Нидерландов. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощение нового мировоззрения отличным от теологических представлении средневековья стала теория естественного права и общественного договора, нашедшая отражение в трудах Гроция и Спинозы.

Гуго Гроций. Основные произведения: "О праве войны и мира, три книги в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права"(1625 г.).

Государство. Государство - это совершенный союх свободных людей заключённый ради соблюдения права и общей пользы. (Г. Гроций). Признак государства - верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил издание законов правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира(заключение международных договоров). Происхождение государства. Было время когда было естественное состояние, т.е. не было государства и частной собственности, но постепенно люди утратили простоту общения началось насилие и появилась угроза жизни. По мысли Г. Гроция государство это результат сознательной деятельности людей и возникновение его явилось следствием договора.

Форма правления. Каждая существующая форма имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления но избрав её народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия её изменить ибо договоры должны соблюдаться. Виды форм государства: монархия, власть знатных вельмож(аристократия), гражданская община(демократия). Предпочтение он отдавал аристократии или монархии.

Право. Он придерживался взглядов Аристотеля. Право дел. на естественное и волеустановленное. Он считал., что право корениться в стремлении к спокойному и направленному разуму к общению с др. людьми, это стремление свойственно каждому индивиду, право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение этой вещи, соблюдение данных обязательств, возмещение виновным причиненного вреда, заслуженное наказание провинившихся в чём либо и д.р. Это всё относится к естественному праву. Позитивное (волеустановленное) право, оно включает право человеческое (внутригосуд. и международное) и божественное. Оно основано на естественном праве. Источник естественного права это природа человека. Источник человеческого права соглашение между людьми, народами и государством. Международное право. Вопросы международного права оно соотносит с общей проблематикой права и государства. Пытаясь с точки зрения юриспруденции, а не политики, анализировать итоги 30-ти летней войны(1618-1648). Предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости, что отличает её от предмета политики изучающей вопросы целесообразности и пользы. Отношения между государствами должны строиться на принципах права - это и есть "право народов". Источниками права народов являются соглашения и разум человека, оно существует даже тогда, когда государство находится в состоянии войны друг с другом. Войны он делит на справедливые(оборонительные) и не справедливые(захватнические или правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету, необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. Идеалом Гуго Гроция было единое мировое сообщество, которое состоит из суверенных государств отношения между которыми регулируется рациональными принципам международного права.

20.Политико-правовые взгляды Бенидикта Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза. 1632 - 1677. Родился в семье Еврейского купца. Основные произведения:

- "Богословско-политический трактат"

-"Политический трактат"

-"Этика доказанная геометрическим способом".

Философской основой его концепции является пантеизм. Пантеизм - религиозно-философское течение, отождествляющее бога с природой, и, рассматривающая природу, как воплощение божества. Следуя этому принципу, Спиноза утверждает, что поскольку человек это часть природы то его социально-политическое существование подчинено универсальным законам мироздания.

Государство. Происхождение государства. по природе человек эгоистичен и корыстолюбив и поэтому его естественное состояние конфликтно и не стабильно. Все имеют право на все по своему произволу и желанию. Поэтому люди в естественном состоянии равны. По естественному праву человек человеку волк. Выход из этого - переход из естественного состояния к общественному с помощью заключения общественного договора. Объединяясь в государство люди подчиняются единому закону и единой суверенной власти. Цель государства -свобода мир и безопасность граждан.

Форма правления. В зависимости от количества правящих: монархия (абсолют. и констит.), аристократия, демократия. Отношение Спинозы к формам правления. Монархия может быть хорошей формой лишь в случае если в ней есть Совет избираемый населением. Аристократия - эта форма более предпочтительна т.к. власть принадлежит привилегированной верхушке и эти люди могут выбрать правильный путь развития государства. Демократия - форма при которой наиболее полно реализуются естественные права человека, где все граждане если они не лишены этого права из-за преступления или бесчестья, участвуют в управлении государством. Спиноза был сторонником Демократии. Одна из глав политического трактата специально была посвящена демократии, однако, осталась незаконченной и большинство соображений философа относительно этой формы правления неизвестны.

Право.

С созданием государства создаётся общее для всех право, которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем людей. Это общее право, являющееся результатом объединения естественных прав отдельных людей и соединение людей в единое целое именуется властью. Он делит право на естественное и волеустановленное. Под естественным правом он подразумевает сами законы или правила природы в соответствии с которыми совершается все. Источник естественного права - здравый смысл. Волеустановленное право - это образ жизни который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели, его источник - обязательства вытекающие из соглашения или вынуждаемые иным образом. Отстаивая принципы буржуазного государства Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав на которые не может посягать государство.пеее

Международное право. Спиноза рассматривает войну как естественное состояние и на этом основании право войны принадлежит каждому государству, но право мира только союзному государству, конечный результат войны это мир.

Учение Спинозы первое в идеологии Нового времени, теоретическое основание демократии носящее фундаментальный характер.

21.Политико-правовое учение в годы английской буржуазной революции: индепенденты, левеллеры, диггеры

Вторая из ранних буржуазных революций это Английская революция (1642-1649). Отличие от нидерландской в том, что она представляла собой религиозно.-политический и социальный конфликт принявший форму гражданской войны и повлёкшей радикальные перемены в обществ. отношениях и способах правления. Одна из особенностей английской революции проявилась в том, что идеология реформации принявшая в Англии форму пуританизма играла здесь революционно-мобилизующую роль. Бурные политические события тех лет получили теоретическое осмысление в трудах Гоббса и Локка. А также нашли отражение в программах партий и движений таких как Индепенденты, Левеллеры, Диггеры.

Протестантизм делится на пуританство(1580), которое делится на индепендентов (левые) и пресвитериан(правые). В индепендентах (конгрегационалисты или сепаратисты или браунисты) после 1646 года выделились левеллеры, а от них позднее выявились Диггеры. Позднее из Индепендентов выделись квакеры, искатели, ожидатели и др.

Индепенденты (независимые). Индепенденты это религиозно-политическая группировка пуритан, выражавшая интересы радикальных буржуазных кругов и нового дворянства. Они выделились в конце 16 века как левое крыло пуритан. Идеологом был поэт и политический деятель Джон Мильтон (1608-1674). Он обосновал в своих трактатах "О власти королей и должностных лиц или защита английского народа" естественно правовую теорию и адаптировавший её к политическим и религиозным условиям Англии тех лет. Мильтон полагал что республика с цензовым избирательным правом предпочтительней других политических форм, в ней наиболее полно проявляются свободомыслие, а также возможность влиять на институты государства, но политические требования сводились к установлению конституционной монархии. Индепенденты выступали за полную автономию каждой общины верующих, веротерпимость отрицали церковную иерархию, вмешательство государства в религиозную жизнь, входе революции индепенденты во главе с Кромвелем добились большинства в парламенте развернули борьбу против роялистов. После реставрации монархии в 1660 году индепенденты сошли с политической арены.

Левеллеры (уравнители) - радикально-демократическая группировка периода буржуазной революции. После победы над королём в рядах индепендентах произошёл раскол из неё выделилась группа представлявшая в основном интересы мелкой буржуазии и требовавшая уравнение людей в политических правах, но не в имущественных. Левеллеры политические врачи, желавшие этим самым оправдать их в глазах имущих классов. В своих воззрениях уравнители опирались на доктрину естественного права и общественном договоре. Будучи противником Парламента и монархии Левеллеры выступили с манифестом «Народное соглашение», которые представили в Парламент в 1647 г. По существу это был проект буржуазно-демократического республиканского устройства страны. В манифесте выдвигаются требования введения однопалатного Парламента созываемого каждые 2 года на основе всеобщего субсидиарного права для мужчин, принятия письменной демократической конструкции, закрепления прирожденных прав англичан, избирать судей и других должностных лиц Левеллеры отождествляли прирожденные права англичан с естественным правом свобода совести, печати, торговли равенства всех перед законом и судом. Взгляды партии были в 1647 г. изложены ее лидером Джоном Лилбёрном (1614-1657). В Памфлете «Дело армии» и в трактате «Основы свободы». 1649 г. после провозглашения Англии республикой вожди Левеллеров во главе с Левеллером были заключены в тюрьму, а партия была разгромлена.

Диггеры (копатели) – представители радикального крыла революционной демократии в период Английской революции. Выделились из Левеллеров и называли себя истинными Левеллерами. Возникли весной 1649 г. как отражение надежд крестьян на возможность переустройства жизни на основах справедливости. Их основные идеи и требования выражены в произведениях Джирарда Уинстенли (1607-1652). Составленный им в декларации «Бедного угнетенного народа Англии» и в Памфлете «Закон свободы» представляет собой проект переустройства общества. На основе отмены частной собственности на землю Диггеры выражали интересы городской и деревенской бедноты, особенно безземельного или малоземельного крестьянства. Они выступали за ликвидацию частной собственности на землю, и передачу земли крестьянам в безвозмездное пользование. Они пытались достичь этого мирным путем, путем убеждения. Оптимальная форма правления – республика, образуемая в результате выборов, но с ограничением избирательных прав для власть имущих и для женщин. Власти сурово преследовали Диггеров. К 1650 г. движение Диггеров было подавленно правительством Кромвеля.

22.Политико-правовые учения Томаса Гоббса

Т. Гоббс.(1588-1679). Родился в семье священника. Основные произведения - "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Этот труд состоит из 4-х частей: о человеке, о государстве, о христианском государстве, царство тьмы.

Государство.

Т. Гоббс считал, что важнейшим искусственным телом, создаваемым человеком, является государство, что бы познать последнее необходимо предворительно исследовать человека, его природу, способности и склонности, отсюда аналогия государства с человеком (Левиафан по Гоббсу это искусственный человек), отсюда аналогия с человеком: суверен это душа, тайные агенты это глаза государства, судья и чиновники это суставы, советники это память, законы - это разум и воля, награда и наказание это нервы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...