Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политико-правовые идей Древнего Рима.




Политико-правовая мысль Древнего Рима находилась под влиянием Древней Греции.

Римляне больше прославились разработкой и систематизацией многих правовых идей основополагающих понятий и концепции юриспруденции. Сочинения римских юристов стали составной частью кодекса Юстиниана, который стал фундаментом развития средневековой юридической науки и практики. Своего расцвета юриспруденция Рима достигла в первые века нашей эры.

Именно в римской империи в 1 и 2 вв. распространяется христианство, которое в 4 в. из гонимой религии становится официальной религией государства.

Основные политико-правовые идеи Древнего Рима представлены учением Цицерона, Августина и ранних Христиан.

Учение Цицерона о государстве и праве. Марк Тулий Цицерон (106 -43гг. до н.э.).

Основные произведения:

- "Государство"

-"Законы"

-"Об обязанностях".

Государство.

Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею божественно-естественного происхождения государства. Первичной формой общественного объединения людей признается семья из которой в дальнейшем формируется государство, причиной возникновения государства виделись Цицерону стремление людей к осуществлению общего интереса и в необходимости охраны собственности, это основные взгляды.

Сущность и задачи государства. Государство (республика) это дело, достояние народа, но народ понимается как соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Среди задач государства он выделял:

- сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности

-поддержание должного порядка

-управление присоединёнными территориями

-обеспечения функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Формы государства у Цицерона.

Критерием классификации форм на правильные и извращённые, он считал характер и волю тех кто правит государством.

В зависимости от числа правящих:

1. Царская власть

2. власть оптиматов(аристократы)

3. народная власть(демократия).

Разделение власти.

Предотвратить вырождение и замену одной простой формы другой, по мнению Цицерона можно при условии введения смешанной формы государства, чтобы было"нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа". Каждая из простых форм дополнят друг друга.

Монархия представленная властью консулов, сочетается с аристократией в форме Сената и демократии в форме народного собрания и власти трибунов, полномочия их равнозначны.

Право.

Цицерон чётко различал право естественное и право позитивное.

Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех, это не писанный закон и имеет врожденный характер. Оно возникло ранее позитивного, и существовала ещё до государства.

Позитивное право или человеческое, должно соответствовать естественному, соответствие или не соответствие принимаемых в государстве законов естественному праву, является критерием их справедливости или несправедливости. Кроме того законы принимаемые в том или ином государстве должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаем предков. Важное значение Цицерон предавал преамбуле законов, как имеющей значительное воспитательное значение.

7)Христианский богослов и политик Аврелий Августин

Августин Аврелий Блаженный (354 - 430).

Основные произведения:

-"Исповедь"

-"О граде божьем"

-"Против Академиков"

-"Монологе"

-«Апология гонений"

Августина Аврелия относят к числу Католиков и почитают как святого. Православная церковь, в отличии от католической называет богослова блаженным, а не к святым. Политико-правовая. проблематика не занимает центрального места в философской системе Августина, однако, им были сформулированы важнейшие принципы средневековой этики и философии права.

Государство.

Вся история человечества рассматривается Августином, как противостояние и борьба двух сообществ - земного и небесного, государства дьявольского и божьего, "град земной это светское государство, причём как старое римское, так и молодые варварские, в основе града земного борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных интересов над общественными, отличительной чертой граждан града земного выступает любовь к себе доведённая до призрения к богу, град божий это духовная общность божьих избранников, праведников, рассеянных по миру между не праведников, члены града божьего с помощью церкви объединены между собой не физически, а морально, их жизнь основана на любви к богу, доведённая до призрения к себе, град божий это условное символическое обозначение общины праведников следующих не земным, а божественным установления, пока длиться жизнь эти два града не различимы для человека, они стану различимы во время второго пришествия бога.

Происхождение государства. Августин разделяет представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но считает, что эти процессы обусловлены божественной волей, в одних случаях бог прямо назначает правителя, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Содержание и цель государства. Природа толкает людей сначала в семьи, затем в государство, для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности, он выделяет два вида земных государств: государство как организация насилия по отношению к человеку и христианские государства, где власть основывается я на заботе. Цель христианского государства состоит в служении церкви, в помощи небесному граду направлять земное к миру небесному, насильственном приобщении к христианской церкви, в том числе к искоренению ереси вооруженным путём, поддержание социального порядка.

Форма государства. Августин повторяет традиционное деления на правильные и неправильные формы, однако, использует при этом морально-религиозный принцип, отсюда в его трудах появляются понятия несправедливой аристократии - клика, несправедливый правитель - тиран, но вто же время не одной форме государства он не отдаёт предпочтение и выбор формы он считает второстепенным, любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека т.е. соблюдают справедливость. Главная проблема занимавшая Аврелия Августина отношение церкви и государства, духовной власти к светской, по его мнению светская власть и церковная обладают суверенитетом, при этом духовная власть высшая потому что духовная сфера выше мирской, но между ними есть точки соприкосновения - светская должна защищать церковную от ее врагов, а церковь - воспитание паствы в духе лояльности к светской власти.

Право.

Августин пишет о нескольких видах законов. Вечный закон мироздания, является нормативным выражением всеобщего порядка, сам Августин определяет его как тот "в соответствии с которым справедливо, что бы все вещи находились в наиболее совершенном порядке"; Божественный закон - разумные и справедливые распоряжения бога, писаные божественные законы, содержаться в священных канонических книгах - ветхом и новом завете, именно этот закон определяет отношения человека с богом и человека с человеком; закон естественный - закон природы, физика, естество употребляется как синонимы. Августин пишет о физическом (тяжести), биологическом (физиологические законы); закон человеческий. Законы природы имеют безусловную силу, но порядок реализации тех из них, что относятся к человеческой деятельности определенной законами человеческими или гражданскими, этот же закон конкретизирует и обеспечивает принуждение, веление законов божественных. Обязательное качество права это справедливость, он считает что нельзя называть правом несправедливые постановления людей, правом он называет законы, основанные на справедливости, следовательно, вытекающие из вечного закона мироздания, в соответствии с учением Августина, в государстве должны уважаться правовые моральные и религиозные нормы.

8)Политика и право в сочинениях Фомы Аквинского

В 12- 13 вв. начинается процесс возрождения идеи приоритета права. Это было связано с тем, что Европейское общество нуждалось в стабильности и прежде всего в политико-экономической сфере, и именно Римское право содержало в себе необходимые для этого регуляторы. Здесь был интерес как церкви так и государства. В Болонии в 1088 г. создаётся первый университет, где преподавалось Римское право и церковь взяла за основу канонического право Римское право. В 13 вв. происходит окончательное становление средневековой религиозной догматики, этим церковь в первую очередь обязана Фоме Аквинскому

Фома Аквинский (родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино (Италия)— умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова,(по дороге в Лион от болезни) около Рима).

Основные произведения:

- «Сумма теологии»

-«Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)

-подробные комментарии на несколько книг Библии

-комментарии на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика».

Государство.

Проблеме государства посвящена работа «О правлении государем», в котором Ф. Аквинский обращался ко взглядам Аристотеля. Если Аристотель видел задачу государство во всеобщем благе граждан, то Фома считал, что одной из основных функций государства является охрана церкви.

Ф. Аквинский различал 3 элемента государственной власти:

1) сущность

2) происхождение

3) использование

Сущност ь – порядок отношений господства и подчинения, при котором воля правящих лиц движет низшими слоями населения.

Происхождение государства результат естественной склонности человека к общественной жизни, но оно предопределено Богом и опосредовано разумом человека. Мыслитель не исключает и общественный договор в качестве способа создания государства.

Использование или пользование государственной власти лишается божественности. Это сулчается когда правитель либо приходит к власти при помощи несправедливых средств, либо властвует несправедливо. В этих случаях суждения о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви (человек – тварь читающая).

Форма государства.

Три правильных формы:

1. монархия

2. аристократия

3. полития

Три извращенные формы:

1. тирания

2. олигархия

3. демократия (демагогия)

Критерий деления отношения к общему благу и законности (господство справедливости). Правильные формы основаны на праве и обычае. Неправильные основаны на произволе и правом не ограничены.

Лучшей формой государства Фома Аквинский считает монархию, т.к. исторический опыт показал устойчивость тех государств, где властвовал один человек. Однако Ф. Аквинский понимал, что монархия часто может отклонится от цели и стать тиранией, которую считал наихудшей формой (как и Платон, Аристотель). Поэтому по его мнению на практике следует предпочитать смешанную форму, где ведущую роль играют крупные феодалы (светские и духовные).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...