Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение государства и церкви.




Ф. Аквинский придерживался идеи верховенства церковной власти, но в умеренных формах. В его понимании две власти соотносятся как дума и тело, но духовная власть выше светской.

Ф. Аквинский стремился обосновать духовный характер папского вмешательства в дела монархов, в том числе и необходимость наказывать грешников, отстраняя от власти королей повинных в ереси.

Право.

Основным признаком государства Ф. Аквинский считал право издания законов. Закон определяется им как общее правило достижения цели, правило, которое кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него.

Классификация законов

1. Находящийся на вершине – вечный закон – это божественное провидение, универсальные нормы, недоступные человеческому познанию, воплощенные в божественном законе, который передается с помощью откровения, библии, видения святых

2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, созданных природой, являющийся фундаментом позитивного права. Это законы «общежития» продолжения рада стремится к самосохранению

3. Человеческий закон – позитивное право, основано на естественном, это действующее феодальное право является самым несовершенным.

Нарушение любого закона наказуемо!

Учение Ф. Аквинского укрепило основы феодального государства, стало одним из самых последовательных обоснований божественного происхождения власти

9)Политико-правовые взгляды Марсилия Подуанского

Марсилий Подуанский (1275/1280-1342). В 1312 ректор Парижского университета.

Основные произведения:

-«Защитник мира» 1324г. написано, 1522г. опубликовано;

-«Толкование «Политики» Аристотеля».

Государство.

Подуанский во многом заимствует у Аристотеля теорию происхождения государства.

Государство возникает в результате эволюции человеческого общества. Семьи во имя общего блага объединяются в роды, затем роды в племена, племена в города. Завершающая стадия появления государства, которая формируется в результате соглашения, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. М. Подуанский определяет государство как политический союз, цель которого забота о благе населения.

Форма государства.

Правильные и неправильные как у Аристотеля.

Три правильные формы:

1) монархия

2) аристократия

3) полития (власть большинства)

Три неправильных формы:

1) тирания

2) олигархия

3) демократия

Предпочтение отдается монархии. При этом он доказывает, что выборная монархия более совершенна, т.к. монарх даже пожизненно и всенародно избранный ответственен перед подданными и м.б. смещен народом когда превышает свои полномочия и правит не на основании закона.

Разделение государственной власти

М. Подуанский проводит четкое различие между властью законодательной и исполнительной. Он утверждал, что подлинным источником всякой власти является народ. Однако не весь, а его лучшая, достойнейшая часть. Членов общества он делит на две категории:

1) высшая (чиновники, священники, военные) – служит общему благу

2) низшая (торговцы, землевладельцы, ремесленники) – заботится о своих интересах

Только народ единственный носитель суверенитета и верховный законодатель.

Власть законодательная определяет компетенцию и организацию власти исполнительной.

Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя, быть единоличной и действовать в рамках закона.

Соотношение государства и церкви.

М. Подуанский полагал, что светская и церковная власти должны быть разделены. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Он считал, что духовенство имеет право только проповедовать христианское учение. Он отрицал правомерность церковного суда, ликвидационных трибуналов, считал, что не должно присутствовать принуждение в делах религии. Он считал, что еретика нужно не убивать, а изгонять из государства и делать это может только государство, а не церковь.

Высказывался за реформу церкви, за выборность священников и подвластность их светскому суду, за отмену ряда привилегий римских пап.

Право.

Духовная власть должна быть отделена от светской, отсюда деление законов на 2 вида по их целям, содержанию и способам обеспечения

1. божественный закон, который указывает путь вечного блаженства. Определяет различие между грехом и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире

2. человеческий закон – это правила, регулирующие человеческое поведение, содержание приказания, а также запрещение и дозволение. Он отражает божественный закон на Земле, обеспечивая его исполнение принуждением, а также обеспечивает общее благо, прочность власти, различает правомерное и неправомерное поведение и устанавливает справедливость.

М. Подуанский делает вывод, что право есть установленные государством границы дозволенного и запрещенного.

Т.о. не государство базируется на праве, а право определяется государством.

10)Проблема государства и права в средневековых ересях

 

Течения, отступавшие от официальной веры, получили название ересей. Ересь – выбор, учение, слово. Термин «ересь» использовали античные мыслители, применительно к различным философским учениям, к школам философов, а позднее термин упоминается в новозаветных текстах для обозначениях религиозных группировок, существовавших в 1-2 вв.

В истории христианства это термин используется для обозначения ложного учения, искажающего доктринальные основы христианской веры. Ересь следует отличать от сектантства. Секта – обособленная группа верующих, отошедших от церкви господствующей.

Христианская церковь особенно богата ересями. Они возникли в Римской империи почти одновременно с появлением христианства, затем получили развитие в Византии.

Второй более значительный всплеск еретических движений в 10-13 вв. связан с обострением социальных противоречий во многих странах Европы. В западных областях Болгарии возникает богомильство. На юге Франции учение альбигойцев и катаров 11-12 вв. признававших изначальное существование добра и зла. Движение вальденсов 12-15 вв. проповедовавших возврат к первоначальной апостольской чистоте веры и жизни, и др.

Содержание ересей зависело от стадии развития общества, от специфики общественных условий в том или ином регионе, от того, интересы каких сословий и этических групп они выражали и т.д.

По социальной основе и среде распространения ереси разделяют:

1) бюргерские. Бюргерская ересь выражала интересы горожан, части низшего духовенства и была направлена главным образом против католической церкви и высшего духовенства. Требования еретиков сводились к восстановлению ранне-христианской организации церкви, упразднению монашества, секуляризации церковного имущества, защиты частной собственности от притязаний церкви. Одним из ярких представителей бюргерской ереси был профессор оксфордского университета Джон Уиклиф (Виклаф). В 1361 г. стал священником. В своих проповедях он решительно выступал против зависимости английской церкви от папства и вмешательства церкви в дела государства. Главным недостатком церкви он считал коррупцию духовенства. Среди духовенства:

-работа духовных лиц в королевской администрации

-обладание светской властью

В 1381 г. его учение было официально осуждено католической церковью, позднее оно распространилось и на европейском континенте, оказав существенное влияние на взгляды Яна Гуса и Мартина Лютера.

2) крестьянско-плебейские. Крестьянско-плебейская ересь выражала интересы крестьян и обедневшего рыцарства выступало за социальное и имущественное равенство людей, за упразднение феодальных привилегий, за передачу земель крестьянским общинам, освобождение от крепостной зависимости, за ликвидацию церковных организаций и духовенства.

Представители крестьянско-плебейской ереси:

- Лолларды в Англии (буквальный перевод «тихо шепчущий молитвы») требовали передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания 1381г. под предводительством таймера.

- Табористы в Чехии выступали против католической церкви и церковной иерархии ликвидации крепостного права против католической церкви за отмену феодальных повинностей и сословных ограничений. Табористы – это одно из течений гуситского движения (по имени Яна Гуса) выступавшего против привилегий духовенства и церковных богатств. Это одно из движений чашников, программа которых относилась к бюргерской ереси и сводилась к ликвидации церкви царской власти, секуляризации церковных богатств и признании самостоятельной Чешской церкви.

Объединенными усилиями церковной и светской властей лолларды и табористы были разгромлены. Несмотря на это еретические движения продолжали существовать, более того бюргерская и крестьянско-плебейская ереси становились составной частью широкого общественно-политического движения в ряде стран Европы, известного в истории, как реформация.

Однако их объединяют некоторые общие черты:

-все они видели идеал в раннем христианстве, но при этом более умеренные из них ограничивались вопросами переустройства церковной жизни,а более радикальные всех сфер жизни общества.

-они требовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали накопление церквями богатства, ссылаясь при этом на священные писания.

Церковь и государственная власть повсеместно преследовали еретиков. Против них были направлены грозные парижские энциклики (послания) и буллы – это важнейшие акты по насущим вопросам царской жизни. Их отлучали от церкви, а нередко подвергали физическому уничтожению. Для борьбы с ересями церковь в 1231 г. запретило мирянам читать библию, которую еретики используются для борьбы с церковью и в начале 13 в. Католическая церковь создала ликвидацию.

Богомильство – это одно из крупнейших еретических движений на Балканах и в Малой Азии в 10-15 вв., названо по имени или прозвищу попа Богомила. Ересь возникла среди крестьян Болгарии предположительно в начале 10 в. В основе учения богомилов лежало представление о двойственности мира, выражающееся в постоянной борьбе доброго и злого начал, где неизбежно побеждает добро. Богомилы создали свою организацию по ранне-христианским образцам, они не признавали обрядов и таинства христианской церкви, считая их делом рук сатаны, не посещали церковь, не почитали иконы, церковные праздники и мощи. Их апостолы проповедовали идеи неповиновения властям, безбрачия, кроме того богомилы утверждали, что между Богом и человеком не нужен посредник, в лице духовенства, отвергали они и светскую власть.

Богомисльство укрепившееся в 10 в. в Болгарии получило дальнейшее распространение в Византии, Сербии, Киевской Руси, Болгарии, Западной Европе. После завоевания Балканского полуострова турками богомильство стало постепенно исчезать. Последние свидетельства о нем относятся к 17 в. И уже в 14-15 вв. в Западной Европе формируется два самостоятельных течения еретического движения: бюргерская и крестианско-плебейская.

11)Политико-правовые взгляды Николо Макиавелли

 

Николо Макиавелли (1469 – 1527)

Основные произведения:

-«Государь»,

-«История Флоренции»,

-«О военном искусстве»,

Государство.

Государство – это политическое состояние общества, выражающее отношения между правителями и подданными основанными на любви и страхе последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть.

Цель государства и основа его прочности выражается в безопасности личности и незыблемости собственности.

Происхождение государства воспроизводит идеи античных авторов о возникновении авторов о возникновении государства. Живя вместе люди осознавали, что хорошо, что плохо, в соответствии с этим были установлены законы, появилось правосудие.

Форма правления

Правильные:

1)монархия

2)аристократия

3)демократия

Неправильные:

1)тирания

2)олигархия

3)охлократия

Согласно Макиавелли достигнув предела совершенства форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность.

Монархия сменяется тиранией, она в свою очередь аристократией, которая уступает место олигархии на смену которой на смену ей демократия, которая перерастает в охлократию.

Наилучшая форма – смешанная, умеренная республика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...