Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение государства.




Гоббс считал, что общество проходит стадию естественного состояния, когда люди подчиняются своим чувственным влечениям и руководствуются естественным правом. Естественное право это право самосохранения которое состоит в свободе делать или не делать или не делать что-либо в целях этого сохранения. Возможный выход из положения войны всех против всех является заключение общественного договора(каждый соглашается с каждым) в результате которого возникает государства. Участники договора отказываются от значительной части своих естественных прав отчуждая их в пользу суверенна но сохраняя при этом некоторые из них - право на жизнь, экономические и семейные отношения и др. Государство единое лицо ответственным за действие которого заделала себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.

Классификация государств - зависимости от способа их возникновения: а) государства, появившиеся в результате добровольного соглашения, т.е. договора, политические государства, которые основаны на установлении; б) государства появившиеся в результате применения физической силы, которые основаны на приобретении.

Формы государства - а) монархия б)аристократия в) народоправство (демократия). В любом случае государственная власть едина и ничем не ограниченна, каждая из этих форм имеет право на существование, если преследует цель обеспечения мира и безопасности. Предпочтение Гоббс отдаёт абсолютной монархии. Защищая абсолют. монархию Гоббс мотивирует это тем, что благо народа тождественно благу монарха. Разделение власти означает вражду между ними. Право наследования придаёт государству прочность. Задачи государственной власти - обеспечение равной для всех справедливости, незыблемости договоров, равных налогов, уст. равного для всех суда присяжных, гарантий права на защиту. Отношения светской и духовной власти - Т. Гоббс считал религию необходимой духовной пищей масс, но решительно выступал за подчинение церковных институтов светской государственной власти.

Право по Т. Гоббсу. Он различает понятие права и закон. Право - свобода делать что то или не делать. Закон - предписывает или обязывает делать то либо другое. Право включает в себя естественные законы, которые к исполнению не обязательны, а также позитивные законы - регулирует общественные отношения и основанные на принуждении верховной власти. Т. Гоббс отмечает важность законодательной деятельности в государстве. Одно из важнейших полномочий суверенна образованного в результате общественного соглашения - это издание хороших законов. Хороший закон - это тот закон, который необходим для блага народа и одновременно общепонятен и краток. Гоббс отмечает, что законы только в том случае обладают обязательной силой, если они известны.

Учение Томаса Гоббса является результатом теоретического осмысления первой английской революции и диктатуры Оливера Кромвеля.

23.Обоснование конституционной монархии Джоном Локком

Дж. Локк (1632 - 1704). Родился в семье судебного чиновника. Образование - Оксфорд. Преподавал там же. Позднее становится советником Лорда. Основные произведения - "Опыт о человеческом разуме", "Два трактата о государственном правлении".

Государство.

Происхождение государства. Как и др. представители естественно-правовой школы Локк исходит из представления о естественном состоянии при котором всякая власть и всякое право является взаимными никто не имел больше другого т.е. состояние, в котором господствовали свобода и равенство, которые являются естественными правами человека, также к естественным права он относил и собственность (в значение на право на собственную личность). Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно разрешать споры между людьми и поэтому в целях обеспечения естественных прав, защиты личности и собственности люди заключили договор об образовании государства, отказавшись в его пользу от некоторых прав(право на жизнь владение имуществом, свободу и равенство, право народа на восстание против деспотической власти). Эти неотчуждаемые права это границы власти и действия государства. Тория Дж. Локка об общественном договоре исходила из принципа, что созданное таким образом государство должно опираться на явное или хотя бы молчаливое согласие людей. Государство - это совокупность людей соединившееся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников и у этого государства должна быть цель. Цель - общее благо.

Формы государства - демократия, олигархия, монархия(наследственная и выборная, абсолютная монархия отсутствует как противоречащая сути общественного договора и ставящая монарха выше закона). Смена форм государства по Локку является нормальным явлением и идеальных форм не существует, т.к. каждая из форм не застрахована от трансформацию в тиранию, т.е. политический строй, где власть осуществляется помимо права.

Учение о разделении власти - он раздел власть на три ветви - законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть - она является основной и вытек из общественного договора, исполнительная власть реализуется на практике решения законодательной власти и реализуется контроль за их исполнением (суд это часть исполнит. власти) федеративная власть регулирует отношения с другими государствами.

Право. Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона и поэтому " народ вправе отменить или изменить законы если найдёт, что они противоречат их делу". Локк совет. не создавать закооны, а находиьь их. Признаки закона - стабильность и долговременность действия, равность для всех, создаётся для блага людей, а не для их подавления.

Дж. Локк считается родоначальником идеи прав человека, ярко проявив. в декларации независимости США 1776 и декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции. Он также считается родоначальником политического либерализма.

24.Политико-правовые взгляды Шарля Монтескьё

Влияние на Феликую Французскую Революцию, движения Северо-американских колонии Великобритании за независимость и создание США 1776 г.

Политико-правовые учения Шарля Луи де Монтескьё (1689 - 1755г.). Родился в Аристократической семье. Основные работы - "Персидские письма", "Размышления о причинах величия и падения римлян", "Работа о духе законов".

Государство.

Происхождение государства. Возникновение государства он рассматривал как исторический закономерный процесс. По его мнению, государство и право появляются в следствии воин, а не договоров, сам общественный договор он рассматривал, как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть и следовательно вправе бес согласия правителей изменить форму государства. Закономерности общественной жизни Монтескьё раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его учению на общий дух нравы законы нации воздействуют физические и моральные причины. Физические причины (географические факторы, климат, размеры и положение страны, численность населения и другие) определяют общественную жизнь в период выхода народа из состояния дикости. Моральные причины (принципы политического строя, религия, обычаи, нравственные убеждения) они определяют общественную жизнь позднее с развитием цивилизации, они воздействуют на общий дух нации сильнее чем физические.

Формы государства:

1. правильные формы - республика, где власть принадлежит всему народу (демократия) либо его части (аристократия), ее основополагающий принцип - любовь к отечеству; и монархия - единоличное правление опирающееся на закон, основной принцип - честь.

2. Неправильные формы - деспотия единоличное правление основанная на беззаконии. Цель любой формы государства это сохранение свободы на основе закон. Идеал Монтескьё Английская Конституционная монархия. Монтескье обратил внимание на зависимость форм государства от общего духа нации. Республика - для небольших государств, монархия для средних, деспотия - на больших территориях. Для больших государств можно применять республику, но с федеративным устройством.

Разделение власти:

1). Законодательная власть - выявляет право, формулирует его в виде положительных законов государства;

2). Исполнительная власть - предназначена для исполнения закона установленного законодательной властью;

3). Судебная власть - точно применяет закон, карает преступления и разрешает столкновение частных лиц.

Право.

Монтескьё полагал, что естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости. Кроме того, позитивные законы есть результат закономерного воздействия физических и моральных факторов на правотворческий процесс т.е. закон зависит от климата страны, её географического положения, формы правления, обычаев, числа людей и т.д.

В зависимости от объекта регулирования различает три вида закона:

1). Закон наций - относится к международным отношениям;

2). Политический закон он регул. отношения правит. и граждан

3). Гражданский закон - регулирует взаимоотношения граждан. При этом подчёркивается, что поведение людей регулируется различными законами (естественным, каноническим, общим государственным правом, частным государственным правом, правом завоевания, гражданским правом отдел. обществ, семейным правом и т.п.).

Шарль Монтескье развил учение о разделении власти и ответственности Правительства перед Парламентом, которое имело большое значение для дальнейшего развития политико-правовой мысли. Он является родоначальником географической школы социологии, его учению обращались представители исторической школы права, теории насилия, сравнительного правоведения.

25.Политико-правовая концепция Жан-Жака Руссо

Политико-правовое учение Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.). Родился в Женеве. Отец при жизни промотался и Ж.Ж. Руссо не получил никакого образования. Он был отдан в подмастерье ремесленнику. Он работал по найму, лакеем, учителем музыки и др. Позднее познакомился с энциклопедистами.

Основные произведения: "Рассуждение по вопросу способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов", "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Суждение о вечном мире", "Об общественном договоре или Принципы политического права" и другие работы.

Государство.

Происхождение государства. Естественное состояние Руссо делит на два периода: а) состояние дикости, которое продолжается тысячелетие б) возникновение семьи, зачатков морали и частной собственности. Богатые члены общества предложили принять соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны все подчиняться, но такое соглашение является обманом, по мнению Руссо необходимо принять подлинный общественный договор, где сувереном будет народ. Развивая идею договорного происхождения государства, Руссо видел в общественном договоре реализацию народного суверенитета и равенства граждан по средством подчинения, каждого индивида общей воле выражающей интересы всего общества. Общая воля согласно Руссо отличается от воли всех. Общая воля выражает общие интересы, воля всех выражает частные интересы. Воля и право большинства главенствуют над волей и правом личности. Государственные решения должны приниматься на основании всеобщей воли.

Народный Суверенитет. Именно народный суверенитет, при заключении нового договора заменить суверенитет государства. При переходе к государству человек отчуждает в пользу образуемого суверена (народа) естественные права на защиту своего имущества и своей личности т.е. народ является сувереном, но эти изъятые мнимые права, затем возмещаются гражданину, как члену народа суверена в виде установленных общественным договором гражданских прав и свобод. В результате такого договора образуется республика, где господствует общая воля, предел государственной власти определяется общественной пользой. Народный суверенитет обладает двумя признаками: неотчуждаемость и неделимость.

Разделение государственной власти на ветви. Законодательная власть принадлежит народу, исполнительная правительству, назначаемого народом. Для контроля над правительством периодически созываются народные собрания.

Формы государства. В зависимости от того в чьих руках находится исполнительная власть он традиционно выдел. монархию, аристократию, демократию. Руссо считал лучшей формой Демократию.

Право

Закон является выражением общей воли. Виды: политические, гражданские, уголовные и самые важные из всех нравы, обычаи и общественное мнение. К общественному договору Руссо относил только политические законы, при разработке законов законодатель должен учитывать географические факторы и нравы народа, но необходимо дождаться зрелости народа, прежде чем подчинять его закону.

Ж. Ж. Руссо подверг сомнению просветительский культ науки важность прогресса для будущего развития человечества. В отличие от других просветителей Руссо сознавал ограниченность разума ставя на первое место чувственное начало человека. Некоторые его идеи были воплощены во время Великой Французской революции. Якобинцы считали его своим учителем и оправдывали свою диктатуру его учение о Народном суверенитете.

 

26.Политико-правовые взгляды Ницше

 

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) - один из значительных представителей европейской правовой мысли второй половины XIX века. Основные произведения: "Греческое государство", "Воля к власти", "По ту сторону добра и зла", "Так говорил Заратустра", "Происхождение морали" и др.
Воля к власти - специфическое свойство всех явлений, в том числе политико-правовых и социальных.
Растения борются из-за власти, жизнь как "специфическая воля к аккумуляции силы" стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - своеобразный синоним дарвинской "борьбы за существование". Однако позднее Ницше поспорит с дарвиновской теорией о том, что выживают наиболее приспособленные, а основой прогресса является лестница видов. Идея прогресса человека философом отвергается. Человеческое общество деградирует; общество и культура находятся в состоянии декаданса, упадка, потому что люди вслед за религией избрали путь сострадания слабым и немощным. По Ницше же единственной ценностью жизни является воля к власти, ибо это и есть сама жизнь. Мораль, утешающая неудачников, должна погибнуть - тогда погибнут и сами неудачники.
Ценность - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить. Человечество есть не цель, а средство. Цель же - великие личности, самыми главными из которых, по Ницше, были Наполеон (великий завоеватель) и Гете (великий "творец"). Соответственно государство, право, законодательство, политика составляют своеобразный инструментарий, орудие культуры, которая сама является результатом борьбы сил и воль космического масштаба. Вся социально - политическая история - борьба двух воль к власти - воли сильных ("высших", "господ") и воли слабых (рабов, "стада").
Есть два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства - теплицы для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия - это упадочная форма государства. Ницше против идей народного суверенитета, так как их реализация ведет к уничтожению государства, разрушению его основ. Хотя в принципе он допускает падение государства, но в отдаленной перспективе.
Ницше отвергает различные теории происхождения государства, объясняет происхождение государства как возникновение или продолжение насильственного процесса борьбы сильных и слабых.
Рабство необходимо, оно освобождает от физического труда тех, чье назначение - развивать культуру. Высокая культура -это достояние немногих, она всегда аристократична, господство культуры толпы ведет к вырождению, ибо рабская воля к власти - это инстинкт упадка, воля к смерти, тогда как аристократическая воля к власти - это инстинкт подъема, воля к жизни.

27.Политико-правовые взгляды ученой дружины Петра. Феофан Прокопович и Татищев

ИППУ 18 в. в России можно разделить на два период:

1. период укрепления абсолютизма до 60 -х годов;

2. период просвещенного абсолютизма.

Государственно-правовые реформы Петра 1-го были направлены на радикальную реорганизацию всей системы государственного устройства и управления. Петровские преобразования по своей сущности во многом были созвучны взглядам на природу государства и права ряда западных философов(Локк, Гоббс), договорной теории происхождения государства и естественного права, а также идеи рационалистической философии заложившей основы теории регулярного государства. Её представляет Российские деятели, которые обосновывали возможность создания государства, вкотором вся жизнь людей подчинена детально правовой регламентации, а всё население, должно трудиться над созданием общего блага обеспечивающего процветания страны. восприятие этих идей в России привело к периосмыслению понятия государства. Государь становится слугой отечества, который в своём служении общему благу ответственен лишь перед богом. Общее благо и благо государства понимались однозначно и государство выражалось в образе государя помазанника. С идеологическим обосновнием абсолютизма и регулярного государства, а также Петровских преобразований, выступили государственные деятели из ученой дружины Петра – Татищев, Ф. Прокопович.

Феофан Прокопович (1681-1736).

Автор множества произведений. Правительственные документы: «Духовный регламент», «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей», «Слово о власти и чести царской».

Государство

Сторонник договорной теории просхождения государства, пытался соединить эту теорию с теологией. В силу своей социальной природы и при содействии Бога люди заключили общественный договор, отказываясь от своих прав в пользу суверена.

Форма государства.

В зависимости от количества носителей высочайшей власти:

А) монархия:

-абсолютная

-ограниченная

Б) республика

-аристократическая

-демократическая

Абсолютная монархия – лучшая форма, которая обеспечивает единство власти. Сопоставляет наследственную и избирательную монархию. Вывод, что монархия должна быть наследственной, но с правом государя выбирать приемника.

Цель государства: общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также народной пользы связанной с развитием производства.

Право – необходимость государства Прокопович обосновывает задачей охраны естественных законов, которые проистекают из инстинкта сохранения жизни и продления рода.

Помимо естественных законов существуют гражданское право и законы, необходимые для сохранения законов естественных.

Соотношение светской и духовной власти

Прокопович в «Духовном регламенте» писал и выступил с обоснованием этого положения: церковь – это один из инструментов управления подданными и воспитание их в духе служения общему благу, отсюда церковь должна быть проводником государственной идеологии.

Иная трактовка концепции абсолютизма у Татищева.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...