Правосознание, его структура и виды
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому нраву. Будучи одной из форм общественного сознания наряду с моралью, религией, искусством, наукой, правосознание выступает в качестве способа духовного познания действительности. Структура правосознания: 1) правовая психология — переживания, чувства, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с правовыми нормами и практикой их реализации. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания. Она представляет собой стихийный слой правового сознания; 2) правовая идеология — идеи, теории, взгляды, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок. Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания. Правовая психология иправовая идеология тесно взаимосвязаны. Правовая психология представляет собой необходимый фон, на котором складываются правовые взгляды, идеи, теории. Виды правосознания по глубине отражения правовой действительности: 1) обыденное — массовые представления, настроения людей по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта; 2) профессиональное — чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики; 3) научное — идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права. Виды правосознания по субъектам: 1) индивидуальное — совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;
2) групповое — отражает отношение к праву, его оценку социальных групп (социальных страт, профессиональных, территориальных, неформальных групп); 3) общественное — выражает отношение к праву всего общества. Развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом. Но и само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению).
Правовая культура и ее структура
Правовая культура — это качественное правовое состояние личности и общества, включающее все позитивные компоненты правовой деятельности. Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. В зависимости от носителя правовой культуры различают: 1) правовую культуру личности; 2) правовую культуру общества; 3) правовую культуру профессиональной группы (см. ответ на вопрос 16.5). Правовая культура личности — это знание и понимание индивидом права, а также его действия в соответствии с ним. Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: 1) психологический элемент (правовая психология); 2) идеологический элемент (правовая идеология); 3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Не всякого индивида, знающего ипонимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Правовая культура общества — это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности действующих в нем юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является составной частью и важнейшей предпосылкой существования демократического правового государства.
Деформации правосознания
Деформация правосознания — это искаженное представление о ценности права. Существует несколько разновидностей деформаций правосознания, наиболее опасной из которых является правовой нигилизм. Правовой нигилизм — это деформация правосознания, для которой характерно отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Носителем правового нигилизма может выступать личность, социальная группа, общество в целом. Правовой нигилизм является продуктом действия многих объективных и субъективных факторов: 1) исторические традиции. В Украине, как ииных постсоветских странах, правовой нигилизм имеет глубокие исторические корни. В течение многих веков право и закон служили интересам власти, а не общества и личности, недаром сложилась российская поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда ивышло». Негативное отношение к праву, его второстепенность по сравнению с моралью и религией было весьма характерно как для украинской, так и для российской интеллектуальной элиты. Свою лепту в укрепление нигилистического отношения к праву принесла эпоха засилья партийно-коммунистической идеологии; 2) кризисное состояние общества. Было бы наивным ожидать уважения к праву и закону в условиях нарастающей бедности, социального расслоения украинского (и российского, и всех постсоветских) общества и правовой незащищенности большинства населения;
3) отсутствие подлинной демократии в системе и функционировании государственной власти. Властолюбие и некомпетентность бюрократии, нестабильность власти, чиновничья волокита, проникшая во все поры государственного механизма коррупция и другие негативные явления современной государственности, подрывают авторитет даже справедливых и объективно необходимых обществу законов; 4) низкий уровень правовой культуры общества. Онпроявляется в слабом знакомстве с действующим в стране правом, стремлении не столько действовать по закону, сколько обойти его. Собственно, правовой нигилизм — это и следствие, и проявление низкой правокультурности. Правовой нигилизм может выступать в двух формах — теоретической и практической. Впервом случае имеет место концептуальное оправдание и обоснование правового нигилизма. Праву противопоставляются иные, высшие с точки зрения теоретиков правового нигилизма ценности — религиозный фундаментализм, мировая революция и т.д. Во втором случае происходит реализация указанных теоретических концепций. Наряду с правовым нигилизмом существует прямо противоположное явление — правовой идеализм (романтизм). Под ним понимают фетишизацию права, преувеличение реальных возможностей его влияния на судьбу личности и общества. В обществе, пораженном правовым идеализмом, складывается наивное убеждение в том, что справедливые и разумные законы способны решить все проблемы человечества. Ожидание чуда от принятого закона очень быстро превращается в разочарование из-за того, что закон не действует или действует совсем не так, как мечталось. Правовой инфантилизм как разновидность деформации правосознания отличается слабостью правовых знаний при твердой убежденности личности в достаточном их уровне. В отличие от правового нигилизма и правового идеализма он является менее опасной, сравнительно легко преодолимой разновидностью деформации правосознания. С правовым инфантилизмом граничит правовой дилетантизм, который означает легкомысленное отношение к праву, вольное обращение с законом при наличии поверхностных, бессистемных правовых знаний (обо всем — понемногу).
Правовая демагогия характерна для лиц, которые обладают правовыми знаниями, но исключают или принижают его социальную ценность и используют право исключительно в своих личных, зачастую антиобщественных интересах. Все деформации правосознания представляют реальную или потенциальную опасность для правопорядка, в силу чего борьба с ними должна постоянно находиться в поле зрения государства и общества. Основные направления борьбы с деформациями правосознания: 1) повышение общей и правовой культуры граждан; 2) совершенствование законодательства; 3) профилактика правонарушений; 4) упрочение законности и правопорядка; 5) уважение и всемерная защита прав личности; 6) ликвидация негативных явлений в сфере государственной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|