Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правосознание, его структура и виды




 

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражаю­щих отношение людей к действующему и желаемому нраву. Будучи одной из форм общественного сознания наряду с моралью, религией, искусством, наукой, право­сознание выступает в качестве способа духовного позна­ния действительности.

Структура правосознания:

1) правовая психология — переживания, чувства, настро­ения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с правовыми нормами и практикой их реализации. Правовая психология соответствует эмпирическому, обы­денному уровню общественного сознания. Она представ­ляет собой стихийный слой правового сознания;

2) правовая идеология — идеи, теории, взгляды, кото­рые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок. Правовая идео­логия — главный элемент в структуре правосознания.

Правовая психология иправовая идеология тесно вза­имосвязаны. Правовая психология представляет собой не­обходимый фон, на котором складываются правовые взгля­ды, идеи, теории.

Виды правосознания по глубине отражения право­вой действительности:

1) обыденное — массовые представления, настроения людей по поводу права, возникающие под влиянием жиз­ненного опыта;

2) профессиональное — чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической прак­тики;

3) научное — идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права.

Виды правосознания по субъектам:

1) индивидуальное — совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;

2) групповое — отражает отношение к праву, его оцен­ку социальных групп (социальных страт, профессиональ­ных, территориальных, неформальных групп);

3) общественное — выражает отношение к праву все­го общества.

Развитие правосознания в определенной степени обус­ловлено действующим правом. Но и само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (прини­мая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп насе­ления), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и по­могает правоприменению).

 

Правовая культура и ее структура

 

Правовая культура — это качественное правовое со­стояние личности и общества, включающее все позитив­ные компоненты правовой деятельности. Правовая куль­тура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не толь­ко психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

В зависимости от носителя правовой культуры раз­личают: 1) правовую культуру личности; 2) правовую куль­туру общества; 3) правовую культуру профессиональной группы (см. ответ на вопрос 16.5).

Правовая культура личности — это знание и пони­мание индивидом права, а также его действия в соответ­ствии с ним.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический элемент (правовая психология);

2) идеологический элемент (правовая идеология);

3) поведенческий элемент (юридически значимое пове­дение). Не всякого индивида, знающего ипонимающего юридические нормы, можно считать правокультурным че­ловеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следу­ет. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведе­ния требованиям юридических норм.

Правовая культура общества — это уровень право­сознания и правовой активности общества, степень про­грессивности действующих в нем юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности об­щества;

2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и пра­воохранительной деятельности).

Правовая культура общества является составной час­тью и важнейшей предпосылкой существования демокра­тического правового государства.

 

Деформации правосознания

 

Деформация правосознания — это искаженное пред­ставление о ценности права. Существует несколько раз­новидностей деформаций правосознания, наиболее опас­ной из которых является правовой нигилизм.

Правовой нигилизм — это деформация правосознания, для которой характерно отрицательное отношение к пра­ву, закону и правовым формам организации обществен­ных отношений. Носителем правового нигилизма может выступать личность, социальная группа, общество в це­лом.

Правовой нигилизм является продуктом действия мно­гих объективных и субъективных факторов:

1) исторические традиции. В Украине, как ииных постсоветских странах, правовой нигилизм имеет глубо­кие исторические корни. В течение многих веков право и закон служили интересам власти, а не общества и личнос­ти, недаром сложилась российская поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда ивышло». Негативное отношение к праву, его второстепенность по сравнению с мора­лью и религией было весьма характерно как для украин­ской, так и для российской интеллектуальной элиты. Свою лепту в укрепление нигилистического отношения к праву принесла эпоха засилья партийно-коммунистической иде­ологии;

2) кризисное состояние общества. Было бы наивным ожидать уважения к праву и закону в условиях нарастаю­щей бедности, социального расслоения украинского (и рос­сийского, и всех постсоветских) общества и правовой неза­щищенности большинства населения;

3) отсутствие подлинной демократии в системе и функционировании государственной власти. Властолюбие и некомпетентность бюрократии, нестабильность власти, чиновничья волокита, проникшая во все поры государ­ственного механизма коррупция и другие негативные яв­ления современной государственности, подрывают автори­тет даже справедливых и объективно необходимых обще­ству законов;

4) низкий уровень правовой культуры общества. Онпроявляется в слабом знакомстве с действующим в стране правом, стремлении не столько действовать по закону, сколько обойти его. Собственно, правовой нигилизм — это и следствие, и проявление низкой правокультурности.

Правовой нигилизм может выступать в двух формах — теоретической и практической. Впервом случае имеет место концептуальное оправдание и обоснование правового нигилизма. Праву противопоставляются иные, высшие с точки зрения теоретиков правового нигилизма ценности — религиозный фундаментализм, мировая революция и т.д. Во втором случае происходит реализация указанных теоре­тических концепций.

Наряду с правовым нигилизмом существует прямо про­тивоположное явление — правовой идеализм (роман­тизм). Под ним понимают фетишизацию права, преуве­личение реальных возможностей его влияния на судьбу личности и общества. В обществе, пораженном правовым идеализмом, складывается наивное убеждение в том, что справедливые и разумные законы способны решить все проблемы человечества. Ожидание чуда от принятого за­кона очень быстро превращается в разочарование из-за того, что закон не действует или действует совсем не так, как мечталось.

Правовой инфантилизм как разновидность дефор­мации правосознания отличается слабостью правовых знаний при твердой убежденности личности в достаточ­ном их уровне. В отличие от правового нигилизма и пра­вового идеализма он является менее опасной, сравнительно легко преодолимой разновидностью деформации право­сознания. С правовым инфантилизмом граничит право­вой дилетантизм, который означает легкомысленное от­ношение к праву, вольное обращение с законом при на­личии поверхностных, бессистемных правовых знаний (обо всем — понемногу).

Правовая демагогия характерна для лиц, которые об­ладают правовыми знаниями, но исключают или прини­жают его социальную ценность и используют право ис­ключительно в своих личных, зачастую антиобществен­ных интересах.

Все деформации правосознания представляют реальную или потенциальную опасность для правопорядка, в силу чего борьба с ними должна постоянно находиться в поле зрения государства и общества.

Основные направления борьбы с деформациями пра­восознания:

1) повышение общей и правовой культуры граждан;

2) совершенствование законодательства;

3) профилактика правонарушений;

4) упрочение законности и правопорядка;

5) уважение и всемерная защита прав личности;

6) ликвидация негативных явлений в сфере государ­ственной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...