Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое воспитание, его формы и методы




 

Правовое воспитание— это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования у них пра­вовой культуры. Субъектами правового воспитания выс­тупают как институты государства, так и институты граж­данского общества: семья, трудовые коллективы, объеди­нения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деятели, преподаватели, журналисты и др.

Формы правового воспитания:

1)правовое обучение — состоит в передаче, накопле­нии и усвоении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффектив­ной и результативной, поскольку она предоставляет вос­питываемому индивиду определенную систему правовых знаний;

2) правовая пропаганда — заключается в распростра­нении правовых идей и правовых требований среди насе­ления при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовеща­ние, Интернет). Данная форма правового воспитания при­влекает своими широкими возможностями — она доступна практически неограниченному числу индивидов;

3) юридическая практика — способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в процессе прежде всего правоприменительной дея­тельности. Юридические действия, осуществляемые инди­видом самостоятельно, исполнение решений правоприме­нительного органа способствуют закреплению имеющих­ся у него знаний права и обретению правовых умений и навыков;

4)самовоспитание — связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явле­ний. Без самовоспитания не может быть эффективной ни одна из форм правового воспитания. Только собственные усилия по приобретению правовых знаний, размышления о правовой действительности способствуют выработке под­линной правовой культуры личности.

Методы правового воспитания— это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уваже­ние к праву и социальным ценностям, которые оно охра­няет. Основные методы правового воспитания — убежде­ние, поощрение, позитивный пример, принуждение и нака­зание.

 

Профессиональное правосознание и профессиональная правовая культура

 

Профессиональное правосознание(правовое сознания юриста) включает в себя структурные элементы, свойствен­ные всем индивидам. Однако специфика выполняемых за­дач, прав и обязанностей накладывает определенный свое­образный отпечаток на правосознание и правовую культу­ру юриста.

Особенности правосознания юриста-профессионала фор­мируются в период обучения и представляют собой разно­стороннюю общую и специальную правовую подготовку.

Содержание профессионального правосознания вклю­чает следующие элементы:

1)систему теоретических правовых знаний, выра­женных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государ­ственно-правовой действительности;

2) согласие (солидарность) с правовыми предписани­ями, понимание полезности, необходимости и справедли­вости применения правовых законов;

3) умения и навыки правильного применения права;

4)осуждение противоправного поведения, резкая и активно отрицательная реакция на преступность, оцен­ка ее как серьезного социального зла;

5) убеждение в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Профессиональная правовая культура(правовая куль­тура юриста) — это система правовых ценностей, свой­ственная общности людей, которые профессионально за­нимаются юридической деятельностью, требующей специ­ального образования и практической подготовки. Она предполагает: глубокое знание системы права и законо­дательства, убеждённость в необходимости их соблюдения, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей.

Система требований к правовой культуре юриста включает:

1) усвоение гуманистических принципов морали, уме­ние ими руководствоваться на практике;

2) знание политической стратегии и тактики государ­ства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться инструментарием политической деятельно­сти и быть политически активным;

3) знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в ходе решения юри­дического дела;

4) соблюдение служебного этикета, культуры языка общения и внешнего облика, эстетики документов.

Правовая культура юриста определяется не только на­учными знаниями о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизме правового регулирования, правовом поле государства, его отдельных направ­лений. Она включает критическое творческое осмысление правовых норм, законов, правовых явлений с точки зре­ния их гуманистического, демократического и морального содержания.

В правовую культуру юриста входит знание государ­ственного языка Украины, особенностей этнической куль­туры и национальных традиций того региона, где он осу­ществляет профессиональную деятельность.

В целом, профессиональная правовая культура должна быть более высокой, чем правовая культура непрофессио­налов.

 

Правовая социализация

 

Правовая социализация— это усвоение новым поко­лением принципов, норм, установок, ценностей права, обес­печивающих адаптацию личности к существующим пра­вовым ценностям, законодательству и практике его при­менения.

В современных государствах процесс правовой социа­лизации опирается на продуманную систему приобщения личности к праву. Формирование правовой культуры лич­ности, ее правовой активности обеспечивается всем комп­лексом институтов социализации: от семьи и школы до политических партий и государства. Идея правовой социа­лизации во многом обязана развитию понятия политичес­кой социализации, которое, в свою очередь, возникло на основе термина социализация, введенного Ф. Гиддингсом для обозначения процесса развития социальной природы человека. Социализация рассматривается как процесс при­обретения новыми поколениями людей знаний, норм, уста­новок, верований, которые сложились в обществе и обеспе­чивают его сохранение и развитие.

Первичная правовая социализация, то есть усвоение правовых ценностей и норм в детстве не остается раз и навсегда данной. Она разворачивается при вторичной пра­вовой социализации (социализация в отрочестве). Лич­ность может быть подвержена к изменению правовых ори­ентации уже в зрелом возрасте, поскольку в наше время правовые ценности и нормы во многом утрачивают не толь­ко состояние незыблемости, но и стабильности.

Различают три вида правовой социализации:

1)посредством научения — заключается в приобрете­нии элементарных правовых знаний и усвоении соответ­ствующих норм. При научении прививается определенный образ поведения. Здесь наиболее активно себя проявляет государство, начиная с закрепления в законодательстве со­ответствующих норм, образования государственных инсти­тутов до создания разветвленной системы юридического об­разования и просвещения.

2) путем передачи опыта — происходит в результа­те осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей;

3)«символическая» социализация — основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Правовая социализации определяется многими факто­рами: психологическими, экономическими, политическими, религиозными, культурными. Каждая цивилизация несет с собой специфические черты социализации вообще и право­вой социализации в частности. Именно в процессе право­вой социализации достигается предсказанное И. А. Ильи­ным формирование государственного образа мыслей, проис­ходит духовное приятие государства и оно превращается в духовный союз людей, обладающих зрелым правосознани­ем, властно утверждающих естественное право в солидар­ном сотрудничестве.

 

Глава 17.

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2023 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.