Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба течений в музыкальном искусстве.




Формы церковного певческого искусства начала века. Полемика по вопросам канонизации традиций, комиссия А. Мезенца. Обогащение форм и интонационного строя, культивирование новых распевов (киевского, греческого, болгарского). Влияние Украины.

Партесное пение. Дилецкий, Коренев. Новые жанры партесного пения, их исторические прообразы и стилевые особенности.

Формы светской музыки. Канты и псалмы. Первые музыкальные спектакли.

Русская культура XVIII в. и основные направления развития музыкального искусства. Реформы Петра и проблемы культуры, решаемые в XVIII в. Периодизация этапов культурного строительства и стилевых течений в искусстве.

Эволюция форм бытования и важнейших жанровых направлений в литературе и изобразительных искусствах первой половины XYIII в..

Особое значение последней трети века, характеризующейся сложением культуры нового типа, влиянием идей Просвещения, активностью форм общественной жизни и складом новой аудитории (сравнительной широтой демократических слоев городского населения).

Многообразие стилевых течений в литературе и искусстве конца века. Просвещение и особенности художественного метода, сентиментализм, элементы реализма. Различное значение традиций барокко и классицизма для разных искусств на протяжении века.

Музыкальное искусство.

Формы придворной музыки начала века ‑ церковной и бытовой. Формы салонного музицирования.

Народная песня и ее значение для сложения новой музыкальной культуры. Традиционная песня в городском быту. Начало собирания, сборники и обработки.

«Российская песня» и ее распространение, ее поэты и композиторы.

Опера в России. Итальянская и французская придворная опера, особенности постановок, опера при Екатерине II (итальянская сериа и французская комическая).

Церковная хоровая музыка конца века (Березовский, Бортнянский).

Русская опера конца XVIII в. Разновидности первых русских оперных спектаклей («Цефал и Прокрис», деятельность Русского музыкального театра).

Социальные условия возникновения оперы, художественные истоки (драматические спектакли с музыкой), зарубежные образцы. Первые произведения (на сюжеты Попова, Николева), связь с ними «Мельника» Аблесимова.

«Классика» жанра в произведениях Пашкевича, Фомина, Бортнянского.

Жанровые разновидности спектаклей. (Сюжет «Мельника» ‑ «Деревенский колдун» Руссо; комические – сатирические оперы Пашкевича; драма и мелодрама, современный быт и миф в операх Фомина; отражение мещанской драмы в «Соколе» Бортнянского.)

Эволюция музыкального склада. Выработка характерных оперных форм – ансамблей, речитативов, хоров. Особенности оперной мелодики, отношение к народной песне.

 

Начало русской музыкальной классики. Своеобразие пушкинской эпохи в русской истории. Интенсивность и глубина проявлений культуры при узости ее социальной базы. Культурная и художественная специфика эпохи как основа всех последующих эпох, самосознания русской культуры в целом. Национальное и универсальное в понимании задач искусства и существа культуры. Осознание задач страны, выдвигаемых современностью. Проблема народа как главная историческая задача и ключ к решению всех других. Понимание человека в его социально-исторической конкретности, в его исторической динамике. Народность как исходный пункт его метаисторической – метафизической и религиозной перспективы.

Специфика художественного сознания эпохи как одна из традиций культуры. Историзм сознания, проблема стиля как выражение историзма. Сложность художественного метода, включающая многообразие, потенциальную множественность принципов изобразительности.

Глинка, понимание им своей исторической задачи, проблемы национального и универсального, народного и национального в его мышлении. Народная тема как ведущая в его творчестве. Оперы как разные аспекты этой темы.

«Жизнь за царя» как основоположение национальной школы. Историзм в постановке народной темы. Типовые для русской музыкальной классики черты в решении исторической темы. Характер конфликта (противопоставление национальных культур), особенности обрисовки героев (приемы типизации как идеализации), среды. Ораториальные и симфонические черты в музыкальной драматургии. Особенности стилистики, проблема национальной характерности музыкального языка.

«Руслан и Людмила». Общие и различные в сравнении с первой оперой черты замысла и решения. Народная тема как сказка, вскрываемые композитором черты мифа под покровом сказки. Особенности драматургии, обусловленные жанровым своеобразием оперы. Новаторство музыкальных средств оперы.

Симфонические произведения. Выбор жанровых форм, значение программности, народной тематики.

Проблема симфонического мышления обусловленного конкретными особенностями языка (с различными признаками национальной характерности – русского, испанского, кавказского Востока). Различия композиционных решений (разработка сюжетности в увертюре к «Князю Холмскому», классические формы симфонизма в «Арагонской хоте», тенденции импрессионизма в «Ночи в Мадриде»).

Даргомыжский. Новая сфера интересов, обозначение признаков критического реализма (аналогия: Пушкин – Гоголь, Глинка – Даргомыжский).

Значение камерно-вокальных произведений как «творческой лаборатории». Многообразие жанровых разновидностей, контрасты интонационно-жанровых форм и стилевых решений.

«Русалка», новизна жанрово-драматургического типа. Своеобразие сюжета (использование «бродячего сюжета», стилизация народного предания у Пушкина), особенности конфликта (лирическая драма, тема социального неравенства). Своеобразие музыкально-сценической концепции Даргомыжского в сравнении с Глинкой (тяготение к сквозному действию, динамизму характеристик героев ‑ преобразованию сознания по мере развития конфликта; стремление к музыкальной изобразительности). Влияние Даргомыжского на понимание последующими поколениями задач оперной драматургии.

Период «шестидесятничества» в русской культуре и музыке. Хронологические границы, исторические условия (полоса общественного подъема, реформы Александра II).

Вершина тенденций критического реализма. Передвижничество в живописи, Могучая кучка в музыке. Ведущая роль литературы, особенности реализма Тургенева, Некрасова, Островского. Обогащение реализма у Достоевского и Толстого.

Борьба за расширение социальных форм функционирования музыкального искусства. Организация системы музыкального образования и концертной жизни. Деятельность братьев Рубинштейнов, Балакирева, Римского-Корсакова.

Образование композиторских школ – петербургской и московской.

Становление искусствознания, музыкальной публицистики; возникновение отечественной науки о музыке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...