Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курс истории музыки для студентов отделения «Русское народно-песенное искуссьво» рассчитан на 92 часа аудиторных занятий и читается в 1-м – 4-м семестрах.




Экзамен проводится в 3 семестре, зачет – в 5.

 

Тематический план курса

 

  Раздел 1. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА  
  Семестр 1   32 часа  
Тема 1   Музыкальная культура как система. Музыка как вид искусства. Музыка в контексте мировой культуры. Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной музыки западноевропейского Средневековья и Возрождения. Католицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церковная полифония. Итальянская музыка эпохи Возрождения. Ее расцвет в XVI веке. Понятие строгого стиля. Творчество П. Палестрины и его современников……………………………………………. 4 часа
Тема 2 XVII век в истории мировой цивилизации и европейской музыкальной культуры. Формирование мажоро-минорной системы. Музыка гомофонно-гармонического склада и полифония свободного письма……………………………     4 часа
Тема 3 Тенденции барокко и классицизма в музыке XVII – первой половины XVIII столетий……….   4 часа
Тема 4 Рождение оперы. Итальянская и французская опера XVII-XVIII века…………………………….   4 часа
Тема 5 Расцвет скрипичного искусства и камерно-инструментальной музыки Италии в конце XVII – первой половине XVIII столетия. Вершины инструментальной музыки барокко в наследии А. Вивальди, Д. Тартини, Т. Альбинони, А. Марчелло, А. Скарлатти и др………….   4 часа
Тема 6 И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Творческое наследие и место в истории музыкальной культуры…….   8 часа
Тема 7 Венский классическая школа. Творчество К.В. Глюка, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена……………………………………………………..     8 часов
  Семестр 2 28 часов
Тема 8 Эпоха романтизма. Творчество композиторов-романтиков первой половины - середины XIX века. Наследие Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Г.Берлиоза……………………………….   14 часов
Тема 9 Музыка Германии, Австрии, Франции и Италии середины - второй половины XIX века. Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс, Ж. Бизе, Дж. Верди и др…………………………………………………...   14 часов
  Семестр 3 32 часа
Тема 10 Стилевые тенденции в музыке рубежа XIX-XX столетий. Итальянский веризм. Французский импрессионизм. Поздний романтизм и зарождение новых течений в музыке европейских стран…………………………………………………     14 часа
Тема 11   ХХ век в истории европейской музыкальной культуры. Музыкальная культура западноевропейских стран периода между двух мировых войн. Неоклассицизм в музыке. Течения музыкального фольклоризма. Стравинский как культурно-историческое явление. Послевоенный музыкальный авангард. Проблемы периодизации истории музыкальной культуры ХХ века……... 18 часов
  Раздел 2. РУССКАЯ МУЗЫКА  
  Семестр 4 28 часов
Тема 12 Периодизация русской музыки. Фольклор и церковное пение как основа музыкальной культуры национальной традиции. XVI-XVII столетия в истории русской музыкальной культуры. Петровская реформа. Национальные традиции, достижения и западно-европейские привнесения в русской музыке XVIII века. Музыкально-театральные жанры в творчестве русских композиторов начала-середины XIX века. Русский хоровой концерт. Творчество М.С. Березовского и Дм.С. Бортнянского……………………………………………..   4 часа
Тема 13 Русский бытовой романс. Прототипы жанра. Доглинкинский период в истории романса и традиции жанра в музыке России XIX – начала ХХ столетий. Особенности бытования жанра и его место в ряду интонационных основ русской музыкально классики……...……………   2 часа
Тема 14   М.И. Глинка. Его историческая роль в становлении русской музыкальной классики. Традиции бытового романса в ранних сочинениях Глинки. Симфонические произведения М.И. Глинки. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» – истоки русской оперной классики………..   4 часа
Тема 15 А.С. Даргомыжский и становление русской оперной лирики. Даргомыжский и гоголевский реализм в отечественной музыке………………..     2 часа
Тема 16 Пути развития русской музыки во второй половине XIX века. Русское музыкальное общество и «могучая кучка». А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков…………..   4 часа
Тема 17 П.И. Чайковский. Его место в русской и мировой музыкальной культуре……………………….   4 часа
Тема 18   Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре. С.В. Рахманинов. Темы и жанры творчества. А.Н. Скрябин как культурно-историческое явление. «Русский период» творчества И.Ф. Стравинского (1908 – нач. 20-х гг.).     4 часа
Тема 19 Русская музыка советского периода. Вехи истории и вопросы периодизации. Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Р.М. Глиэра, Н.Я. Мясковского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке. С.М. Слонимский и Б.И. Тищенко – крупнейшие ленинградские-петербургские композиторы современности. Основы композиторской техники. Ведущие творческие достижения. Современный творческий процесс и проблемы музыкальной критики……………………………………………………..     4 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Ч.1. Зарубежная музыка

Музыкальная культура как система. Музыка как вид искусства. Музыка в контексте мировой культуры. Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной музыки. Музыкальная культура и составляющие ее элементы. Понятия «сохраняемых» и «актуальных» ценностей в истории музыки. Категории лада, ритма, музыкального склада.

Система музыкальных ценностей. Процессы их создания, исполнения, распространения и восприятия.

Музыка и культурная память человечества.

Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной музыки:

музыка Средневековья и Возрождения;

западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII вв. тенденции Барокко и классицизма;

Венская классическая школа и ее традиции;

музыкальный романтизм первой половины XIX века;

вторая половина XIX века. Тенденции романтизма и реализма;

стилевые особенности развития музыкальной культуры европейских стран на рубеже XIX-XX столетий. Веризм, натурализм, импрессионизм, поздний романтизм и ранний экспрессионизм. Зарождение классицисиских тенденций в музыке Германии и Австрии;

музыкальный экспрессионизм, неоклассицизм и фольклоризм в культуре европейских стран первой половины ХХ века;

гуманистические тенденции в европейской музыке середины ХХ столетия. Творческие поиски композиторов второй половины ХХ века;

послевоенный музыкальный «авангард», пуантилизм, сонористика, «конкретная» музыка.

 

Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Католицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церковная полифония. Понятие строгого стиля. Творчество П. Палестрины и его современников. Периодизация. Музыка монодийного склада. Григорианский хорал (VII в.) и музыка раннего Средневековья.

Зарождение полифонии (IX – I-я половина XII в.). Полифония контрастная и имитационная.

Эпоха Возрождения в музыкальной культуре. Музыкальные жанры.

XV век. Истоки строгого стиля полифонической музыки.

Нидерландская композиторская школа XV-XVI столетий. Ж. Депре, О. Лассо, Ян де Окегем и др.

Итальянская музыка эпохи Возрождения. Ее расцвет в XVI веке. Творчество П. Палестрины, Дж. Да Веноза, А. и Дж. Габриели. П. Палестрина и О. Лассо – вершины полифонии строгого письма в музыкальной культуре европейских стран.

 

Тенденции барокко и классицизма в музыке XVII - первой половины XVIII столетий. Новое время. XVII век в истории мировой цивилизации и европейской музыкальной культуры. Формирование мажоро-минорной системы. Музыка гомофонно-гармонического склада и полифония свободного письма.

Стили барокко (конец XVI – середина XVIII ст.) и классицизма (XVII – XIX ст.) в музыке западноевропейских стран.

Основные черты стиля барокко: ведущие жанры, имена композиторов.

Инструментальные жанры, их разновидности и композиционные особенности.

Фуга. История и перспективы жанра.

Циклические инструментальные жанры эпохи барокко: трио-соната и concerto grosso.

Органная музыка эпохи барокко. Дж. Фрескобальди – основоположник итальянской органной школы.

Кремонские скрипичные мастера Н. Амати, А. Страдевари, Д. Гварнери.

Расцвет скрипичного искусства и камерно-инструментальной музыки Италии в конце XVII – первой половине XVIII столетия. А. Корелли – создатель классических образцов в жанрах трио-сонаты, сонаты для скрипки с сопровождением, кончерто-гроссо.

Вершины инструментальной музыки барокко в наследии А. Вивальди, Д. Тартини, Т. Альбинони, А. Марчелло, А. Скарлатти и др.

Опера в Италии и во Франции XVII-XVIII столетий.

Рождение оперы и пути развития оперного жанра в XVII-XVIII столетиях.

Флорентийская Камерата. Оперы Я. Пери и Дж. Каччини.

Оперное наследие К. Монтеверди.

А.Скарлатти и его роль в становлении неаполитанской оперы-сериа. Традиции жанра в творчестве Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччини, Г. Генделя, К. Глюка, В. Моцарта и др.

«Служанка-госпожа» Дж. Перголези – первый образец оперы-буффа. Традиции жанра в творчестве Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, В. Моцарта, Д. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди и др.

Классицизм в музыкальном искусстве Франции. Ж. Люлли – основоположник французской оперной школы. Формирование жанра французской «лирической трагедии». Его преломление в наследии Ж. Рамо.

Французская комическая опера середины XVIII века («Деревенский колдун Ж.Ж.Руссо»).

Музыка французских клависинистов и английских верджиналистов.

Г. Перселл в истории английской и европейской музыки.

 

И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Творческое наследие и место в истории музыкальной культуры. Тенденции Просвещения в культуре западноевропейских стран. Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя как высшее проявление тенденций барокко в музыке.

Полифонические и тонально-гармонические приемы в музыке Баха и Генделя.

Соотношение светских и духовных жанров, традиций немецкой культуры и достижений итальянской композиторской школы в наследии Баха и Генделя.

Влияние Генделя на австро-германскую и английскую музыкальную культуру XVIII века. Истоки и этапы творческого пути. Жанр оратории в наследии Генделя.

И.С. Бах как культурно-историческое явление. Его место в музыкальной культуре европейской традиции. Периодизация и ведущие жанры творчества. Вокально-симфонические и инструментальные произведения. Клавирная музыка Баха. Развитие формы фуги, барочного концерта и контатно-ораториальных жанров.

 

Венский классическая школа. Творчество К.В.Глюка, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Венская школа – вершина музыкального классицизма.

Венская классика как культурно-историческое явление общеевропейского масштаба. Стилевой универсализм и жанровая монументальность. Принцип «симфонизма» в сонатной форме. Господство таковой в творчестве ее выдающихся представителей – Гайдна, Моцарта и Бетховена. Формирование сонатно-симфонического цикла.

Судьбы оперных жанров. Opera-seria в середине XVIII века. «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка (1762 г.) как судьбоносный поворот в истории жанра, свершившийся факт его оперной реформы. Реформаторские оперы Глюка венского и парижского периодов.

Оперное наследие В.А. Моцарта. Традиции и новаторство. Преодоление сложившихся жанровых стереотипов. Уникальность драматургии и музыкального воплощения образов в зрелых операх. Место «Дон-Жуана» в наследии Моцарта и в истории оперного искусства века Просвещения.

Кристаллизация сонатно-симфонического цикла в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта. «Лондонские симфонии» Гайдна и «триада» последних симфоний Моцарта – наиболее известные шедевры венского классического симфонизма.

Творчество Л.В. Бетховена. Периодизация творчества, эволюция стиля. Концепции его симфонических полотен. Творческое кредо композитора и его воплощение в финале 9 симфонии. Бетховен в культуре века Просвещения, века больших социальных ожиданий и претворение «бетховенских» начал в музыке эпохи романтизма, эпохи разочарований и утраченных иллюзий.

 

Эпоха романтизма. Творчество композиторов-романтиков первой половины - середины XIX века. Наследие Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Романтизм как идейно-эстетическое и художественное направление. Его временные рамки и мировоззренческие основы, обусловливающие образный строй и основные темы произведений искусства, как-то: мотивы одиночества героя; поиск идеала, всегда недостижимого, в природе, в нереальном мире грез и сновидений; поэтизацию исторического прошлого или образов народного быта, народных сказаний, легенд; ощущение чуждости неприглядных жизненных реалий; поиск того исключительного, индивидуального, что возвышает героя над отторгающей его окружающей средой; углубленный психологизм; поиск средств художественного воплощения чувств и переживаний человека.

Место музыки в ряду искусств в эпоху романтизма.

Романтизм в музыке. Влияние литературно-философских концепций Шеллинга, Жан-Поля и др. на мироощущение первых композиторов-романтиков. Дальнейшее развитие музыкального романтизма в тесной связи с литературой, живописью, театром.

Музыка эпохи романтизма. Ее жанровый диапазон и место в ряду других искусств. Жанровые основы.

Проблемы периодизации истории музыкального романтизма.

Ф. Шуберт и зарождение тенденций австрийского и немецкого музыкального романтизма. Ф. Шуберт – родоначальник жанра немецкой романтической песни. Вокальная лирика и инструментальная миниатюра в наследии Шуберта. Новаторство в решении жанра классической сонаты и симфонии.

Р. Шуман. Темы творчества. Необъятность жанрового диапазона творчества. Вокальные циклы Шумана – отражение и развитие романтических тенденций жанра немецкой романтической песни. Углубленный психологизм, бурные порывы и возвышенные образы недосягаемо прекрасного – особенности эмоционального строя инструментальных произведений Шумана. Симфоническая музыка Шумана. Концерт a-moll – вершина в истории жанра фортепианного концерта в немецкой музыке середины XIX века. Обогащение сонатной формы методами свободно-вариационного развития. Форма свободных вариаций в творчестве Шумана. Его влияние на музыкальную культуру эпохи романтизма.

Фортепианная музыка Ф. Шопена. Польская ладово-интонационная основа музыкального языка и мировая значимость творческого наследия.

Романтический программный симфонизм Г. Берлиоза как одно из ведущих направлений программности в противоположность идее создания грандиозных одночастных форм листовской симфонической поэмы.

 

Музыка Германии, Австрии, Франции и Италии середины – второй половины XIX века. Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс, Ж. Бизе, Дж. Верди и др. Ф. Лист в истории венгерской и западноевропейской музыки. Жизнь, творчество и музыкально-общественная деятельность в Веймаре. Место Ф. Листа в музыкальной культуре Германии. Фортепианная музыка и фортепианная школа Ф. Листа. Симфонические произведения Ф. Листа.

Жанр программной симфонической поэмы. Специфика жанра. Особенности программности симфонической поэмы, ее отличие от программно-симфонических концепций Г.Берлиоза. Новаторство в поиске композиционных решений. Цикличность в одночастности. Принцип монотематизма.

Обобщенное и всецело подчиненное музыкальным закономерностям воплощение поэтических образов – основа художественного метода Ф. Листа.

Философско-эстетические взгляды Р. Вагнера. Его музыкально-критическое наследие. Основные этапы творческой эволюции.

Оперная реформа Р. Вагнера. Новаторство музыкального языка и драматургии. Две тенденции романтического искусства и их кульминационное выражение в наследии Р. Вагнера – экзальтация чувств, и углубленный психологизм образов оперы «Тристан и Изольда»; апогей музыкального воплощения мифологического начала, идеализированного мира народных сказаний в легенд в тетралогии «Кольцо нибелунга».

Музыкальная культура Австрии. Творчество А. Брукнера, Г. Вольфа. Классические и романтические тенденции в немецко-австрийской музыки второй половины XIX века. Их отражение в наследии И. Брамса.

Музыкальный театр Франции XIX века. Традиции «большой оперы» Мейербера – Скриба.

«Фауст» Ш. Гуно – основа лирического направления французского оперного искусства. Реалистические тенденции в развитии оперного жанра. Их высочайшее выражение в опере Ж.Бизе «Кармен».

Итальянская опера XIX века. Творчество Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти.

Оперный реализм Дж. Верди – явление культуры романтизма. Периодизация творчества. Верди и эпоха Риссорджименто. Оперы 50-х годов («Риголетто», «Травиата», «Трубадур» и др.) и оформление основных эстетических принципов Верди. Их развитие в последующие годы. «Аида», «Отелло» и «Фальстаф» – вершины мастерства, итог творческого пути.

 

Стилевые тенденции в музыке рубежа XIX-XX столетий. Итальянский веризм. Французский импрессионизм. Поздний романтизм и зарождение новых течений в музыке европейских стран. Рубеж XIX-XX столетий как переходный период в истории и культуре европейских стран.

Проблема символизма в европейской культуре. Его отражение в музыке.

Музыка Италии рубежа XIX-XX столетий. Крах романтических идеалов и высоких стремлений эпохи борьбы за национальную независимость. Проблема реализма и натурализма в искусстве. Зарождение стиля веризма в итальянской литературе. Выражение его в музыке. Творчество П. Масканьи и Р. Леонкавалло. Наследие Дж. Пуччини – обогащение веристских тенденций итальянского оперного искусства.

Импрессионизм и его проявления в различных видах искусств. Французский импрессионизм в живописи. К. Моне, К. Писарро, Э. Дега, А. Сислей, О. Ренуар и др. Симфоническая прелюдия К. Дебюсси «Послеполуденны отдых Фавна» – рождение импрессионизма в музыке. Его эволюция в дальнейшем творчестве композитора (опера «Пеллеас и Мелизанда», симфонические эскизы «Море» и др.), влияние на музыкальную культуру рубежа XIX-XX столетий.

Наследие и основные жанры творчества М.Равеля.

«Шестерка» и ее место в музыкальной культуре.

Романтические черты и новые мотивы в творчестве Г. Малера и Р. Штрауса.

Экспрессионизм в музыке. Творческие принципы и методы музыкального мышления композиторов нововенской школы (А. Шенберг, А. Веберн, А. Берг и др.). Оперы композиторов нововенской школы. Жанр монооперы и его значение в истории жанра. Роль А.Шенберга в формировании его истоков. Драматургия и место «Воццек» А.Берга в истории европейской оперы XX века.

 

ХХ век в истории европейской музыкальной культуры. Музыкальная культура западноевропейских стран периода между двух мировых войн.

Неоклассицизм в музыке. Его формы. Неоклассицизм И. Стравинского и П. Хиндемита. Истоки и исторические параллели.

Проблемы и течения музыкального фольклоризма. Творчество К. Шимановского, М. Карловича, Б. Бартока, З. Кодаи, Л. Яначека, Б. Мартину, Д. Христова, П. Владигерова, Д. Энеску, Я. Сибелиуса, М. де Фальи, Э. Вила Лобоса и др.

Отношение к основным стилевым течениям современного искусства. Современность как объект художественного отражения.

Тематика музыкально-сценических и симфонических произведений в преддверии военной катастрофы. «Моисей и Арон» А.Шенберга, «Художник Матис» П.Хиндемита.

Стравинский как культурно-историческое явление. Периодизация творчества. Методы композиции. Эволюция языка. Реформирование жанров.

Послевоенный музыкальный авангард. П. Булез, К.Х. Штокхаузен, Л. Ноно, Л. Берио и другие его представители.

Проблемы периодизации истории музыкальной культуры ХХ века.

 

Ч.2. Русская музыка

 

Этапы развития русской музыки до М.И.Глинки. Периодизация русской музыки. Фольклор и церковное пение как основа музыкальной культуры национальной традиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...