Жанрово-тематические направления в русской опере.
Историческая тема в опере. Основная, «глинкинская» линия – историческая тема как разновидность народной темы. Оперы Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова («Китеж»). Влияние Даргомыжского – возрастающее значение социального конфликта. Ориентация на драматургические типы первой или второй опер Глинки в зависимости от характера трактовки народной темы. Особенности замысла и драматургического решения «Хованщины». Мусоргский и Достоевский, сближающее их решение исторической проблемы посредством особого мотива ‑ испытания идей в опыте. Отражение этого мотива в замысле «Китежа». Черты синтеза разных подходов, обобщения всех традиций кучкизма к исторической тематике в этой опере. Побочная линия («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева», «Мазепа» Чайковского), отражение типа «большой оперы» (лирическая драма на фоне исторического события). Превращение его в историко-бытовую оперу («Чародейка» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова).
Лирико-драматическая опера. Истоки типа в творчестве Глинки и Даргомыжского. Воздействие противоположных импульсов – литературной романтической мифологии и современной бытовой драмы; значение для русской музыки «Демона» Рубинштейна и «Вражьей силы» Серова. Оперы Кюи. «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. Положение их в эволюции оперного творчества композитора (в роли синтеза разножанровых тенденций). Признаки типа. Характер конфликта (влияние Даргомыжского), герой и героиня (романтические образы у Вагнера и Верди), особенности обрисовки среды (Гуно, Вагнер, Верди). Сюжеты Пушкина и решения композитора. Значение признаков данного типа в творчестве Римского-Корсакова («Царская невеста», «Сервилия»).
Сказочные сюжеты в опере. Развитие глинкинской линии, сказки как выражения народной темы. Значение гоголевских сюжетов. Сказочность как выражение идеалов народного бытия. Ведущая роль комической оперы («Майская ночь» Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского). Характерные черты сюжетов: комизм (абсурд) конфликта, комедийная самобытность второстепенных и типичность главных героев; элементы народной фантастики. Претворение замысла «Руслана» в творчестве Римского-Корсакова ‑ связи сказки с мифом; обращение к обрядовой тематике. Циклизация опер Римского-Корсакова, посвященных обрядам земледельческого круга. Кругообразная замкнутость, потенциальная периодичность действия в «Руслане», подчинение единичного общему. Разновидности драматургических типов в обрядовых операх Римского-Корсакова, исходящие из контрастов подчинения единичного общему или их противоречия. «Снегурочка» и «Майская ночь» в качестве характерного проявления этих контрастов. Изменение подходов в трактовке сказочной оперы. Философичность, морализующее назначение сюжетов «Иоланты» Чайковского и «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова; черты социальной сатиры в «Золотом петушке» Римского-Корсакова. Симфоническая музыка, основные направления развития. Особенности жанровой эволюции симфонической музыки у поздних романтиков; значение симфонии. Становление полюсов жанровых устремлений в симфонии в русской музыке – эпической симфонии у Бородина и лирико-драматической у Чайковского. Признаки этих жанровых разновидностей. Влияние программности. Программная симфония. Разновидности сюиты, взаимодействие сюиты и симфонии у Чайковского и Римского-Корсакова; формы объединяющего тематического принципа в сюите. Увертюра, особенности сюжетики и композиции в важнейших разновидностях, концертной и оперной.
Формы жанрового симфонизма. Традиции Глинки, значение народной темы, ее влияние на трактовку увертюры и симфонической поэмы. Образование новый формы, музыкальной картины.
Стилевые течения в русском искусстве и музыке на рубеже ХIХ – ХХ вв. Особая сложность исторической ситуации в России на рубеже ХIХ – ХХ вв., противоречия тенденций развития. Многообразие стилевых течений в литературе и искусстве. Традиции реализма и его преобразования. Становление символизма, усвоение влияний Запада (французские поэты, Ницше, Ибсен), новый взгляд на Достоевского и Толстого; влияние Вл. Соловьева. Коллизии идейно-эстетического обновления (абрамцевский кружок, возникновение «Мира искусств» и МХАТ а). Тенденции модерна и неоклассицизма в архитектуре. Выдвижение противоречия эстетизма и утилитаризма как попытка преодоления проблемы раскола культуры. Искусство и ремесло, традиции народных промыслов, искусство и промышленность (абрамцевский кружок, Врубель, Бенуа и У. Моррис). Своеобразие стилевых течений в музыке. Беляевский кружок, его отношения к Могучей кучке, преемственность, отличия. Чайковский и Танеев, взгляд на современность, отношение к традиции. Скрябин, его идейная и стилевая эволюция; этапы эволюции как ступени усвоения и претворения импульсов символизма. Идеи и задачи Скрябина последнего периода, связь с Вагнером, с современными теориями искусства. Стилевые признаки последнего периода. Роль характерных для эпохи теорий, трактующих историческое как проявление законов космического, концепция органической эволюции Вселенной. Элементы стиля в роли синтеза и конечного этапа эволюции музыкального мышления и языковых средств, тенденция к их унификации. (Выдвижение поэмы как жанровой формы и миниатюр и симфонических произведений; стабилизация варьируемого композиционного стереотипа как общей основы индивидуальных решений; сквозное значение характерных тематических форм на основе ограниченных интонационно-ладовых оборотов). «Божественная поэма» и «Прометей» как образцы разных периодов и этапы сложения итоговой «универсальной» концепции. Своеобразные черты композиционных и стилевых решений.
Рахманинов, периодизация творческого пути (признаки – изменения жанрового репертуара: максимальное расширение круга жанров с начала века и сужение с 20-х гг.); идейная динамика, обособление последнего периода. Черты стиля в их эволюции. Отношение к русской классике (синтез традиций московской и петербургской школ). Миниатюры вокальные и фортепианные, прелюдии, кантата «Весна». Типическое для русского искусства начала ХХ в. слияние признаков реализма и импрессионизма. Сочетание лирики и эпики, их взаимопроникновение как форма рефлексии (аналогичная реакции на современность в лирике Блока или Белого). Фортепианные концерты. Отражение строя мелодики древнерусского певческого искусства. «Всенощная». Влияния символизма. Этюды-картины ‑ тенденции «самоценной» образности в форме ее виртуозности и декоративности. «Остров мертвых», «Колокола» – разные аспекты характерной для начала века темы предопределения. Особенности последних произведений. Рапсодия на тему Паганини, Три русские песни, Симфонические танцы. Отражение лика современности. Интенсификация типичных для композитора свойств мышления, обнаруживаемых в произведениях среднего периода. Приемы косвенной лирики (необычное использование народных текстов в переносном значении, жанровом и смысловом, что касается также и напевов; использование жанровости посредством приемов переинтонирования в роли «иносказания»; «пафос» жанрового обобщения в роли формы реакции на современность и средства «суда» над нею). Симфонические танцы и Вальс Равеля.
Музыка ХХ века
Стилевые течения начала ХХ в. Календарная и историческая границы размежевания ХIХ и ХХ веков (Первая мировая война). Блок о характере размежевания. Периодизация искусства ХХ века. Новые стилевые течения в искусстве начала первой четверти века. Фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм. Разновидности абстракционизма. Течения в архитектуре. Новые формы развития национальных школ. Поляризация романо-славянской и германской линий наряду с национальными границами и поверх них.
Особенности течений начала века как основоположений новой культуры – форм нового самоопределения человека. а) многослойность сознания (различные теории, затрагивающие проблемы подсознательного); проявления многослойности ‑ внимание к архаике, изучение древних и особенно внеевропейских культур; преодоление оппозиции Запад – Восток; историзм; б) социальная и языковая суть сознания; знаковый характер выразительных средств искусства. Стилевые течения в музыке. Общие черты периода. Антиромантическая позиция, тенденции преодоления сквозных принципов изобразительности, ведущих от начала Нового времени. Формы обновления основ языка, вытекающие из новейших постулатов конституции сущности человеческого; приемы их обоснования посредством ссылок на революцию в естественных науках – новую картину мира, предлагаемую современной физикой.
Австрийский экспрессионизм. Становление экспрессионизма в живописи и музыке. Экспрессионизм в послевоенной литературе. Связь нововенской школы с символизмом и отличия от него (родство «программы», идеалы одухотворения, метафизика субъектности, новизна языковых средств). Тематика двух первых опер Шенберга и творческие идеалы экспрессионизма. Идейные устремления и черты стиля. Преобладание инструментальных и вокальных миниатюр (лабораторное значение «пьес» и песен), стремление к камерности, полифонизации гармонии; характерность средств, определяющих границы периода: «свободная атональность», звук и тембр как звучность («сонорность»), тенденции атематизма. Произведения, выявляющие общие направления стилевой эволюции. Шенберг: Пьесы ор. 11, 16 и 19, «Лунный Пьеро»; Веберн: квартетные и оркестровые пьесы ор. 5 и 6; Берг: пьесы для кларнета ор. 5. Произведения, намечающие стилистические размежевания. Берг: оркестровые пьесы ор. 6 и Песни Альтенберга. Веберн: оркестровые пьесы ор. 10, пьесы для скрипки и виолончели ор. 7 и 11. Тенденции фольклоризма в русской культуре. Истоки разнообразных проявлений фольклоризма в русской культуре. Распространение импульсов абрамцевского кружка; влияние мифологической тематики символизма; фольклорная тематика художников «Мира искусств»; Вяч. Иванов; акмеизм и футуризм, Хлебников. Тенденции примитива в живописи: Ларионов, Гончарова. Произведения Стравинского «русского периода». Хронологические границы периода. Стилистические разветвления фольклорных произведений Стравинского, полюса архаики (обрядовой тематики) и бытовой жанровости. «Свадебка» и «История солдата». Эволюция Стравинского, обращение к народным текстам, симптомы последующего стилевого перелома. Отличия отношения к фольклору в ХIХ в. – его претворения как проблемы национальной самобытности музыкального языка – от фольклоризма ХХ в.
Формы синтеза различных идейно-эстетических устремлений в творчестве Бартока и Прокофьева. Раннее творчество Прокофьева. Традиции русской классики в творчестве Прокофьева, основные жанровые формы, проявляемое в них многообразие идейно-эстетических импульсов. Выбор тем современной поэзии в его вокальном творчестве. Параллели замыслов Стравинского и Прокофьева («Весна» и «Скифская сюита», «Звездоликий» и «Семеро их», «Байка про лису» и «Сказка про шута»). Варьирование аспектов фольклоризма в зависимости от жанровых разновидностей произведений. Симптомы неоклассицизма. Раннее творчество Бартока. Истоки и стимулы фольклоризма Бартока. Задачи венгерской музыкальной культуры, изучение народного творчества. Влияние Дебюсси. Этапы стилевого становления (оркестровые сюиты, «Варварское аллегро», «Вечер у секеев»). Отношение к основным стилевым течениям в современной музыке, скрещивания и размежевания путей развития. Традиции романтизма (Первый концерт для скрипки, Два портрета). Триада сценических произведений. Сочетание фольклоризма с другими признаками, соприкосновения с экспрессионизмом. Своеобразие метода Бартока, стремление к отражению современности, значение фольклоризма в качестве основания критики современности. («Чудесный мандарин».) Фольклоризм Бартока как форма народничества.
Тенденции стилевой универсализации 20-х начала 50-х гг. Историческая противоречивость межвоенного двадцатилетия. Формы сознания своеобразия исторического периода (М, Вебер, Оретга –и –Гассет). Сложение новых течений в искусстве в качестве углубления и универсализации принципиальных основ открытий 10-х гг. Общность идейно-эстетических истоков и различия исканий и стилевых путей. Основания размежевания – различные формы преодоления или утверждения идеалов новой культуры и различных художественных программ рубежа ХIХ – ХХ вв.. Кульминация тенденций утопизма в советском искусстве. Творчество и теории Малевича, Татлина, Филонова. Направления утилитаризма. Корбюзье, Гропиус. Основание Баухауза. Формы неоклассицизма. Особенности тематики и видоизменений манер Пикассо. Неоклассицизм Стравинского, его истоки в русской культуре, параллели в современном русском искусстве. Неоклассицизм Хиндемита, его корни в немецкой музыке, параллели в течениях современного немецкого искусства. Градации понимания неоклассицизма – как стилевой формы (необарокко) и как метода (неомифологизм). Открытие серийности Шенбергом и стилевые размежевания в нововенской школе. Развитие экспрессионизма, пути решения проблемы крупных форм классицизма в творчестве Берга и Шенберга. Черты неоклассицизма в произведениях Шенберга. Тенденции структурализма у Веберна. Противоречия процессов отрицания и усвоения традиций классицизма в стилевых устремлениях 20-х – 40-х гг. Выявление характерных для периода полюсов самоопределения художников – проблема стиля как форма самосознания эпохи и требования текущего момента. Преобразования фольклоризма в творчестве Прокофьева и Бартока, формы синтеза разных стилевых течений в их устремлениях. Тенденции эстетического обновления, проблемы традиций и новаторства в творчестве композиторов «Шестерки». Значение форм гротесковой образности, современной жанровости или бытовой тематики в русском искусстве. Мейерхольд, Шагал, Зощенко. Шостакович, различия стилевых истоков его раннего творчества и коллизии их синтеза. Симфония у советских композиторов 20‑ 30 г., эволюция задач и понимания жанра. Разнообразие идейно-эстетических позиций в советской культуре 20-х гг., программы различных группировок и организаций. Формы отражения революционной темы. Произведения Гнесина, Крейна, Кастальского. Наиболее радикальные попытки жанрового обновления как симптом характерных для послереволюционного десятилетия устремлений утопизма. Признаки обновления. Черты синтеза искусств, участие необычным образом трактованного хора; «хроникальность» сюжета, «историческая достоверность» материала сюжета (использование документов в тексте, цитирование мелодий). Предвосхищение «коллажа», монтажной техники. Произведения Пащенко и Рославца. Образ революции как развитие космической темы Скрябина; влияние фольклоризма (произведения на тексты Блока, Клюева). Вторая симфония Щербачева и Шестая симфония Мясковского. Тема революции как тема духовных исканий. Образ современности во Второй и Третьей симфониях Прокофьева. Истоки их образности в русской культуре (историзм по Хлебникову как продолжение скрябинского космизма; столкновение и взаимопроникновение фольклоризма и урбанизма). Ранние симфонии Шостаковича. Особое положение Первой симфонии. Типичность подхода в постановке революционной темы во Второй и Третьей симфониях, связь с радикальными попытками обновления; необычность решения, особенности средств и их трактовки. Постепенный переход с начала 30-х г. к восстановлению жанровой типичности и композиционных оснований симфонии. Признаки поворота в распространении тенденций песенного симфонизма. Симфонии Щербачева и Книппера, связь их с устремлениями 20-х гг. («хроникальность» сюжета «Ижорской» симфонии Щербачева, черты синтетичности жанровой формы в решениях Третьей и Четвертой симфоний Книппера). Типовые проявления песенного симфонизма в произведениях Белого, Корчмарева, Животова, близость их к традиционным формам жанрового симфонизма. Кантаты Рославца «Октябрь» и Прокофьева «Двадцатилетие Октября» в качестве завершения устремлений 20-х гг. в трактовке революционной темы. Отнесение признаков жанрового обновления, синтетичности жанровой формы, к норме одной из характерных жанровых разновидностей классики, кантаты. Становление симфонизма Шостаковича, расширение истоков традиций, выработка характерной для композитора жанровой формы как синтеза разных подходов. Четвертая, открытие преемственности с симфонизмом Малера (ведущая роль этической темы, родство пафоса). Обретение жанровой нормы в Пятой симфонии, значение ее композиционного типа для симфоний композитора среднего периода. Своеобразие симфонизма Шостаковича: связь отдельных замыслов с коллизиями современности, сочетание тенденциозности и публицистичности с историчностью и философичностью. Пути развития музыкального театра. Два важнейших направления тематики музыкального театра – аспекты характерного для ХХ в. определения человека и выявление связанных с ними позиций как отправных моментов в понимании современного этапа истории. Основные подходы в претворении отмеченных тематических направлений. Оперы нововенских композиторов. Основополагающее значение двух первых опер Шенберга. Значение монооперы для музыкального театра нововенцев, признаки ее типа (изображение действия «сквозь призму сознания героя» как форма выражения специфической для экспрессионизма художественной установки, – «субъектности метафизики»; характерность выразительных средств). «Воццек» Берга, специфические для театра нововенцев черты художественного строя. Переосмысление романтической типологии сюжета, конфликта героя и среды; выделенность героя как средство его противопоставления «фону» и как форма их единства. Контраст и единство как прием концентрации существа человеческого в символике центрального образа. Новое определение человека, тема абсурда, ее разветвления в обрисовке центрального и второстепенных персонажей, «среды» в целом. Характерное для экспрессионизма заострение социального конфликта, своеобразие его трактовки в связи с особенностями понимания существа человека и человеческого в опере. Течения фольклоризма – неоклассицизма и их влияние на новаторство современного театра. Характерные темы театра Стравинского как вехи его стилевой эволюции. Роль обрядовой тематики в «русском» периоде, мифологических сюжетов в неоклассическом периоде. Библейский сюжет в «Потопе» как признак последнего периода. Особенности отражения современности в сценических произведениях Стравинского. Замыслы, выявляющие сравнительно непосредственный отклик на сдвиги истории («История солдата», «Игра в карты», «Похождения повесы»). Замыслы, выявляющие обобщенную оценку положения современности в целом («Эдип-царь»). Театральная реформа Стравинского, этапы ее сложения. Разделение действия как ключ к своеобразию театра и сценических форм Стравинского. Основание разделения – стремление к интенсификации элементов, выразительных средств сцены. Исторические предпосылки новаторской концепции разделения – обсуждение проблемы синтеза искусств в многообразных порождениях символистской эстетики на рубеже веков под влиянием Вагнера. Определение жанра в зависимости от ведущей роли того или иного элемента (танец – балет, пантомима – скомороший театр в «Байке», хор – опера-оратория, сольное пение – номерная опера). Особенности произведений типа микст, вариации жанровых разновидностей, прообразы в народном театре. Черты музыкального театра Прокофьева. Особенности стилевой эволюции; контрасты двух периодов в трактовке сценических форм и жанрового склада произведений (до начала 30-х гг. и после). Специфика позиции композитора как посредника (или «эклектика»), своеобразие стилевых и жанровых ориентиров его творчества. Ведущее значение типа музыкальной драмы для его опер («Игрок»), его модификакции вследствие отражения характерных современных тенденций. Сближения с неоклассицизмом (претворение известных в традиции жанровых форм как моделей – «Любовь к трем апельсинам», «Обручение в монастыре»); соприкосновения с экспрессионизмом (особенности конфликта в «Огненном ангеле», черты монооперы в «Повести о настоящем человеке»). Характерное для композитора тяготение к современной тематике, особенности ее отражения с позиций фольклоризма в балетах «Стальной скок» и «На Днепре». Взаимопроникновение исторической аналитики и современной тематики (включая требуемой современностью тенденциозности) в произведениях 30‑40-х гг., работа с Эйзенштейном. «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», «Война и мир». Оперы Шостаковича. Специфичность его понимания «оперности»: театральная заостренность, «жестовая» выразительность элементов представления и «музыкальность», «симфоничность» их взаимоотношений в рисунке целого, развертывании действия. Гротеск в сюжетах и театре Шостаковича, его истоки в произведениях Гоголя; работа с Мейерхольдом. Особенности социальной критики в операх Шостаковича. Типичность замысла «Носа», тема самоидентификации человека, прием двойника или маски как критика очуждения социальной функции индивида, растворения личности в амплуа. Параллели у Тынянова и Прокофьева («Поручик Киже»). «Леди Макбет Мценского уезда». Переработка замысла Лескова, введение новых сюжетных линий. Значение веденной композитором народной темы, ее влияние на трактовку главного образа в опере, его значение для ведущей темы. Специфика конфликта в сюжете оперы, направленность социальной критики в ней. Тема войны и мира в произведениях 30-х – 40-х гг. Характерные для 30 – 40-х гг. внимание к тенденциям развития исторической обстановки, надежды на позицию художника и влияние его искусства на разрешение ситуации. Нарастание роли современной тематики, специфика ее решения с точки зрения истории, понимания культуры, ее проблем и перспектив, судеб гуманизма. «Герника» Пикассо. Специфика отражения современной темы в музыке 30 – 40-х гг.: осмысление выделяемой проблемы или решаемой исторической коллизии в виде модификации и углубления «типовой темы» жанра («магистрального сюжета», выражающего жанровый канон произведения, оперы или симфонии). Оперы «Моисей и Аарон» Шенберга, «Художник Матис» Хиндемита. Первые примеры обращения художников к осмыслению исторической обстановки (отклик на обострение ситуации в Германии). Сходство поставленных проблем – отношение стимулов народного движения и смысла действия, сознаваемых целей истории и истины. Необычность художественных заданий для оперы – обращение к исторической аналитике с точки зрения обоснования актуальности новой метафизики человека. Симфония «Художник Матис». Черты неоклассицизма и особенности решения современной темы. «Музыка для струнных, ударных и челесты». Тема надвигающейся катастрофы. Тема войны в произведениях Шостаковича Прокофьева, Бартока. Общность черт замыслов. Острота конфликта, связанная с угрозой перерождения человеческого (Восьмая симфония Шостаковича, Шестая симфония Прокофьева), внимание к разным аспектам народной темы ‑ как в роли фактора истории (Седьмая симфония Шостаковича, Пятая симфония Прокофьева), так и в роли истока идеалов бытия. «Война и мир» Прокофьева, история и современность, народное и личное в романе Толстого и в опере.
Проблемы культуры ХХ в. Своеобразие ХХ века в виде самооценки эпохи – новая историческая действительность в зеркале критики. Теории философов и эстетиков в отношении к теориям и прогнозам ХIХ в. Общие посылки (восходящие к полемике Вагнера и Ницше). Различие типов социальности – общества, основанные на мифе, культе (Флоренский), или же общества, конституированные различными проявлениями человеческого творчества (включая и производственные отношения). Мотивы критики современности: рационализм, господство техники. Оценки современности, понимание ее перспектив в зависимости от взглядов на конституцию социума. Формы отражения современной ситуации в искусстве. Исток сквозных противоречий, выявляемый в основоположениях искусства начала века в его разнообразных течениях. Стремление новейшего искусства определить и «положить» познавательные истоки языка и художественных средств. Противоречие новых и традиционных познавательных основ в практике современного искусства; направления подхода к проблеме. Обусловленность форм социального функционирования культуры, ограниченность этих форм, их противоречие основаниям культуры (или идеалам, возвещаемым искусством). Ограниченность современного искусства, лишенного широкого резонанса в различных социальных слоях. Сравнительно скрытый характер противоречия в период между двумя войнами. Отрицание «буржуазного» понимания сути искусства (например как одной из форм общественного сознания). Тенденции самоопределения искусства, зависящие от понимания его роли в отношении к действительности. Разные направления в решении этой проблемы. Появление радикальных течений, выступающих с претензией определять или направлять все формы социальности. Отличающее их стремление к преодолению традиционных форм искусства, переосмыслению его задач и сути,– поскольку они рассматриваются в роли культуротворяших факторов будущего. Критика некоторых следствий подобной точки зрения (согласно Бахтину во многих из таких устремлений следует видеть симптомы нигилизма). Открытая форма основного противоречия, выраженная после Второй мировой войны – раскол культуры. Критика тенденций утопизма и функционализма, претендовавших на роль регулятивных или конституирующих факторов социальности. Противопоставление элитарных и массовых форм искусства и культуры, как формы функционирования направлений в искусстве. Односторонность и противоречивость обоих полюсов. Элитарность и демократизм как противоречие сторон социальности индивида – его «права» как члена социума и его сознания как реального «состояния социальности». Стремление первой из названных тенденций к разрешению конфликтов современности в свете так или иначе формулируемых идеалов, но с принятием неизбежной посылки – адресовать эти идеалы в абстрактное пространство. Цель второй – ответить на запрос (фактически формировать потребность), при том что найденный выход (то есть выделение масс-культуры) ведет к стабилизации ситуации, в конечном счете и к исключению проблемы. Другие стороны современной ситуации (следствия основного противоречия). Империализм и тоталитарность как проблема культуры новейшего времени. Тоталитарность как пропаганда «идейности» (политического заказа) в форме апелляции к массовому сознанию (или «массовости» в сознании). Облик империализма – процессы «универсализации» в современной культуре на базе господства и унификации размножающихся форм масс-культуры. Интернациональное и национальное в виде противоречия современного и этнографического.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|