Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наследие Д.Д. Шостаковича. Концепция 15 симфонии.




С.М. Слонимский и Б.И. Тищенко – крупнейшие ленинградские–петербургские композиторы современности. Основы композиторской техники. Ведущие творческие достижения.

Современный творческий процесс и проблемы музыкальной критики.

 

ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Ч.1.ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

 

1. Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Католицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церковная полифония. Понятие строгого стиля. Творчество П.Палестрины и его современников.

2. 17 век в истории западноевропейской музыкальной культуры.

3. Флорентийская Камерата. Рождение оперного жанра.

4. Тенденции барокко в музыке 17 – первой половины 18 столетий. «Высокое барокко» Италии. Наследие А.Вивальди и его значение для европейской культуры. Академия del`Arkadia. Имена и творчество наиболее известных представителей.

5. И.С.Бах и Г.Ф.Гендель, Творческое наследие и место в истории музыкальной культуры.

6. Венский классический стиль. Определение и имена ведущих представителей. Оперная реформа К.В.Глюка. Творчество Й.Гайдна. В.А.Моцарта и Л.В.Бетховена.

7. Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской музыке 19 века. Основные черты и имена выдающичхся представителей.

8. Наследие Ф.Шуберта,

9. Наследие Р.Шумана

10. Наследие Ф.Шопена

11. Симфоническое творчество Г.Берлиоза и Ф.Листа. Основные тенденции западноевропейского симфонизма эпохи романтизма.

12. Наследие Р.Вагнера. Суть его оперной реформы Р.Вагнер. Кульминационные выражения тенденций романтического искусства в «Кольце нибелунга» и «Тристане и Изольде».

13. Наследие Дж.Верди.

14. Творческие искания Ж.Бизе. Новаторство оперы «Кармен».

15. Стилевые тенденции в музыке рубежа 19-20 столетий. Итальянский веризм. Французский импрессионизм. Поздний романтизм и зарождение новых течений в музыке европейских стран.

Ч.2. РУССКАЯ МУЗЫКА

 

1. Русская музыка до Глинки. Вехи истории. Этапы развития.

2. Русский романс в культуре дореволюционной России.

3. М.И. Глинка. Его историческая роль в становлении русской музыкальной классики.

4. Оперное творчество М.И. Глинки.

5. Симфонические произведения М.И. Глинки.

6. Творчество А.С. Даргомыжского. Реалистические тенденции в камерно-вокальном творчестве. Достижения в оперном жанре.

7. Пути развития русской музыки во второй половине XIX века. Русское музыкальное общество и «могучая кучка».

8. Творчество А.П. Бородина.

9. Творчество М.П. Мусоргского.

10. Творчество, музыкально-просветительная и педагогическая деятельность Н.А. Римского-Корсакова.

11. Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре

12. С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин в культуре своего времени.

13. И.Ф. Стравинский в истории русской и мировой музыки ХХ века

14. 14.Русская музыка советского периода. Периодизация, тенденции развития.

15. Д.Д. Шостакович

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ч.1. Зарубежная музыка

 

А) Основная

1. Грубер Р. Всеобщая история музыки. – М.,1956.

2. Ливанова Т. История зарубежной музыки до 1789 года. – ТТ. 1-2. - М.,1983-1987.

3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. – Вып. 1. – М.,1973.

4. Левик К. История зарубежной музыки. – Вып. 2. – М.,1974.

5. Конен В. История зарубежной музыки. – Вып. 4. – М.,1972.

6. Друскин М. История зарубежной музыки. – Вып. 4. – М.,1976.

7. Нестьев И. История зарубежной музыки. – Вып. 5. – М.,1988.

8. Музыкальная литература зарубежных стран: Уч. пособие для муз. училищ. – Вып. 1-5.

9. Музыка Австрии и Германии: Уч. пособие. – Кн. 1-2. – М.,1975-1990.

 

В) Дополнительная

 

1. Роллан Р. О месте, занимаемом музыкой во всеобщей истории // Р.Роллан Собр. соч. – Т. 4. – М.,1938.

2. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. – Вып. 2. – Л.,1981.

3. Конен В. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1975.

4. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. – М.,1982.

5. Иванов-Борецкий М. Палестрина. – М.,1909.

6. Коннов В. Нидерландские композиторы XV-XVI вв. – Л.,1984.

7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.,1966.

8. Скребков С. Художественые принципы музыкальных стилей. - М.,1973.

9. Конен В. Клаудио Монтеверди. – Л.,1970.

10. Конен В. Театр и симфония. – М.,1975.

11. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств. – М.,1977.

12. Раабен Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. – Л.,1973.

13. Кречмар Г. История оперы. – Л., 1925.

14. Роллан Р. Опера XVII века в Италии, Германии, Англии. – М.,1931.

15. Роллан Р. Заметки о Люлли // Роллан Р. Собр. соч. – Т. 4. – М.,1938.

16. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVII-XVIII вв. - Л.,1960.

17. Белецкий И. Антонио Вивальди. – Л.,1975.

18. Роллан Р. Г.Ф.Гендель. – М.,1931.

19. Белоненко А.С. Г.Ф.Гендель. - Л.,1975.

20. Друскин М. И.С.Бах. – М.,1983.

21. Швейцер А. И.С.Бах. – Л.,1964.

22. Роллан Р. К.В.Глюк // Роллан Р. Собр. соч. – Т. 4. – М.,1938.

23. Соллертинский И. К.В.Глюк // Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. – Л.,1956.

24. Аберт Г. В.А.Моцарт. – Т. 1-2. – М.,1988-1990.

25. Роллан Р. В.А.Моцарт. – Т. 4. – М.,1938.

26. Кремлев Ю. И.Гайдн. – М.,1972.

27. Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи //Роллан Р. Собр. соч. - Т.5. – М.,1938.

28. Асмус В. Музыкальная эстетика философии романтизма. - «Сов. музыка». – 1934. – № 1/

29. Ферман В. Оперный театр. Статьи о немецкой романтической опере. - М.,1961.

30. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М.,1983.

31. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М.,1964.

32. Кремлев Ю. Фредерик Шопен. – М.,1949.

33. Соловцов А. Фредерик Шопен. – М.,1956.

34. Хохловкина А. Гектор Берлиоз. – М.,1966.

35. Мильштейн Я. Ференц Лист. – Тт. 1-2. – М.,1971.

36. Левик Б. Рихард Вагнер. – М.,1978.

37. Хохловкина А. Жорж Бизе. – М.,1957.

38. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М.,1986.

39. Нестьев И. На рубеже двух столетий. – М.,1967.

40. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.,1965.

41. Ступель А. Морис Равель. – Л.,1975.

42. Левашова О. Пуччини и его современники. – М.,1980.

43. Соллертинский И. Симфонии Густава Малера //Музыкально-исторические этюды. – Л.,1956.

44. Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 1.: 1880-1917. – Кн. 1-2. – М.,1976-1977.

45. Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 2.: 1917-1945. – Кн. 3-4. – М.,1980-1984.

46. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ в. – Л.,1983.

47. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. – М.,1989.

48. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. – М.,1976.

Ч.2. РУССКАЯ МУЗЫКА

А) Основная

 

1. Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. – Т.1. – М.,1972.

2. Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. – М.,1977.

3. Фрид Э. Русская музыкальная литература. – Вып. 2. – М.,1975.

4. Розанова Ю. История русской музыки. – Т.2. – Кн.3.: П.И.Чайковский. – М.,1981.

5. Советская музыкальная литература. – Вып. 1-2. – М., 1977-1983.

 

В) Дополнительная

 

1. Рабинович А. Русская Опера до Глинки. – М.,1984.

2. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. – М.,1959.

3. Асафьев Б. М.И.Глинка. – Л.,1987.

4. Молзинский В. История русской музыки XIX – начала ХХ веков. – Ч.1. – СПб.,1993.

5. Пекелис М. А.С. Даргомыжский и его окружение. – Т.1-2. – М.,1966-1973.

6. Зайцева Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: Истоки. – СПб., 2000.

7. Гордеева Е. Композиторы «могучей кучки». – М.,1986.

8. Ямпольский И. Русское музыкальное общество // БСЭ. – Т.22.

9. Оперы М.П.Мусоргского. Путеводитель. – М.,1980.

10. Бакаева Г. «Хованщина» М. Мусоргского – историческая народная музыкальная драма. – Киев,1976.

11. Головинский Г.Л., Сабинина М.Д. М.П. Мусоргский. – М.,1998.

12. Рахманова М.П. Мусоргский и его время // Сов. музыка. – 1980. – №9.

13. Рахманова М.П. К былой полемике вокруг «Китежа» // Сов. музыка. – 1984. – №10.

14. Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М.,1995.

15. Оперы Н.А.Римского-Корсакова. Путеводитель. – М.,1976.

16. Гозенпуд А.А. Н.А. Римский-Корсаков: Темы и идеи его творчества. – М.,1957.

17. Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. – М.,1964.

18. Сохор А. А.П. Бородин. – М.-Л.,1965.

19. Орлова Е. П.И. Чайковский. – М.,1980.

20. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М.,1973.

21. Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М.,1976.

22. Данилевич Л. А.Н. Скрябин. – М.,1953.

23. Павчинский С. Произведения А.Н. Скрябина позднего периода. – М.,1969.

24. Дельсон В. А.Н. Скрябин. Очерки жизни и творчества. – М.,1971.

25. Вершинина И. Ранние балеты И.Ф. Стравинского. – М.:Музыка,1967.

26. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского. – Л.,1970.

27. Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Л.,1977.

28. Друскин М. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. – Л., 1982.

29. Данилевич Л. Д.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. – М.,1980.

30. Орлов Г. Симфонии Д.Д. Шостаковича. – Л.,1962.

31. Сабинина М. Шостакович – симфонист. – М.,1976.

32. Хентова С. Д.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. – Т.1-2. – Л., 1985-1986.

33. Третьякова Л. Д.Д. Шостакович. – М.,1976.

34. Милка А. С.М. Слонимский. – М.-Л.,1976.

35. Кац Б. О музыке Б.И. Тищенко. Опыт критического исследования. – Л.,1986.

36. Критика и музыкознание. Сб. ст. – Вып. 1-3. – Л.,1975-1987.

37. Арановский М.Г.(Ред.) Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века. – М.,1997.

 

 

В.В.Молзинский

 

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа курса для отделения

«Русское народно-песенное искусство»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...