Наследие Д.Д. Шостаковича. Концепция 15 симфонии.
С.М. Слонимский и Б.И. Тищенко – крупнейшие ленинградские–петербургские композиторы современности. Основы композиторской техники. Ведущие творческие достижения. Современный творческий процесс и проблемы музыкальной критики.
ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Ч.1.ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА
1. Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Католицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церковная полифония. Понятие строгого стиля. Творчество П.Палестрины и его современников. 2. 17 век в истории западноевропейской музыкальной культуры. 3. Флорентийская Камерата. Рождение оперного жанра. 4. Тенденции барокко в музыке 17 – первой половины 18 столетий. «Высокое барокко» Италии. Наследие А.Вивальди и его значение для европейской культуры. Академия del`Arkadia. Имена и творчество наиболее известных представителей. 5. И.С.Бах и Г.Ф.Гендель, Творческое наследие и место в истории музыкальной культуры. 6. Венский классический стиль. Определение и имена ведущих представителей. Оперная реформа К.В.Глюка. Творчество Й.Гайдна. В.А.Моцарта и Л.В.Бетховена. 7. Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской музыке 19 века. Основные черты и имена выдающичхся представителей. 8. Наследие Ф.Шуберта, 9. Наследие Р.Шумана 10. Наследие Ф.Шопена 11. Симфоническое творчество Г.Берлиоза и Ф.Листа. Основные тенденции западноевропейского симфонизма эпохи романтизма. 12. Наследие Р.Вагнера. Суть его оперной реформы Р.Вагнер. Кульминационные выражения тенденций романтического искусства в «Кольце нибелунга» и «Тристане и Изольде». 13. Наследие Дж.Верди. 14. Творческие искания Ж.Бизе. Новаторство оперы «Кармен».
15. Стилевые тенденции в музыке рубежа 19-20 столетий. Итальянский веризм. Французский импрессионизм. Поздний романтизм и зарождение новых течений в музыке европейских стран. Ч.2. РУССКАЯ МУЗЫКА
1. Русская музыка до Глинки. Вехи истории. Этапы развития. 2. Русский романс в культуре дореволюционной России. 3. М.И. Глинка. Его историческая роль в становлении русской музыкальной классики. 4. Оперное творчество М.И. Глинки. 5. Симфонические произведения М.И. Глинки. 6. Творчество А.С. Даргомыжского. Реалистические тенденции в камерно-вокальном творчестве. Достижения в оперном жанре. 7. Пути развития русской музыки во второй половине XIX века. Русское музыкальное общество и «могучая кучка». 8. Творчество А.П. Бородина. 9. Творчество М.П. Мусоргского. 10. Творчество, музыкально-просветительная и педагогическая деятельность Н.А. Римского-Корсакова. 11. Рубеж XIX-XX столетий в русской музыкальной культуре 12. С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин в культуре своего времени. 13. И.Ф. Стравинский в истории русской и мировой музыки ХХ века 14. 14.Русская музыка советского периода. Периодизация, тенденции развития. 15. Д.Д. Шостакович
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Ч.1. Зарубежная музыка
А) Основная 1. Грубер Р. Всеобщая история музыки. – М.,1956. 2. Ливанова Т. История зарубежной музыки до 1789 года. – ТТ. 1-2. - М.,1983-1987. 3. Розеншильд К. История зарубежной музыки. – Вып. 1. – М.,1973. 4. Левик К. История зарубежной музыки. – Вып. 2. – М.,1974. 5. Конен В. История зарубежной музыки. – Вып. 4. – М.,1972. 6. Друскин М. История зарубежной музыки. – Вып. 4. – М.,1976. 7. Нестьев И. История зарубежной музыки. – Вып. 5. – М.,1988. 8. Музыкальная литература зарубежных стран: Уч. пособие для муз. училищ. – Вып. 1-5. 9. Музыка Австрии и Германии: Уч. пособие. – Кн. 1-2. – М.,1975-1990.
В) Дополнительная
1. Роллан Р. О месте, занимаемом музыкой во всеобщей истории // Р.Роллан Собр. соч. – Т. 4. – М.,1938.
2. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. – Вып. 2. – Л.,1981. 3. Конен В. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1975. 4. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. – М.,1982. 5. Иванов-Борецкий М. Палестрина. – М.,1909. 6. Коннов В. Нидерландские композиторы XV-XVI вв. – Л.,1984. 7. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.,1966. 8. Скребков С. Художественые принципы музыкальных стилей. - М.,1973. 9. Конен В. Клаудио Монтеверди. – Л.,1970. 10. Конен В. Театр и симфония. – М.,1975. 11. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств. – М.,1977. 12. Раабен Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. – Л.,1973. 13. Кречмар Г. История оперы. – Л., 1925. 14. Роллан Р. Опера XVII века в Италии, Германии, Англии. – М.,1931. 15. Роллан Р. Заметки о Люлли // Роллан Р. Собр. соч. – Т. 4. – М.,1938. 16. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVII-XVIII вв. - Л.,1960. 17. Белецкий И. Антонио Вивальди. – Л.,1975. 18. Роллан Р. Г.Ф.Гендель. – М.,1931. 19. Белоненко А.С. Г.Ф.Гендель. - Л.,1975. 20. Друскин М. И.С.Бах. – М.,1983. 21. Швейцер А. И.С.Бах. – Л.,1964. 22. Роллан Р. К.В.Глюк // Роллан Р. Собр. соч. – Т. 4. – М.,1938. 23. Соллертинский И. К.В.Глюк // Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. – Л.,1956. 24. Аберт Г. В.А.Моцарт. – Т. 1-2. – М.,1988-1990. 25. Роллан Р. В.А.Моцарт. – Т. 4. – М.,1938. 26. Кремлев Ю. И.Гайдн. – М.,1972. 27. Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи //Роллан Р. Собр. соч. - Т.5. – М.,1938. 28. Асмус В. Музыкальная эстетика философии романтизма. - «Сов. музыка». – 1934. – № 1/ 29. Ферман В. Оперный театр. Статьи о немецкой романтической опере. - М.,1961. 30. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М.,1983. 31. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М.,1964. 32. Кремлев Ю. Фредерик Шопен. – М.,1949. 33. Соловцов А. Фредерик Шопен. – М.,1956. 34. Хохловкина А. Гектор Берлиоз. – М.,1966. 35. Мильштейн Я. Ференц Лист. – Тт. 1-2. – М.,1971. 36. Левик Б. Рихард Вагнер. – М.,1978. 37. Хохловкина А. Жорж Бизе. – М.,1957. 38. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М.,1986. 39. Нестьев И. На рубеже двух столетий. – М.,1967. 40. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.,1965. 41. Ступель А. Морис Равель. – Л.,1975. 42. Левашова О. Пуччини и его современники. – М.,1980.
43. Соллертинский И. Симфонии Густава Малера //Музыкально-исторические этюды. – Л.,1956. 44. Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 1.: 1880-1917. – Кн. 1-2. – М.,1976-1977. 45. Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 2.: 1917-1945. – Кн. 3-4. – М.,1980-1984. 46. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ в. – Л.,1983. 47. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. – М.,1989. 48. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. – М.,1976. Ч.2. РУССКАЯ МУЗЫКА А) Основная
1. Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. – Т.1. – М.,1972. 2. Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. – М.,1977. 3. Фрид Э. Русская музыкальная литература. – Вып. 2. – М.,1975. 4. Розанова Ю. История русской музыки. – Т.2. – Кн.3.: П.И.Чайковский. – М.,1981. 5. Советская музыкальная литература. – Вып. 1-2. – М., 1977-1983.
В) Дополнительная
1. Рабинович А. Русская Опера до Глинки. – М.,1984. 2. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. – М.,1959. 3. Асафьев Б. М.И.Глинка. – Л.,1987. 4. Молзинский В. История русской музыки XIX – начала ХХ веков. – Ч.1. – СПб.,1993. 5. Пекелис М. А.С. Даргомыжский и его окружение. – Т.1-2. – М.,1966-1973. 6. Зайцева Т.А. Милий Алексеевич Балакирев: Истоки. – СПб., 2000. 7. Гордеева Е. Композиторы «могучей кучки». – М.,1986. 8. Ямпольский И. Русское музыкальное общество // БСЭ. – Т.22. 9. Оперы М.П.Мусоргского. Путеводитель. – М.,1980. 10. Бакаева Г. «Хованщина» М. Мусоргского – историческая народная музыкальная драма. – Киев,1976. 11. Головинский Г.Л., Сабинина М.Д. М.П. Мусоргский. – М.,1998. 12. Рахманова М.П. Мусоргский и его время // Сов. музыка. – 1980. – №9. 13. Рахманова М.П. К былой полемике вокруг «Китежа» // Сов. музыка. – 1984. – №10. 14. Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М.,1995. 15. Оперы Н.А.Римского-Корсакова. Путеводитель. – М.,1976. 16. Гозенпуд А.А. Н.А. Римский-Корсаков: Темы и идеи его творчества. – М.,1957. 17. Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. – М.,1964. 18. Сохор А. А.П. Бородин. – М.-Л.,1965. 19. Орлова Е. П.И. Чайковский. – М.,1980. 20. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М.,1973.
21. Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М.,1976. 22. Данилевич Л. А.Н. Скрябин. – М.,1953. 23. Павчинский С. Произведения А.Н. Скрябина позднего периода. – М.,1969. 24. Дельсон В. А.Н. Скрябин. Очерки жизни и творчества. – М.,1971. 25. Вершинина И. Ранние балеты И.Ф. Стравинского. – М.:Музыка,1967. 26. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского. – Л.,1970. 27. Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Л.,1977. 28. Друскин М. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. – Л., 1982. 29. Данилевич Л. Д.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. – М.,1980. 30. Орлов Г. Симфонии Д.Д. Шостаковича. – Л.,1962. 31. Сабинина М. Шостакович – симфонист. – М.,1976. 32. Хентова С. Д.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. – Т.1-2. – Л., 1985-1986. 33. Третьякова Л. Д.Д. Шостакович. – М.,1976. 34. Милка А. С.М. Слонимский. – М.-Л.,1976. 35. Кац Б. О музыке Б.И. Тищенко. Опыт критического исследования. – Л.,1986. 36. Критика и музыкознание. Сб. ст. – Вып. 1-3. – Л.,1975-1987. 37. Арановский М.Г.(Ред.) Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века. – М.,1997.
В.В.Молзинский
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа курса для отделения «Русское народно-песенное искусство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|