Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ощущение моря и ощущение континента




Развивая концепцию культурно-исторических типов, П. Савицкий, в отличие от Н. Данилевского, акцентирует внимание на «ощущении» — особом способе восприятия окружающей действительности, — ощущение моря и ощущение континента, называя одно западноевропейским, другое — монгольским: «на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента». По этому поводу следует заметить, что подобное решение характерно для историософии вообще. Например, Х. Макиндер связал романо-германский тип с «морским» восприятием окружающей действительности, а греко-византийский — с «материковым». В понимании П. Савицкого русские в некоторой доле тоже монголы, ибо «в русских „землепроходцах“, в размахе русских завоеваний и освоении — тот же дух, то же ощущение континента».

Однако П. Савицкий стремится понять, в чем особенность культурно-исторического типа России. По его мнению «Россия — часть особого „окраинно-приморского“ мира, носительница углубленной культурной традиции. В ней сочетаются одновременно историческая „оседлая“ и „степная“ стихия». В этом он видит одно из важнейших обстоятельств новейшей русской истории. «Пережив в начальные века развития влияние степных народов как влияние внешнее, ныне народ российский сам как бы охватывает степь. Степное начало, привитое русской стихии как одно из составляющих её начал со стороны, укрепляется и углубляется в своем значении, становится неотъемлемой её принадлежностью; и наряду с „народом-земледельцем“, „народом-промышленником“ сохраняется или создается в пределах русского национального целого „народ-всадник“, хотя бы и практикующий трехполье».

Н. Трубецкой, критикуя положение о «магистральном пути прогресса», называя его «шовинистическим», подчеркивает важную мысль о том, что невозможно сравнить две культуры или цивилизации и определить, какая из них более «развитая» ибо сравнение уровней требует признания некоторой из них за эталон, что изначально ставит «произвольно» выбранную культуру (цивилизацию) в преимущественное положение. Выводы Н. Трубецкого однозначны: полное заимствование чужой культуры невозможно и даже частичное может привести к опасным последствиям — потере способности воспроизводства собственной культуры.

Преобладающую эмоциональную сторону в евразийском восприятии происходящего хорошо подметил Николай Бердяев. «Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на произошедшую катастрофу»,- писал он. Бердяев предупреждал: «Такого рода душевная формация может обернуться русским фашизмом».

Неоевразийство

Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены Львом Гумилевым и получили широкое распространение к началу XXI века. Гумилев в ряде книг, — «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России», — используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую его к ряду выводов, среди которых для нас наибольшую важность имеют следующие: во-первых, любой этнос представляет собой общность людей, объединенную некоторым стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географо-климатических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов единого суперэтноса; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности представляет собой некоторый способ бытия, отвечающий определенным условиям существования.

Гумилёв показывает, что на территории Евразийского материка необходимо выделять несколько доменов, обладающих собственными условиями существования, которые приводят к устойчивой форме бытийствования этносов. Также, исследуя домен Каспийского моря, сформировавший «монгольское» бытие, он показывает, что это бытие сформировано условиями окружающей среды и не уступает никакому бытию. Этот modus vivendi проходит через ряд этносов, существующих на территории данного домена, лишь незначительно видоизменяясь.

В книге «От Руси до России» Лев Гумилёв выявляет суперэтническую целостность — Россия, и показывает, что российский способ бытия включает в себя целый комплекс восприятий и образов: от «речного» и «лесного» до «степного», и только подобный комплекс позволяет осваивать территорию России наиболее полно. Органично соединяя в себе и европейское, и азиатское, Россия соединяет эти две цивилизации по своему, и поэтому сама выступает как самостоятельная цивилизация.

68.Буржуазно-демократические идеи Джеферсона

Джефферсон – наиболее видный представитель демократических сил, внесший решающий вклад в победоносный исход Войны за независимость. Его идеи были особенно близки широким народным массам и легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов.

Томас Джефферсон (1743 – 1826 гг.). Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему “сдержек и противовесов” и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс колоний к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства.

Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права – феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что “долгом и правом” людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию, таким образом, обосновано, и обосновано убедительно.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей и обвинял английского короля в том, что он “захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки”.

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

69.Политические взгляды федералистов. Гамильтон.

Александр Гамильтон (1757–1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, а особенно после ее принятия в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами и антифедералистами. Внешне основой раскола на эти политические группировки было отношение к намеченной Конституцией федеральной форме государственного устройства США.

Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной “Статьями конфедерации” 1781 г. Только сильная центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять “произвольные решения”. Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже содержались в конституциях штатов – учредителей США.

 

61.Политичекая и социально-экономическая программа преобразования Посошкова

Ива́н Ти́хонович Посошко́в (1652, село Покровское, близ Москвы — 1 февраля 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение — социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году).

Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян.

Основной трактат – Книга о скудности и богатстве. Трактат поднимал весьма глубоко проблемы, которые на более низком уровне обсуждались в окружении Петра I, а также частично поднимались в трудах западных экономистов, хотя трактат создавался абсолютно независимо от них. Трактат представляет собой соединение меркантилистской теории с идеями Запада. Он требует ограничения крепостного права на позициях абсолютизма Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый «государственный … сбор…, то есть десятинный», и с товара установить единую пошлину.

Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным он подразумевал богатство государства (казны) и богатство народа. Под невещественным – «истинную правду», т. е. законность, правовые условия, хорошее управление страной – те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Поэтому Посошкова можно назвать предтечей российского институционализма. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: 1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию.

Являясь идеологом купечества, Посошков много места в своем сочинении отводил вопросам внутренней торговли. В стремлении сделать купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей и высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля, т. е. в данном вопросе отстаивал устаревшие взгляды. Посошков внимательно относился к внешней торговле, организация которой должна была защитить русское купечество от иностранной конкуренции и способствовать приумножению денег в стране, считал необходимым ввозить только то, что не производится в России. Ограничение ввоза предметов роскоши должно было сохранить, по его мнению, деньги в стране. Он предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия. Оригинальны взгляды Посошкова на деньги: он отстаивал номиналистическую теорию денег.

И.Т.Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны - набором гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества. Он впервые поднимает вопрос о вещественном богастве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом. Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на ее развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки. Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга И. Т. Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России. Взгляды экономиста, изложенные в книге "О скудости и богатстве" являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает И.Т.Посошкова выдающимся экономистом и в настоящее время, т.к. он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, являющиеся актуальными и в современном обществе.

 

62.Первый русский профессор юрфака МГУ Десницкий. Его политико-правовые воззрения

Семён Ефимович Десницкий (ок. 1740 года, Нежин — 15 июня 1789 (26 июня), Москва) — русский просветитель, учёный правовед. Из его трудов наиболее известны: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» (М., 1768) и «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства» (М., 1778)[

Огромное влияние на воззрения С. Е. Десницкого оказала поездка за границу. Он застал там зарождение исторического направления в изучении права (отрицавшего концепцию естественного права, данного от Бога). Большой след в образе мыслей Десницкого оставили: Дэвид Юм как философ и теоретик права, а также Теория нравственных чувств — нравственная философия Адама Смита. Именно в этике он стал видеть своего рода фундамент всех сфер социальной деятельности, включая правовую.

Существенное место в сочинениях Десницкого-философа занимали натурфилософские и космологические вопросы. Он придерживался теории множественности миров, писал о бесконечности и вечности Вселенной.

Важнейшим звеном в развитии общества С. Е. Десницкий признавал установление частной собственности и прежде всего земельной собственности. Им была выдвинута теория «четырёх состояний рода человеческого»: звероловческого и собирательного; скотоводческого; хлебопашеского; коммерческого. Каждому из этих этапов соответствует особый тип собственности. Десницкий приходит к убеждению, что понятие о праве собственности слагается в зависимости от количества труда, затраченного на производство вещи; таким образом институт собственности устанавливается с той поры, когда человек начинает заниматься земледелием и от кочевого образа жизни переходит к оседлому. Однако в полной мере отношения собственности формируются только на современной, «коммерческой» стадии. Уровень богатства общества, согласно Десницкому, в решающей мере определяет и уровень его цивилизованности.

С. Е. Десницкий являлся сторонником абсолютной монархии, а также правовой регламентации общественных и государственных отношений. Однако, он критиковал существующие ограничения в правах целых слоев общества (особенно крепостное право), а также выступал в защиту равноправия женщин.

Юристу, по мнению Десницкого, совершенно необходимы четыре науки: нравоучительная философия, натуральная юриспруденция, римское право и отечественное право; последние должны быть изучаемы на основании сравнительно-исторических данных. Важнейшим моментом обучения студентов он считал практику, наряду с кафедрой теории права он призвал открыть кафедру практики, где профессор должен руководить студентами в практических занятиях по разбору тяжебных дел.

Рассматривая вопрос об основании и цели наказания Десницкий выдвинул теории «самозащиты» и «предостережения». Карательная деятельность государства коренится, по его мнению, в инстинкте мести, в потребности отплатить за причиненное зло; казнь тем только разнится от обыкновенной мести, что «она согласна всячески с удовлетворением обидимых и в то же время с общим благоволением посторонних зрителей». Указывая, как на цель наказания, на необходимость поддержания порядка, Десницкий вместе с тем требует, чтобы «учиненные казни не выходили за предел человечества»; иначе, говорит он, зрители могут почувствовать сожаление к преступнику, и сами казни не будут иметь «действительного успеха в пресечении злотворства». Тем самым, он отмечал насколько чрезмерно жестока современная ему карательная система (хотя, например, тогда смертная казнь была отменена, вернее заменена на каторгу и ссылку).

63.Политико-правовые учения Маркса и Энгельса

Эпоха.

Карл Маркс (1818 - 1883) (родился в Трире в семье адвоката; окончил Берлинский университет, получил степень доктора философии; редактор «Рейнской газеты» (революционно-демократическая направленность); издание запретили; переехал в Париж, затем в Лондон).

«Манифест коммунистической партии» (совместно с Энгельсом) (анализ состояния современного общества и программа действий пролетариата в ходе его революционного переустройства).

«Нищета философии» (критика «Философии нищеты» Прудона).

«Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.» (впервые дается термин диктатуры пролетариата и употребляется формула обобществление средств производства).

«Капитал» (экономическая основа материалистической интерпретации истории, теория прибавочной стоимости, раскрывающая механизм эксплуатации рабочих капиталом).

Фридрих Энгельс (1820 - 1895) (родился в Бармене в семье текстильного фабриканта; не удалось окончить гимназию, занялся коммерческой деятельностью по настоянию отца; самообразование№ знакомится с Марксом; переезжает в Лондон).

«Анти-Дюринг» (общее изложение мировоззрения марксизма в форме критики взглядов Евгения Дюринга, одного из его ранних ниспровергателей).

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (на историческом материале раскрывается марксистское понимание сущности государства).

«К критике проекта социал-демократической программы 1891 года» (перекликается по содержанию с «Критикой Готской программы»).

Происхождение государства.

Возникновение государства связывается с общественным разделением труда, появлением частной собственности и антагонистических классов.

Государство включает в себя управление общими делами, но не сводится к нему (еще один признак - классовость власти; с расколом общества на классы возникает аппарат власти, оберегающий правящую верхушку и опирающийся на подчиненную ему силу, а не на вооруженный народ - начинается государство).

Характеристика государства (определение государства).

Не государство определяет собственность, а собственность определяет государство (отвергается лозунг свободного народного государства, выдвинутый в Готской программе; государство является классовым по своей природе - форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы).

Деятельность государства охватывает две сферы (выполнение общих дел, вытекающих из природы общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами).

В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают равновесия сил (государственная власть получает на время некоторую самостоятельность по отношению к обоим классам (абсолютная монархия XVII - XVIII веков, которая уравновешивает дворянство и буржуазию)).

Государство - публичная власть в классовом обществе (служит интересам господствующего при данном способе производства класса, а не общему благу).

Формы государства (идеальное государство).

Концепция отмирания государства (управление останется, но утратит классовый характер, это произойдет на высшей стадии коммунизма).

Диктатура пролетариата (пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии; первый шаг в рабочей революции - превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии) (не означает власть одного класса, навязываемую силой всему остальному обществу, характеризуется как сплочение с революционизированными элементами мелкой буржуазии и крестьянства).

Овладение пролетариатом властью невозможно без уничтожения старой государственной машины (Парижская Коммуна - первый исторический образец власти рабочих; старая государственная машина была заменена подлинным народным самоуправлением; вместо армии - всеобщее вооружение народа, вместо полиции - рабочие отряды; все должностные лица избирались и могли быть отозваны).

Марксизм нельзя отождествлять с тоталитаризмом (стремление Маркса преодолеть отчуждение человека, провозглашение индивидуальной свободы условием свободного развития общества, понимание пролетарского государства как самоуправления, идея отмирания государства).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Право (не может быть понято из самого себя, коренится в материальных условиях жизни и носит классовый характер; рассматривая право как форму производственных отношений, Маркс подчеркивает, что право не в состоянии подчинить себе первичные производственные связи).

Буржуазное право абстрагируется от личности (при буржуазном строе традиционные представления о праве как отношениях равенства - это фикция; равенство формально, реальной свободы нет; отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства).

Особенности теории.

Основа марксизма - материалистическая интерпретация истории, исторический материализм.

В основе имущественного неравенства и общественных противоречий лежит система производства, отношения, в которые люди вступают в процессе производства (производственные отношения) (тип этих отношений предопределен уровнем развития производительных сил (средств производства); производственные отношения определяют весь строй жизни общества и его развитие).

По отношению к способу производства иные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом (производственные отношения - экономический базис, над которым юридическая и политическая надстройки).

Производительные силы развиваются (периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки - возникает новый способ производства, существующий до тех пор, пока между ними сохраняется соответствие).

Четыре способа производства:

1) азиатский (сочетание общинного земледелия с верховной собственностью государства на землю; государство эксплуатирует крестьян посредством налогообложения и организации общественных работ; наименее динамичный строй);

2) в Западной Европе история представляет смену античного (при значительном распространении рабовладения) способа производства феодальным, а феодального капиталистическим.

Капиталистический строй не вечен (в его рамках уже созрело противоречие между производительными силами и производственными отношениями; промышленная революция расширила возможности и масштабы производства; оно становится общественным; частная собственность препятствует этому - ведет к экономическим кризисам).

Общество создает дополнительные факторы и возможности для смены способов производства (все существовавшие способы производства были построены на социальном неравенстве и эксплуатации; их основа -разрыв между трудом и собственностью на средства производства).

Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, представления об истории как непрерывной череде классовых противоречий и конфликтов.

Смена общественного строя происходит путем революции (первоочередная задача - завоевание власти; революции приобретают насильственные формы; цель революции - уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъем производства, культуры и благосостояния масс, а также общечеловеческие задачи - расцвет личности, ее гармоническое существование в обществе).

Создание коммунистического общества (длительный процесс, требует переходного периода, государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата).

Значителен вклад Маркса и Энгельса в науку о государстве и праве, политологию и социологию (исторический материализм; классовый подход к явлениям общественной жизни; пытаются анализировать реальное состояние дел, а не исходить из идеалов, из абстрактных принципов разума; исходят из материальных интересов людей; в основу их анализа положены общие интересы значительных групп людей (классов)).

Маркс и Энгельс недооценили возможности демократии и государственного регулирования (благодаря скачку в развитии производительных сил, вмешательству государства и давлению трудящихся повышался уровень жизни рабочих, росла численность средних слоев, капитализм нашел средства выхода из кризисов, смягчились социальные противоречия, повысился уровень жизни) (пренебрегали возможностями эволюционных перемен).

64.Программа государственного преобразования Сперанского

Сперанский В.М. (1772-1839). Выделяют 2 периода взглядов: прогрессивные воззрения; отход от них. Он создатель знаменитого Свода Законов Российской Империи (СЗРИ). Под его руководством готовилось полное собрание законов в 46 томах, а потом на его основе – СЗРИ. Самый великий по числу предложенных реформ и активности в государственной жизни. Стоял на позиции естественной школы права.

1-й период (1802-1811)(как раз и был создан план преобразований)– радикальный мыслитель, решительно осуждает крепостничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. Дворянская личность, честь, имение зависит от самодержавия. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые – свободные по отношению ко вторым.

И самодержавие и крепостничество не совместимы с законностью, народным просвещением, с развитием промышленности, которая требует квалифицированного труда. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция => нужна реформа: вместо самодержавия необходима конституционная монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав.

С точки зрения С. народ, выбирая правителя, наделил его определёнными правами, и именно такой путь установления власти противопоставляется деспотии – форме власти, основывается на злоупотреблении и направленная против интересов народа. Для конституционной монархии необходимо ограничивать власть монарха коренными государственными законами. Собранные вместе они составляют Конституцию. Установление Конституции в России обеспечит незыблемость права собственности и других прав граждан, обеспечит разумный порядок.

С. сторонник разделения властей. Обращает внимание императора на неудобство порядка, при котором государь, соединяющий все силы (единый законодатель, исполнитель и судья), а Совет, Комитет Министров, Сенат бездействуют.

Необходимо предусмотреть гражданские и политические гарантии и свободы с помощью законов. Политические свободы – обеспечение подчинения всех законам и предоставление избирательных прав. Гражданские свободы основаны на законе независимости друг от друга всех сословий в обществе. Конституционные свободы – фундамент для гражданских.

Заслуга: разграничение законов и актов исполнительной власти, а также административных распоряжений. Это разграничение – новое слово в науке оправе. Правительство должно опираться на народное мнение при исполнении законов.

“План государственного преобразования графа Сперанского” – создание системы Дум (волостных, окружных, губернских и Государственной). В волостные думы избираются помещики, горожане и государственные крестьяне. Она избирает членов волостного правления и депутатов окружной думы. Волостная дума представляет в окружную ходатайство об общественных нуждах волости. Окружные избирают губернские, губернские – Государственную Думу. Она наделяется полномочиями законодателя. Ни один закон не должен получить силу без обсуждения в Государственной Думе. Законодательная инициатива должна принадлежать монарху. Он же должен утверждать законы. Монарху предоставляется исполнительная власть. Ему подчиняется административный аппарат. Министры ответственны перед Государственной Думой, ответственность выражается в обеспечении законности действий министров. Во избежание коллизий должен быть создан Государственный Совет, члены которого назначаются императором. ГС рассматривает законопроекты, положения, уставы, вопросы объявления чрезвычайных мер, отчёты всех министров и ежегодный государственный бюджет. ГС подразделяется на департаменты в соответствии с их задачами: закона, военных дел, гражданских и духовных дел, публичной экономики. Рассмотренные в ГС и одобренные императором законопроекты должны идти на обсуждение в ГД, а после обсуждения там – утверждаться императором. ГС должен обеспечивать согласованные действия органов государственной власти. Заседать должен под руководством царя.

Высшая судебная инстанция – Сенат. В состав входят “отличнейшие граждане”, намечаемые губернскими думами. Ему подчиняются суды губернские, окружные, волостные.

65.Русская правда Пестеля

Павел Иванович Пестель (24 июня (5 июля) 1793, Москва — 13 (25) июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов.

«Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» (или коротко «Русская правда») Павла Ивановича Пестеля — программный документ Южного общества декабристов. Наряду с «Конституцией Н. М. Муравьёва» является важнейшим источником для изучения политических воззрений декабристов.

История документа

Основные положения «Русской Правды» были одобрены Южным обществом в 1823 году, а своё название документ получил в 1824 году. Полное название такого: «Русская правда или заповедная грамота для народов России, служащая заветом для государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного народного правительства.» Работа над документ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...