С.М. Слонимский и Б.И. Тищенко – крупнейшие ленинградские-петербургские композиторы современности. Основы композиторской техники. Ведущие творческие достижения.
Современный творческий процесс и проблемы музыкальной критики. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ (3 семестр) ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ
1. Западноевропейская музыка Средневековья и Возрождения. Католицизм и Средневековая культура. Григорианский хорал и церковная полифония. Понятие строгого стиля. Творчество П.Палестрины и его современников. 2. 17 век в истории западноевропейской музыкальной культуры. 3. Флорентийская Камерата. Рождение оперного жанра. 4. Тенденции барокко в музыке 17 – первой половины 18 столетий. «Высокое барокко» Италии. Наследие А.Вивальди и его значение для европейской культуры. 5. Академия del`Arkadia. Имена и творчество наиболее известных представителей. 6. И.С.Бах. Творческое наследие и место в истории музыкальной культуры. 7. Г.Ф.Гендель. Творческое наследие и место в истории музыкальной культуы. 8. Венский классический стиль. Определение и имена ведущих представителей. 9. Оперная реформа К.В.Глюка. 10. Творчество Й.Гайдна. 11. Творчество В.А.Моцарта. 12. Л.В.Бетховен. Творческое наследие и место в истории музыкальной культуры. 13. Эпоха романтизма. Романтические тенденции в европейской музыке 19 века. Основные черты и имена выдающихся представителей. 14. Наследие Ф.Шуберта, 15. Наследие Р.Шумана 16. Наследие Ф.Шопена 17. Симфоническое творчество Г.Берлиоза и Ф.Листа. Основные тенденции западноевропейского симфонизма эпохи романтизма. 18. Наследие Р.Вагнера. Суть его оперной реформы Р.Вагнер. Кульминационные выражения тенденций романтического искусства в «Кольце нибелунга» и «Тристане и Изольде». 19. Наследие Дж.Верди. 20. Творческие искания Ж.Бизе. Новаторство оперы «Кармен».
21. Стилевые тенденции в музыке рубежа 19-20 столетий. Итальянский веризм. Французский импрессионизм. Поздний романтизм и зарождение новых течений в музыке европейских стран.
ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ 1. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л., 1976. 2. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки. – М., 1985. 3. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. – М.,1966. 4. Гозенпуд А. Рихард Вагнер и русская культура. Исследование. – Л.,1990. 5. Друскин М. О западно-европейской музыке ХХ века. – М., 1973. 6. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. – М.,1976. 7. Конен В. Театр и симфония. – М.,1975. 8. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М., 1968. 9. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ф.Листа. – М., 1974. 10. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. – М., 1977. 11. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко. Проблемы эстетики и поэтики. – М., 1994. 12. Раабен Л.Н. Скрипичные концерты барокко и классицизма. – СПб.,2000. 13. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 2. – М., 1987. 14. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 5. – М., 1990. 15. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. – Л., 1963. 16. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. – Вып. 1. – Л.,1980. 17. Ферман В. Оперный театр. М., 1961. 18. Черкашина М. Историческая опера эпохи романтизма. Опыт исследования. Киев. 1986. 19. Чигарёва Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2000. 20. Эррио Э. Жизнь Бетховена. – М., 1960. 21. Швейцер А. И.С.Бах. – Л.,1964.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ МУЗЫКИ (4 семестр) Периодизация русской музыки. Фольклор и церковное пение как основа музыкальной культуры национальной традиции. XVI-XVII столетия в истории русской музыкальной культуры. Строчное многоголосие. Пятилинейная нотация. Партесное пение. Канты. Рубеж XVII-XVIII века в русской истории и культуре. Петровская реформа. Национальные традиции и западно-европейские привнесения в русской музыке XVIII века. Опера в России XVIII – начала XIX века. Деятельность итальянских и французских музыкантов. Опера-seria и опера-buffa на русской сцене. Французская комическая опера в России.
Е годы. Формирование русской композиторской школы. Оперное творчество М.М. Соколовского, Д.С. Бортнянского, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина. Музыкально-театральные жанры в творчестве русских композиторов начала-середины XIX века. Романтические тенденции в музыке К.А. Кавоса, С.И. Давыдова, А.Н. Титова, А.Н. Верстовского. Русский хоровой концерт. Творчество основоположников жанра – М.С. Березовского и Дм.С. Бортнянского. Русский романс. Прототипы жанра. Российские песни. Первые песенные сборники. Доглинкинский период в истории романса и традиции жанра в музыке России XIX – начала ХХ столетий. Особенности бытования жанра и его место в ряду интонационных основ русской музыкальной классики. М.И. Глинка. Его историческая роль в становлении русской музыкальной классики. Симфонические произведения М.И.Глинки. Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки – первые образцы русской музыкальной классики в оперном жанре. А.С. Даргомыжский. Его историческая роль в становлении русской оперной классики. Лирическая опера. Социальная тема и проблема реализма в музыке. Пути ее решения, избранные Даргомыжским. Речевое начало как основа музыкальной интонации и воплощения в музыке жизненно правдивых характеров. Камерно-вокальные произведения А.С.Даргомыжского. Темы, образы, жанровые особенности, средства музыкальной выразительности. Оперное творчество А.С.Даргомыжского. «Эсмеральда» и ее историческое место в становлении тенденций оперной лирики. Бытовая психологическая драма «Русалка» как новаторское произведение русского оперного искусства. Речитативная опера «Каменный гость». Ее уникальное место в истории оперного жанра. Пути развития русской музыки во второй половине XIX века. Русское музыкальное общество. Его цели и духовно-нравственные ориентиры. Отношение к вопросам профессионализма в исполнительском искусстве и композиторском творчестве. Основание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.
Новое поколение русских музыкантов. «Могучая кучка». Идеалы народности, понимание национальной основы музыкального языка, стиля, творческого метода в воззрениях М.А. Балакирева, В.В. Стасова, Ц.А. Кюи, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Музыкально-просветительская деятельность «кучкистов». Бесплатная школа. Историческая роль наследия композиторов «могучей кучки» в отечественной и мировой музыкальной культуре. А.П. Бородин. Поиск национального идеала в «богатырском» прошлом русского народа. Эпически-былинное прочтение истории. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» – вершины композиторского творчества. Черты ориентализма в русском искусстве и их кульминационное воплощение в музыке А.П. Бородина. М.П. Мусоргский – художник и мыслитель. Россия Мусоргского. Ее история и современность. Оперные полотна М.П. Мусоргского. Образ народа как ведущий в творчестве М.П. Мусоргского. Н.А. Римский-Корсаков. Жанры и темы творчества. Народный быт, обряды, поэтический фольклор, образный мир русской сказки – ведущая линия оперного наследия композитора, наряду с которой – отечественно-историческая тема, разрабатываемая в русле передовых течений научно-исследовательской и социально-политической мысли своего времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|