Пение по нотам (диатоника)
Пение мелодий с названием нот во всех разновидностях мажора и минора, а также в ладах народной музыки. Преимущественно диатоника и легкие случаи хроматизмов. Транспонирование как по нотам, так и выученных мелодий на память. Пение 2-х, 3-х и 4-х голосных образцов преимущественно гармонического типа и несложных полифонических примеров. Пение несложных романсов Гурилева, Варламова, Шуберта под собственный аккомпанемент. Пение романсов в транспорте. Бах Двухголосные инвенции – один голос петь другой играть.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Гаммы, звукоряды народных ладов и гаммообразные упражнения, секвенции. Упражнения, направленные на укрепление чувства лада, памяти тоники. Пение диатонических интервалов в мажоре и миноре. Вначале закрепляется пение интервалов от нижней тоники вверх и вниз, а затем уже от любой ступени вверх и вниз. Пение интервалов от заданного звука вверх и вниз. Характерные интервалы гармонического мажора и минора в тональности и от заданного звука. Пение секвенций, звенья которых состоят из увеличенных или уменьшенных интервалов и их разрешений. Альтерированные интервалы - начало работы. Трезвучия с обращениями, главные септаккорды с обращениями и разрешениями. взятые в различных мелодических положениях как в тональности так и от звука. Гармонические последовательности, включающие различные аккорды диатоники: от простейших, типа I- IV-1; 1-V -I; I- IV- V-1 во всех мелодических положениях в тесном расположении до четырехтактовых последовательностей по два аккорда в такте. Например: I - V2 - I 6 -V4 3- I- V65 - I;I- II2 -VII 7 -V6 5-I. Гармонические обороты с альтерированными субдоминантами и доминантами, в тесном и широком расположении. Четырехтактовые модуляции в тональности первой степени родства.
Раздел 3 Слуховой анализ и диктант Слуховой анализ в соответствии с требованиями раздела «Интонируемые упражнения». Определение звукорядов всех видов мажора и минора, народных ладов. Определение лада в сыгранной попевке, мелодии. Ступени лада в разных регистрах, изолированно и в сочетании из трех- четырех ступеней. Интервалы в тональности и вне тональности, включая характерные, как в пределах одной октавы, так и составные. Интервальные последовательности в виде диктанта. Аккорды в изолированном виде и в гармонических последовательностях (все аккорды диатоники, альтерированные субдоминанты и доминанты). Гармонические последовательности с отклонениями и модуляциями в тональности 1 -ой степени родства и аналогичной сложности фрагменты из музыкальных произведений. Диктанты устные и письменные. Ритмические диктанты. Определение размера в сыгранных мелодиях как подготовительная форма диктантов. Одноголосные и двухголосные диктанты в соответствии с требованиями раздела «Пение по нотам». Желательны диктанты в вокальных тембрах.
II СЕМЕСТР Раздел 1 Пение по нотам (альтерация, модуляция) Продолжение работы над мелодиями, содержащими хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности 1-ой степени родства. Транспонирование. Романсы под собственный аккомпанемент. Бах Трехголосные инвенции.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Пение мажорных и минорных гамм с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней. Альтерированные ступени с разрешеним. Альтерированные интервалы (продолжение работы). Обороты натурально-ладовой гармонии из 3-х – 4-х аккордов в дорийском, миксолидийском, фригийском ладах. Начало работы над постепенной модуляцией в тональности 2-ой степени родства, отличающиеся на два знака.
Раздел 3 Слуховой анализ (В соответствии с предыдущим разделом).
III СЕМЕСТР
Раздел 1 Пение по нотам Одноголосные мелодии, содержащие модуляции в отдаленные тональности. Мелодии с текстом. Транспонирование двухголосных примеров (один голос петь другой играть). Многоголосие гармонического и полифонического типа. Романсы. Дуэты русских и зарубежных композиторов. Трехголосные инвенции Баха (один голос петь, остальные играть).
Раздел 2 Интонируемые упражнения Пение мажорных и минорных гамм с образованием к каждой ступени прилегающего снизу или сверху вводного тона. Пение мажорных и минорных гамм с полутоновым окружением каждой ступени. Гаммы с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней. Звукоряды ладов: вверх один лад, вниз другой. Альтерированные интервалы, построенные от звука и в тональности. Модуляции в тональности 1-ой степени родства на восемь тактов с отклонениями с нетоническим посредствующим аккордом по заданной цифровке. Постепенные и непосредственные модуляции в тональности 2-ой степени родства (продолжение работы). Мелодико-гармонические несовершенные модуляции по заданной цифровке.
Раздел 3 Слуховой анализ (В соответствии с предыдущим разделом).
Раздел 4 Диктант Одноголосные диктанты с отклонениями и модуляциями в тональности 1 степени родства. Двухголосные диктанты с мелодизированным нижним голосом. Трехголосные диктанты однотональные или с легкими случаями хроматизмов, гармонического типа.
IV СЕМЕСТР
Раздел 1 Пение по нотам Пение по нотам и с текстом мелодий, содержащих модуляции в отдаленные тональности. Транспонирование. Многоголосие с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Пение песен и романсов под собственный аккомпанемент, несложных образцов оперных речитативов и арии. Фуги Баха – один голос петь, остальные играть.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Продолжение работы над функциональными модуляциями во вторую степень родства, мелодико-гармоническими модуляциями. Начало работы над энгармоническими модуляциями через доминантсептаккорд основной и побочные.
Раздел 3 Слуховой анализ и диктант (В соответствии с требованиями предыдущих разделов семестра).
V СЕМЕСТР
Раздел 1 Пение по нотам Мелодии, содержащие модуляции в отдаленные тональности (продолжение работы). Мелодии из произведений современных композиторов повышенной сложности. Мелодии с текстом. Мелодии с ритмическим сопровождением. Мелодии в ключах «до», преимущественно в альтовом, возможно в теноровом. Все виды многоголосия, содержащие наряду с модуляциями в близкие тональности модуляции в тональности II степени родства. Склад гармонический и полифонический. Транспонирование несложных многоголосных примеров в ансамбле. Романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева с собственным сопровождением. Пение полифонических прелюдий Баха, фуг Баха и Шостаковича, полифонических произведений эпохи Возрождения – один голос петь, остальные играть.
Раздел 2. Интонируемые упражнения
Пение хроматических мажорных и минорных гамм в восходящем и нисходящем движении с опорой на устои лада. Продолжение работы над функциональными непосредственными и постепенными модуляциями в тональности II степени родства, энгармоническими модуляциями через доминантсептаккорд. Энгармонические модуляции через уменьшенный септаккорд.
Раздел 3 Слуховой анализ и диктант
Определение гармонических последовательностей, содержащих модуляции и отклонения различного типа: функциональные в тональности I и II степени родства, энгармонические через энгармонизм доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда, мелодико-гармонические. Обороты мажоро-минора. В диктантах образцы 2-х и 3-х голосной подголосочной и имитационной полифонии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|