С т а т ь я 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
(1) Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов. (2) Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. (3) Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. 1. Статья заменила собой аналогичную ст. 17 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения заключаются в следующем: значительно снижен уровень, на котором определяется порядок расходования финансовых средств, предназначенных для обеспечения оперативно-розыскной деятельности (вместо Президента России, как было ранее, указаны руководители государственных органов); конкретизированы источники финансирования оперативно-розыскной деятельности (см. пп. 4 и 8 комментария); уточнена структура статьи, а также проведена редакционная «чистка» изложенных в ней предписаний, что значительно улучшило ее восприятие.
Кроме того, из статьи изъято указание на то, что субъектам, «уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, выделяются на эти цепи финансовые средства» (т.е. только для финансирования оперативно-розыскных мероприятий и ни для чего иного). Тем самым в настоящее время руководители правоохранительных органов полномочны по своему усмотрению направлять выделяемые такому органу финансовые средства на обеспечение того или иного вида деятельности данного органа, а не обязательно на проведение оперативно-розыскной деятельности. Отсюда следует, что предписания, изложенные в чч. 1 и 2 комментируемой статьи, перестали нести должную функциональную нагрузку, а потому их фиксирование в Федеральном законе потеряло смысл. 2. Цель статьи — изложение предписаний, регулирующих один из видов обеспечения оперативно-розыскной деятельности — ее финансирование. 3. Комментируемая статья бланкетная (отсылочная). Для правильного уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами отдельных нормативных правовых актов (см. пп. 4—9 комментария к настоящей статье). 4. В комментируемой статье изложен закрытый (исключительный) перечень источников финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Тем самым исключено произвольное толкование норм законодательного акта относительно возможных источников финансирования органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Основным источником такого финансирования служит, согласно ч. 1 ст. 19, федеральный бюджет (об иных источниках см. п. 4 комментария). В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, получают финансовые средства на ее проведение из республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации'.
Важно помнить, что, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности могут быть отнесены к государственной тайне, если эти данные раскрывают силы, средства, источники, методы, планы и результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому в Федеральном законе достаточно лаконично изложен нормативно-правовой материал, касающийся финансирования оперативных подразделений (с учетом принципа конспирации он детализирован в закрытых ведомственных нормативных актах). 5. Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, финансовые средства из федерального бюджета выделяются. Главным распределителем финансовых средств является Правительство России, которое в соответствии с предписаниями п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Бюджетные статьи ассигнований на оперативно-розыскную деятельность являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых Правительством России конкретному государственному органу на планируемый период. 6. Под финансовыми средствами следует понимать совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении Российской Федерации в свою очередь денежные средства — это аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий и организаций (включая частные), населения, легко обращаемые в деньги. Финансирование осуществляется путем выделения соответствующему министерству или ведомству денежных средств — валюты. Определение валютных средств дано в Законе Российской Федерации от 9 о» 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно его предписаниям под валютой Российской Федерации понимаются: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот Центрального банка Российской Федерации и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежу в Российской Федерации;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством России и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства (см. и. 1 ст. 1)[34]. 7. Финансовые средства, выделяемые на обеспечение оперативно-розыскной деятельности, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 22). Механизм данного порядка не произволен. Во-первых, устанавливая порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности, руководители не вправе превышать свою компетенцию. Как правило, полномочия руководителей излагаются в соответствующем положении2. Во-вторых, порядок изложен в соответствующих нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В-третьих, порядок расходования финансовых средств в оперативно-розыскной деятельности должен определяться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством. Первые руководители государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются главными распорядителями кредитов (финансовых средств), получаемых от Минфина России в соответствии с ежегодными заявками. 8. В соответствии с предписаниями ч. 2 комментируемой статьи законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации). По существу речь идет о дополнительных источниках финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Однако следует помнить о двух обстоятельствах.
Во-первых, данное предписание Федерального закона не может действовать напрямую. Его реализация возможна только при условии наличия аналогичной разрешительной нормы в законодательстве конкретного субъекта Российской Федерации. Это вызвано тем, что согласно п. «з» ст. 71 Конституции в исключительном ведении России находится только федеральный бюджет. К совместному ведению России и субъектов Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации не относятся (см. ст. 72 Конституции). Вне же пределов ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (см. ст. 73 Конституции). Во-вторых, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе только увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, но не полномочны их сокращать. 9. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 13). Такой контроль проводится, как правило, первыми руководителями (их заместителями) указанных органов (см. также комментарий к ст. 22). Финансовый контроль основывается на действующем российском законодательстве (комментируемом Федеральном законе, законодательных актах, регламентирующих организацию и деятельность органов обеспечения безопасности России, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также законодательных актах, регулирующих оборот финансовых средств, и др.) и осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными актами (приказами, указаниями и др.). Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаниям ч. 3 комментируемой статьи, возлагается на специально уполномоченных на то представителей Минфина России. На этих представителей возлагаются обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Минфина России. Важно отметить, что представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. После допуска они являются полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании оперативно-розыскной деятельности должны предоставляться в полном объеме.
Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Согласно заголовку гл. VI предназначена систематизировать нормативно-правовой материал исключительно в сфере контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Однако сравнительный анализ структуры и содержания настоящей главы со структурой и содержанием аналогичного раздела ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности (см. разд. VI) свидетельствует об ином. Во-первых, в гл. VI включены предписания по меньшей мере двух групп правовых норм, различных по своему предназначению: о надзоре и контроле за оперативно-розыскной деятельностью и о вступлении в силу Федерального закона. Такое их изложение является недостатком структуры Закона. Более продуктивно выглядит их «размежевание» и размещение в различных главах. Во-вторых, размещение предписаний о ведомственном контроле в Федеральном законе (см. ст. 22), а не в подзаконных нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных ведомств представляется излишним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|