С т а т ь я 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
(1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. (2) Приз ноя» у тратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, Ли 17, ст. 892; Ли 33, ст. 1912). (3) Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 1. Комментируемая статья является новой. В ней изложен один из видов специализированной нормы — так называемое оперативное предписание, роль которого заключается, в частности, в отмене действующих правовых норм. Наличие данной статьи в законе отражает изменения во взглядах законодателя на характер нормативно-правового механизма вступления в силу законодательных актов на федеральном уровне, а также на форму и место фиксации его предписаний (как правило, ранее нормы о вступлении в силу какого-либо закона излагались в соответствующем постановлении Верховного Совета Российской Федерации). 2. Цель статьи — определить пределы действия норм Федерального закона во времени, а также выразить волю законодателя относительно необходимости приведения подзаконных актов в соответствии с предписаниями Федерального закона. 3. Так как многие из изложенных в статье предписаний недостаточно нормативно определены (см. пп. 5, 7, 9 и 10 настоящего комментария), пределы их действия можно установить только исходя из неофициального (научного)толкования.
4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Дляуяснения ее содержания и правильного применения изложенных в ней предписаний требуется руководствоваться рядомнормативных правовых актов (см. пп. 6, 8—10 комментария к настоящей статье). 5. Одним из элементов системы гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к преамбуле) является закрепление правил о действии законодательства в области оперативно-розыскной деятельности во времени. Однако Федеральный закон в данном отношении не служит образцом для подражания. В частности, в нем не содержится конкретных предписаний о времени действия его норм (включая обратную силу действия). В данной связи правила ч. 2 комментируемой статьи позволяют толковатьих как отказ законодателя от юридической значимости всех осуществленных ранее оперативно-розыскных мероприятий и принятых в ходе оперативно-розыскной деятельности решений (в частности, под сомнение поставлена правомерность ранее принятых решений о заведении дел оперативного учета). Кроме того, буквальное толкование положений ч. 3 комментируемой статьи приводит к выводу о том, что продлевается действие только подзаконных нормативных актов федерального уровня (причем на неопределенное время). О «судьбе» же ранее принятых ведомственных нормативных актов в области оперативно-розыскной деятельности законодатель умалчивает. Это также не способствует укреплению «системы гарантий законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (см. преамбулу). 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (см. ст. б).
Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (см. ст. 4). Следовательно, Федеральный закон вступил в силу со дня его опубликования в «Российской газете» (18 августа 1995 г.). Этот способ вступления его в действие непосредственно указан в ч. 1 комментируемой статьи. Кроме того, с учетом наличия в Федеральном законе значительного числа бланкетных норм (см. п. 7 комментария к ст. 4) правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылает та или иная статья Федерального закона. Например, согласно ч. 9 ст. 5 предусмотрено, что нарушения Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении оперативных сотрудников (т.е. должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность). В свою очередь в ст. 320 нового УК РФ разглашение сведений о мерах безопасности в отношении указанных лиц (при определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный закон вступил в силу только с 1 января 1996 г. Следовательно, реализация уголовно-правовой ответственности (применительно к рассмотренному примеру), предусмотренная Федеральным законом, реальна не ранее вступления в силу УК РФ. В данной связи следует помнить также следующее. Во-первых, порядок официального опубликования иных, кроме законов, федеральных нормативных правовых актов установлен указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»'. Во-вторых, специальный порядок установлен для применения ведомственных нормативных актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (см. п. 7 комментария к ст. 4).
7. Действие норм Федерального закона во времениимеет важное практическое значение. Представляется, что характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами Федерального закона, действующими во время совершения конкретных оперативно-розыскных действий и принятия соответствующих решений. Кроме того, следует руководствоваться следующим общим правилом. Во-первых, нормы Федерального закона (равно как и содержащиеся в иных нормативных актах, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности), предписания которых сужают область осуществления оперативно-розыскной деятельности, имеют обратную силу. Во-вторых, нормы Федерального закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым может осуществляться оперативно-розыскная деятельность), обратной силы не имеют. Например, Федеральным законом по сравнению с ранее действовавшим Оперативно-розыскным законом расширен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 13 проводить оперативно-розыскные мероприятия теперь вправе оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России и органа внешней разведки ФАПСИ при Президенте России. В данном случае оперативно-розыскная деятельность указанных субъектов считается законной и обоснованной с 18 августа 1995 г., т.е. с момента вступления в силу Федерального закона. 8. С учетом предписаний ч. 2 комментируемой статьи об утрате силы со дня введения в действие настоящего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» правоприменители (в частности, оперативные сотрудники органов безопасности и таможенных органов) должны учитывать следующее: Во-первых, положения ч. 3 ст. 3 Федерального закона об органах федеральной службы безопасности, согласно которым органы ФСБ России в своей оперативно-розыскной деятельности обязаны руководствоваться отмененным Законом об оперативно-розыскной деятельности, уже более года находятся в коллизии с комментируемой нормой Федерального Закона.
Во-вторых, аналогичная ситуация сложилась для оперативных подразделений таможенных органов в связи с наличием в ст. 225 'Гаможенного кодекса требования руководствоваться правилами именноотмененного законодателем Закона об оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в Федеральном законе о государственной заите также содержится «мертвое» предписание о том, что в целях реализации предусмотренных в ст. 5 мер безопасности «могут проводиться розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (см. ч. 2 ст. 5). Полагаем, что в практической оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться не устаревшими (в данной части) правилами перечисленных законодательных актов, а нормами действующего Федерального закона. 9. Согласно предписаниям ч. 3 комментируемой статьи Президенту предлагается, а Правительству России поручается привести их нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом. Таких актов в настоящее время действует немало (см. комментарий к ст. 4). Однако на момент вступления в силу Федерального закона их насчитывалось, насколько нам известно, единицы'. Среди них назовем указы Президента России: от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» и от 3 апреля 1995 г. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации». Полагаем, что срок приведения этих нормативных актов в соответствие с требованиями Федерального закона должен быть минимальным и измеряться не годами, а месяцами2. 10. Анализ положений Федерального закона (прежде всего изложенных в комментируемой статье и ст. 4) свидетельствует, что законодатель не определил своего отношения применительно к многочисленным ведомственным нормативным актам, которые, согласно ст. 4 ранее действовавшего Оперативно-розыскного закона, являлись частью правовой основы оперативно-розыскной деятельности. Полагаем, что эти подзаконные акты полностью утратили юридическую силу с момента отмены прежнего Оперативно-розыскного закона. Законодатель признал все его нормы утратившими силу одномоментно (исключением служит продление на неопределенное время действия норм актов Президента и Правительства России, развивающих положения Оперативно-розыскного закона). Следовательно, была отменена вся ранее действовавшая правовая основа оперативно-розыскной деятельности, включающая и ведомственные нормативные акты.
Оглавление
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|