Вопросы и задания для самоконтроля
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каково назначение договора страхования гражданской ответственности турфирмы? 2. Что такое страховой случай в туризме? При каких условиях он возникает? 3. Чему равен размер финансового обеспечения, отражаемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии (в млн руб. ): - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма ; - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма?
4. Вы открываете турфирму, и перед вами встает вопрос о выборе надежного туроператора, работающего на европейском направлении. Какие основные пути поиска вы можете предложить при условии, что ваша турфирма находится далеко от Москвы и у вас еще нет достаточных средств для поездки па ежегодную туристскую выставку MITT. 5. Что включает в себя понятие «формирование тура»? 6. Что такое продвижение тура? 7. С какой целью проводится сертификация туристских услуг? 8. Перечислите последовательность действий туроператора при сертификации туристской услуги. 9. Найдите в Интернете сайты московских и санкт-петербургских туроператоров, реализующих автобусные туры, и познакомьтесь с процедурой их бронирования.
10. Каков типичный размер комиссионного вознаграждения, которое турагент получает от туроператора за реализованный туристский продукт? 11. Какие документы необходимо подготовить для государственной регистрации турфирмы, которая будет функционировать как общество с ограниченной ответственностью?
12. Перечислите и охарактеризуйте основные маршрутные документы. 13. Какие документы получает турист при направлении на маршрут? 14. Назовите основные права и обязанности туристов, 15. Кто несет ответственность перед туристом за некачественное предоставление услуги размещения: турфирма или гостиница? 16. В каких случаях турист имеет право требовать от турфирмы выплату неустойки? 17. В течение какого срока со дня окончания договора с турфирмой турист имеет право потребовать удовлетворения претензий? 18. В чем заключается преимущество упрощенной системы налогообложения, применяемой в туристском бизнесе, перед общим режимом налогообложения предприятий? ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
3. 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ Туристский маршрут представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течение определенного времени и предоставление ему услуг, предусмотренных программой. Исходя из этого определения, технология разработки маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристского пакета, включающего услуги транспорта, размещения, питания, а также экскурсионные и досуговые услуги. Некоторые туристы ошибочно полагают, что выгоднее самостоятельно разработать программу тура, не прибегая к помощи турфирм. Но туристские фирмы могут предложить разнообразные варианты маршрутов с учетом проживания, питания, желаемой культурной программы, количества человек, наличия детей — и это может оказаться дешевле, чем при самостоятельном планировании. Главная же сложность для туристов, планирующих зарубежное путешествие без посредничества турфирмы, заключается в необходимости получения визы, что значительно сложнее при самостоятельном ее оформлении,
3, 2. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА Новый туристский продукт разрабатывается на основе пяти стратегических позиций, ориентированных на получение прибыли: 1) постановка ясной и обоснованной цели; 2) соответствие туристского продукта потребностям потенциальных клиентов; 3) разработка оригинальных форм туристских услуг, привлекающих новых клиентов; 4) анализ туристского рынка на основе социологических исследований, изучения мотивации и мнений населения; 5) разработка эффективных мероприятий по продвижению туристского продукта на рынок. Непосредственная процедура разработки туристского продукта или тура предусматривает заключение договоров между направляющей и принимающей туристскими фирмами, между туроператором и предприятиями транспорта, общественного питания и прочих поставщиков услуг. Эти договоры регулируют отношения турфирмы с предприятиями туристской инфраструктуры и направлены как на предоставление туристам возможности перемещения из пунктов направления в пункты назначения, так и на обеспечение отдыха, досуга, развлечений. Договоры определяют условия направления и приема туристов. Перед заключением договора рекомендуется ознакомиться с условиями приема и обслуживания туристов непосредственно на месте. Договор с другими участниками туристского рынка предусматривает следующие обязанности туристской фирмы: ■ подробное и точное информирование туристов об условиях путешествия и обслуживания при реализации путевок; ■ реализация туристских путевок только при наличии информационного листка с описанием маршрута и условий обслуживания, разработанных и утвержденных турфирмой; ■ отправление туристов на маршрут только в соответствии с утвержденными сроками; ■ информирование принимающей турфирмы о выезде каждой группы туристов с указанием количества человек, даты и часа выезда группы, вида транспорта, номера рейса, сведений о перечислении денег (сумма, номер и дата платежного поручения). Договор предусматривает также обязанности принимающей туристской фирмы. Основные из них сводятся к следующим:
■ организация предусмотренных договором транспортных перевозок туристов в любое время суток; ■ предоставление жилья и питания; ■ обеспечение высокого качества экскурсионного и культурного обслуживания. К договору между направляющей и принимающей турфирмами прилагают пакет документов, включающий следующие сведения: ■ график приема туристов с указанием дат заезда, отъезда, количества групп, численности группы, дней проживания; ■ список мест размещения групп туристов в гостинице, на турбазе, теплоходе, туристском поезде с указанием адреса и транспортных средств; ■ адреса предприятий питания групп туристов с указанием отдаленности пунктов питания от места проживания, стоимости питания; ■ программа экскурсионного и культурного обслуживания групп с указанием даты, перечня тем экскурсий, способа передвижения, продолжительности, стоимости экскурсий и транспорта для проводимого мероприятия; ■ калькуляция стоимости обслуживания группы туристов (в калькуляции указывают статьи затрат на одного человека и на группу, в том числе стоимость проживания, включая бронирование средств размещения, услуги питания). Особенности проведения переговоров с иностранными партнерами. Переговоры с иностранными партнерами по туристскому бизнесу отличаются особой сложностью, так как требуют учета национальных традиций и особенностей. Любые переговоры преследуют определенную цель, которая в общем виде классифицирует их на две группы: протокольные и деловые. Протокольные переговоры проводятся для установления личного знакомства или выражения внимания к партнеру. Они не предусматривают обсуждения или решения конкретной проблемы. Деловые переговоры проводятся после предварительной подготовки сторон для решения вопросов о совместной деятельности, изменении формы этой деятельности или для того, чтобы прекратить сотрудничество. Многолетняя практика выработала специфические правила ведения протокольных и деловых переговоров, которым стремятся следовать их участники. Пренебрегать ими в деловых кругах обычно не принято.
О дне и часе переговоров стороны, как правило, договариваются заранее. Получив согласие партнера на встречу, не следует опаздывать. Опоздание рассматривается в международной практике как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход предстоящего разговора. В случае предполагаемой задержки следует найти возможность еще до встречи принести извинения. Это крайне важно потому, что руководитель принимающей фирмы имеет моральное право, прождав гостя положенные четверть часа, заняться другим важным делом, перепоручив переговоры своим помощникам, или вообще отказаться от встречи в этот день. Готовясь к переговорам, нужно соблюдать все требования, предъявляемые к внешнему виду, принятые в обществе и, возможно, имеющие национальную специфику в данной стране. Деловые люди приходят на визит в повседневном рабочем костюме. Гостей полагается правильно встретить и рассадить. Встречать гостей могут секретари или другие сотрудники фирмы. Руководитель фирмы может посадить главного гостя как по правую руку от себя, так и напротив. Второй вариант употребляют в том случае, если в переговорах принимают участие несколько человек с обеих сторон. Гости рассаживаются только после того, когда хозяин займет свое место. Инициатива ведения беседы всегда принадлежит руководителю турфирмы, выступающей инициатором переговоров. Разговор следует начинать с вежливой «разминки», включающей хорошо продуманные первые фразы. Хозяин должен следить за тем, чтобы в разговоре не было длинных пауз и перерывов, иначе наступившее молчание может быть понято гостями как намек на отсутствие интереса к предстоящему обсуждению вопросов. Практика показывает, что даже к второстепенным переговорам следует хорошо подготовиться, изучив всю имеющуюся в распоряжении информацию, которая может пригодиться в процессе беседы о предполагаемых проблемах. Опытные менеджеры турфирмы знают не только текущую конъюнктуру своих партнеров, но и поведение на рынке их фирмы в течение последних месяцев или лет. Очень важно во время беседы направить внимание на истинное понимание друг друга, потому что участники переговоров находятся под воздействием своих интересов и тех позиций, которые они заняли. Это часто мешает с выгодой для себя использовать встречные предложения, увидеть рациональные аспекты, которые могут удовлетворить обе стороны. Участники встречи должны обладать физической и психической выносливостью, так как продолжительность и интенсивность переговоров определяется целым рядом факторов, не зависящих от них.
Переговоры с англичанами. Англичане пунктуальны, законопослушны, сдержанны, склонны к выжиданию, часто идут на компромиссы. Переговоры со шведами. Шведы аккуратны, педантичны, исполнительны в своих партнерских взаимоотношениях, высоко ценят профессионализм партнеров. Переговоры с французами. Французы расчетливы и не склонны к риску. Стиль переговоров характеризуется жесткостью и малой уступчивостью. Переговоры с немцами. Немцы всегда и во всем стремятся к ясности, порядку, бережливости, рациональности; непременно выполняют принятые обязательства. Для немецкой делегации имеет принципиальное значение даже такой, казалось бы, малозначительный факт, как идеальный порядок в расположении документов на столе переговоров. Переговоры с итальянцами. Итальянцы ценят примерно равное должностное положение участников переговоров. Обсуждение спорных вопросов проходит, как правило, эмоционально, но результативно. Переговоры с американцами. Американцы не тратят время на формальности и быстро переходят к сути обсуждаемой проблемы. Они придерживаются принципа последовательности — step by step (шаг за шагом), стремятся к жесткому стилю ведения переговоров, хорошо ориентируются в конъюнктуре туристского рынка, стараются найти и обсудить не только общие возможные подходы к решению, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Любые отклонения от условий договора ведут к ухудшению отношений. Переговоры с японцами. Войти в японские деловые круги без обоснованных рекомендаций практически невозможно. Для ведения дела с конкретным человеком японской турфирмы необходимо быть представленным ему, причем представляющий человек должен быть уважаем тем, кому представляют будущего партнера. Фактически он должен поручиться за потенциального компаньона. Поэтому проблема представления нужному человеку — весьма трудный и необходимый этап начала бизнеса. Японцы весьма терпеливы. Поэтому процедура ведения переговоров происходит медленно. Крупная японская турфирма, выбирая партнера, хочет знать про него все и тщательно взвесить обстоятельства будущего сотрудничества. Если выбор сделан, работа с японцами будет долгой, так как в отношениях между фирмами в Японии соблюдается принцип «пожизненного найма». Подписание контракта с японской стороны занимает несколько месяцев. В среднем весь процесс переговоров может длиться около года. В течение этого срока японцы принимают коллективные решения внутри фирмы, согласовывая отдельные моменты между собой. При этом они ждут от партнеров немедленной реакции на все их запросы. Это значит, что на все факсы японской турфирмы надо отвечать в тот же день. Если русская турфирма не может или не желает реагировать оперативно (что иногда психологически трудно при длительных задержках со стороны японцев), то, как правило, возникает их скрытое недовольство. При проведении переговоров следует позаботиться о переводчике, так как уровень понимания английского у японцев не всегда достаточен для достижения взаимопонимания. Тем не менее деловая переписка проводится на английском языке. Серьезные переговоры в Японии не начинаются до тех пор, пока перед обеими сторонами не будут лежать взаимные письменные предложения. В устной беседе продвижение вперед вряд ли возможно; японцы, как правило, просят сформулировать предложения письменно и дать возможность подумать над ними. Не следует удивляться, если новые идеи, предложенные японцам во время переговоров, останутся без внимания. Во время деловой встречи японские делегаты почти всегда имеют перед собой план беседы и задают много вопросов, например, как устроена турфирма, как осуществляется контроль над эффективностью и безопасностью туров, какова структура цены конкретного туристского пакета и какую прибыль он приносит. Часть этих вопросов действительно необходима для выбора партнера, однако большинство из них имеет чисто разведывательный характер. Поэтому в процессе переговоров с японцами приходится балансировать на грани откровенности и коммерческой тайны. При неформальных контактах с японцами, например в ресторане, следует помнить, что во время еды им позволительно чавкать и причмокивать. Таковы давние традиции японского народа. Знание этих и многих других национальных особенностей позволит выбрать верный тон и направление при долгосрочном сотрудничестве с японскими партнерами. Переговоры с китайцами. Представители китайских турфирм тщательно собирают информацию, касающуюся предмета обсуждения. В составе китайской делегации всегда есть один или два человека, от мнения которых зависит успех переговоров. Сам процесс переговоров довольно четко разделяется на три этапа: 1) уточнение позиций, мнений сторон; 2) обсуждение; 3) заключение или подписание договора (иногда на начальных этапах общения — договора о намерениях). Переговоры с корейцами. Представители корейского туристского бизнеса проводят переговоры весьма напористо, иногда с оттенком агрессивности. Для них характерны ясность и четкость формулирования проблем и путей их решения. Корейцы не станут открыто выражать свое несогласие и доказывать неправоту собеседников. В ходе переговоров с корейскими партнерами не следует употреблять выражения «надо провести дополнительные консультации», «эта программа тура нуждается в дополнительном изучении», «решить проблему перевозки туристов будет непросто» и т. п. Подобные высказывания воспринимаются ими как констатация неприемлемости обсуждаемого вопроса. Будучи весьма прагматичными, корейцы ориентируются в основном на быстрые результаты. Переговоры с арабами. Представители арабских стран придают первостепенное значение установлению доверия между партнерами по переговорному процессу. Все обсуждения ведутся с мужчинами. Прямолинейные высказывания и категоричные суждения неприемлемы. Организация доставки туристов к месту назначения. В состав турпакета входит транспортное обслуживание туристов. Оно может быть двух видов: 1) доставка к конечному пункту маршрута транспортного средства (вокзалу, аэропорту, порту); 2) доставка от места прибытия транспортного средства к месту размещения туриста и обратно (трансфер). Оба вида транспортного обслуживания туристов осуществляются турфирмой на основании договоров с транспортными предприятиями. При выборе транспортной организации определяющим показателем в большинстве случаев служит цена на билеты и возможность получения различных скидок. В меньшей степени учитываются комфортность транспортного средства, время выхода на маршрут и прибытия, длительность поездки, возможность стыковки рейсов. Заказ и приобретение билетов для туристов осуществляются несколькими способами (рис. 3. 1), выбор которых определяется конкретными условиями. Приобретение билетов для туристов возможно как в момент их обращения, так и заранее так называемым блоком мест. Блок мест — это фиксированное количество билетов, приобретаемых у перевозчика (или номеров у гостиницы) на льготных условиях. Блок мест может быть жестким и мягким. Жесткий блок мест предполагает гарантированное предоставление билетов на весь период действия договора и 100%-ную их предоплату вне зависимости от количества реализованных путевок. При покупке мягкого блока мест перевозчик не дает гарантии предоставления билетов на запрашиваемую дату; при этой форме взаимоотношений бронирование производится после запроса турфирмы и оплачиваются только фактически заказанные места. Рис. 3. 1. Способы заказа и приобретения проездных билетов для туристов Минимальная стоимость авиаперевозок в различных классах, а также минимальный размер скидок на авиабилеты устанавливаются Международной организацией перевозчиков — International Air Transport Assoсiation (IATA). Авиакомпании не могут продавать авиабилеты по цене, ниже рекомендованной IATA, но максимальный размер тарифов не ограничен. Транспортные тарифы других перевозчиков (железнодорожные, автобусные, водные) регулируются только рынком и очень редко государством. Включение в состав туристского пакета билетов, приобретенных по льготным или специальным тарифам, снижает его стоимость, тем самым повышая конкурентоспособность. Но чем больше скидка, предоставляемая при покупке авиабилета, тем большее число ограничений существует. Наиболее распространены тарифы РЕХ и АРЕХ. РЕХ — тариф с фиксированной датой вылета/отлета, приобретается заранее (сроки устанавливаются перевозчиком) и не продлевается. При возврате авиабилета взимается штраф в размере 50% стоимости, билет действителен в течение трех месяцев. АРЕХ — аналогичен тарифу РЕХ, но приобретается за 1—3 недели до вылета, бронирование и выписка билета производятся одновременно, при опоздании на рейс билет сдать нельзя. Многие авиакомпании продают билеты с различными скидками. Наиболее известны сезонные скидки, действие которых начинается с 15 декабря и заканчивается 31 марта, при этом стоимость билета может уменьшаться на 30%. Однако это правило действует не на всех направлениях. Например, зимой стоимость билета до столицы Таиланда Бангкока выше, чем в другие периоды, так как многие туристы предпочитают отдыхать зимой на пляжах стран Юго-Восточной Азии. Групповые скидки предусматриваются для групп от 4 до 20 человек — это могут быть группы школьников, моряков (сменные экипажи), спортивные команды и др. Детские скидки дифференцированы по возрасту. Дети в возрасте до двух лет перевозятся бесплатно на руках у родителей, иногда оплата составляет 10% от стоимости взрослого билета экономического класса. Стоимость билетов, приобретаемых для детей в возрасте от 2 до 12 лет, составляет 50% от стоимости билета взрослых пассажиров; при этом обязательно предоставляется отдельное место. Молодежные скидки могут достигать 25%. По этим скидкам можно приобретать билет с открытой датой вылета и сроком действия в течение года, что очень удобно, например, при поездке на учебу. Скидки для пенсионеров обычно применяются при полетах в Европу (за исключением Великобритании и стран Скандинавии), о наличии таких скидок на внутренних рейсах необходимо узнавать в справочных службах авиакомпаний. Размер скидки составляет 25% для женщин старше 55 лет и для мужчин старше 60 лет. При использовании семейного тарифа один из супругов платит полную стоимость билета, второй — 50%. На массовых туристских направлениях туроператоры часто предлагают чартерные рейсы, т. е. полеты вне регулярного расписания на лайнере, арендованном турфирмой. Цены на чартерные перевозки, как правило, ниже, чем на регулярных рейсах, и включают перелет в оба конца. Но чартерные туристские программы могут иметь существенные недостатки. В случае отказа клиента от поездки туроператор взимает штраф, размер которого может быть равен стоимости поездки. Рейсы чартерных компаний часто задерживаются, возможны случаи отмены вылета или изменения заранее объявленного маршрута. Безопасность полетов чартерными рейсами ниже, чем рейсами регулярных авиакомпаний. Для перевозки туристов и их багажа в гостиницу могут использоваться любые автобусы, легковой транспорт и др. Некоторые гостиницы имеют собственный транспорт, подвозящий гостей по расписанию или по заявкам. Обычно стоимость этой услуги включается в стоимость размещения. Стоимость трансфера напрямую зависит от класса заказываемого вида транспорта и дальности перевозки. Во многих странах возможен прокат автомобиля. Пункты проката есть во многих крупных аэропортах. Существует три основных типа прокатных агентств: 1) транснациональные сети (Hertz, Avis, Budget Car, Eurodollar, Eurocar и др. ); 2) фирмы rent- a- car, работающие в определенном регионе; 3) транспортные бюро, принадлежащие международным авиакомпаниям или работающие с ними в тесном контакте. У каждого из типов прокатных агентств есть достоинства и недостатки. Транснациональные прокатные сети обеспечивают все сервисные услуги международного уровня: ■ автомобиль можно арендовать в одном городе, а сдать — в другом и даже в другой стране; ■ предоставляемые автомобили не имеют скрытых дефектов, а их состояние максимально приближено к идеалу; ■ договор аренды составлен качественно, без условий, способных нанести существенный финансовый урон клиенту. К недостаткам транснационального проката можно отнести высокие цены на услуги и крайне придирчивое отношение сотрудников транснациональных компаний к документам арендатора. При водительском стаже менее одного года получить автомобиль у фирмы Hertz невозможно. В некоторых компаниях действует правило, согласно которому чем меньше стаж вождения, тем выше арендная плата. Крупные компании не работают с клиентами, не имеющими кредитных карточек. В фирмах rent-a-car цены, как правило, на 30—40% ниже, чем у транснациональных компаний. Автомобиль можно арендовать за наличный расчет и начинающим водителям, но в фирмах rent-a-car клиент может получить неисправный или подержанный автомобиль. В договоре могут быть крайне невыгодные для арендатора условия. Поэтому, оформляя аренду в небольших фирмах, необходимо тщательно обследовать автомобиль и внимательно изучить все пункты договора. Агентства, работающие при авиакомпаниях, предоставляют существенные скидки клиентам авиакомпаний-партнеров (либо всем без исключения, либо участникам поощрительных программ для часто летающих пассажиров, либо клиентам первого и бизнес-классов и т. д. ). Крупные авиакомпании сотрудничают с прокатными фирмами, имеющими хорошую репутацию. Организация размещения туристов. Размещение туристов за последние десятилетия претерпело существенные изменения. Эти изменения были связаны с появлением новых тенденций в мировом гостиничном хозяйстве и с внедрением в гостиничный бизнес новых прогрессивных технологий. Развитие мирового гостиничного хозяйства характеризуется следующими тенденциями: ■ образованием крупных гостиничных объединений в тех регионах, где наибольшими темпами развивается туризм: в Азии, Карибском бассейне; ■ освоением новых регионов международными гостиничными цепями; ■ сегментацией рынка, созданием новых марок гостиниц, предназначенных для определенной категории туристов, например для туристов, путешествующих с домашними животными; ■ улучшением коэффициента загрузки гостиниц; ■ дальнейшим ростом гостиничных тарифов; ■ расширением применения договоров франшизы. Договор франшизы предусматривает передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя. Франшиза в системе гостиничного хозяйства предусматривает: ■ использование франшизополучателем торговой марки франшизодателя как средства рекламы определенного типа услуг; ■ применение технологии и стандарта обслуживания франшизодателя в гостинице, получившей франшизу; ■ применение разработанных франшизодателем методов и систем управления гостиницей вплоть до ведения бухгалтерской отчетности; ■ использование методов подготовки персонала, разработанных франшизодателем, включая стажировку на его предприятиях; ■ совместное использование электронных систем бронирования; ■ включение франшизополучателя в общую систему рекламы и маркетинга франшизодателя. Применение франшизы началось в США с проката автомобилей и затем распространилось на гостиничное и ресторанное хозяйство. В настоящее время ее широко применяют такие американские гостиничные комплексы, как «Холидей инн», «Хилтон», «Интерконтинентал», «Хорвард Джонсон», «Шератон». Новые технологии, внедряемые в гостиничное хозяйство, связаны прежде всего с появлением компьютерных систем бронирования, а также с расширением перечня дополнительных услуг. Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения относят гостиницы (в том числе квартирного типа); мотели; клубы с проживанием; пансионаты; меблированные комнаты; общежития, а также специализированные средства размещения: санатории; профилактории; лагеря труда и отдыха; дома отдыха; туристские приюты, стоянки и др.; туристские, спортивные базы, базы отдыха; дома охотника (рыбака); конгресс-центры; общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты); наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега; кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов). К индивидуальным средствам размещения относят квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем. При классификации гостиниц в разных странах используется более тридцати различных систем. Введение единой мировой классификации гостиниц затруднено из-за культурно-исторических и национальных особенностей различных государств, неодинаковых критериев, оценивающих качество обслуживания, и др. В большинстве стран существует от трех до семи градаций уровня комфорта гостиниц, которые имеют свои обозначения. Наиболее распространены следующие классификации: ■ система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран; ■ система букв (А, В, С, Д), используемая в Греции; ■ система «корон» в Великобритании; ■ система категорий (Италия, Израиль) и др. Наиболее часто встречается французская национальная классификация, в соответствии с которой гостиницы, в зависимости от комфортабельности, делятся на категории. Французская классификация принята и в российском гостиничном бизнесе. Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания клиентов. Категории обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания. Гостиницы классифицируют но пяти категориям, мотели — по четырем. Высшую категорию гостиницы обозначают *****, низшую — *, высшую категорию мотеля — ****, низшую — *. Требования к средствам размещения приведены в приложении 5. Основную часть гостиницы занимают жилые помещения. Гостиничный номер включает в себя почти все элементы жилища человека, кроме кухни. В гостиницах преобладают двухместные номера. Они бывают двух разновидностей: с одной — double (DBL) и двумя кроватями — twin (TWN). Одноместные номера с одной кроватью обозначаются как single (SGL). Во многих гостиницах есть одноместные номера с полутораспальной кроватью (double for single use). Для семьи с ребенком или малой группы туристов предназначен номер для троих — triple (TRPL). Обычно это двухместный номер с раскладывающимся диваном или дополнительной кроватью — extra bed. Двухместный однокомнатный номер улучшенной планировки с выделенной зоной для отдыха называется junior suite. Рангом выше находится suite, в котором в дополнение к спальне есть гостиная. Некоторые отели имеют номера, состоящие из двух смежных спален, называемые family studio. Иногда к ним добавляется гостиная и кухня. Апартаменты с одной или несколькими комнатами обозначаются как Apt, отдельный дом с двумя и более комнатами — chalet:, бунгало — bglw, вилла — villa. В пятизвездных отелях могут быть номера business с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой переговоров. Президентские (или королевские) номера состоят из спальни, гостиной и кабинета. Они могут занимать два этажа и включать в себя две-три спальни, две гостиные, комнаты для аудиенций, охраны и обслуживающего персонала. Если окна гостиничного номера выходят на море, он обозначается как sea view (SV). Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, спецификой гостей и многими другими факторами. Но в любой гостинице есть следующие основные службы: ■ управления номерным фондом; ■ административная; ■ общественного питания; ■ коммерческая; ■ инженерная (техническая); ■ вспомогательная и дополнительная. Размещение туристов в гостиницах осуществляется на основании предварительного заказа (брони). Обычно турфирмы выкупают мягкие или жесткие блоки мест на высокий сезон. Продолжительность пребывания туристов на маршруте определяется по количеству ночевок, например, недельный тур: 8 дней/7 ночей или десятидневный: 10 дней/9 ночей. Такая формулировка позволяет избежать иных толкований количества ночевок в средствах размещения как со стороны принимающей фирмы, так и со стороны туристов. В некоторых гостиницах, особенно расположенных в курортных центрах, может применяться система доплат за проживание в номере с видом на море, балконом и др. При заселении туристы предъявляют ваучер, подтверждающий факт оплаты их размещения в гостинице соответствующей категории и в соответствующем номере. Организация питания туристов. Питание туристов, отправляющихся в путешествие за границу или по своей стране, важная составляющая любой туристской поездки. От рациональной организации питания во многом зависит здоровье и настроение людей, купивших путевки. Благодаря правильной организации питания повышается качество обслуживания клиентов, возрастает репутация фирмы, а также спрос на ее услуги, а значит, увеличивается прибыль. Туристы обеспечиваются питанием не только в местах пребывания, но и во время переезда на воздушном, водном, железнодорожном транспорте. В зависимости от вида путешествия (туристский поход, экскурсионный тур, пляжный отдых, круиз и др. ) организация питания туристов может значительно отличаться. Классификация предприятий питания . В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» предприятия общественного питания подразделяются на типы и классы. Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. В соответствии с классификацией предприятий общественного питания (ГОСТ 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий») существуют следующие их типы: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Класс предприятия общественного питания зависит от качества предоставляемых услуг, уровня и условий обслуживания. Классификация по классам применяется только для ресторанов и баров. Существуют люкс, высший и первый классы, которые должны соответствовать следующим требованиям: ■ класс люкс — изысканность интерьера, высокий уровень комфорта, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей — для баров; ■ класс высший — оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных коктейлей и напитков — для баров; ■ класс первый — гармоничность, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных, — для баров. В соответствии с классификацией предприятий общественного питания (ГОСТ Р 50762-95) рестораны, кафе и бары имеют следующие отличия: ■ рестораны: — по ассортименту реализуемой продукции — рыбный, пивной, ■ — по месту расположения — ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.; ■ бары: — по ассортименту реализуемой продукции и способу ее приготовления — молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар, — по специфике обслуживания — видеобар, варьете-бар и др.; ■ кафе: — по ассортименту реализуемой продукции — кафе-мороженое, — по контингенту потребителей — кафе молодежное, детское и др. Услуги общественного питания — это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. В соответствии с ГОСТ Р 50764-95 они подразделяются на следующие группы усл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|