Таблица 2.1 Сертифицируемые туристские и экскурсионные услуги и их характеристики, необходимые для процесса сертификации
Таблица 2. 1 Сертифицируемые туристские и экскурсионные услуги и их характеристики, необходимые для процесса сертификации
Таблица 2. 2 Разновидности оценок по схемам сертификации туристских и экскурсионных услуг
Схема 1 предусматривает: ■ проверку мастерства исполнителя услуги, знаний технологической и нормативной документации, правил обслуживания; ■ выборочную проверку результата услуги; ■ последующий инспекционный контроль качества услуги у исполнителя услуги путем социологической (экспертной) оценки. Эта схема рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, туристских бюро. Схема 2 предусматривает; ■ оценку процесса оказания услуги, включая все этапы от продажи путевки и формирования группы до окончания тура; ■ проверку результата услуги (выборочно); ■ последующий инспекционный контроль. Эта схема рекомендуется для туристских путешествий по маршрутам турагентств. Схема 3 предусматривает аттестацию предприятий с выборочной проверкой результата услуги и последующий инспекционный контроль. При сертификации по этой схеме предприятию присваивается определенная категория («звезда») в соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц». Рекомендуется для гостиниц, отелей, кемпингов. Обязательным условием сертификации средств размещения является документальное заключение государственных пожарной, санитарной и других служб о соблюдении мер безопасности в пределах их компетенции. Схема 4 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль стабильности функционирования схемы сертификации.
Рекомендуется для всех видов туристских предприятий, исключая граждан-предпринимателей. Эта схема наиболее предпочтительна для туристских фирм. Работа по обязательной сертификации туристских услуг возлагается на организации, аккредитованные Госстандартом Российской Федерации. Каждая туристская фирма обладает свободой выбора и имеет право обратиться в любой орган сертификации независимо от его территориального нахождения. Сертификат соответствия выдается на каждый вид туристских услуг. Помимо качества услуг сертификат гарантирует безопасность жизни, здоровья и имущества клиентов, а также безопасность окружающей среды. Для того чтобы потребитель мог выбрать турфирму, имеющую сертификат соответствия, в России введен специальный знак (рис. 2. 2). Исполнители туристских услуг применяют знак соответствия, проставляя его на сопроводительной документации (путевке, квитанции), выдаваемой потребителю, и имеют право использовать его на вывеске, в рекламных проспектах и других материалах. Форма и размеры знака соответствия установлены ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования». Рис. 2. 2. Знак соответствия, применяемый в системе сертификации продукции и услуг Порядок проведения сертификации включает следующие этапы: ■ подача заявки на проведение сертификации услуг; ■ принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; ■ разработка методики проведения проверки; ■ проведение сертификационной проверки; ■ выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; ■ заключение договора на проведение инспекционного контроля соответствия качества услуг предъявляемым требованиям; ■ осуществление инспекционного контроля соответствия сертификационной услуги требованиям нормативных документов.
Работа по сертификации проводится по следующей программе: ■ анализ организационной структуры турфирмы; ■ анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении квалификации; ■ проверка наличия необходимой нормативной и технологической документации; ■ проверка знаний работниками нормативной и технологической документации; ■ анализ ассортимента предоставляемых услуг; ■ анализ договоров с партнерами, наличие копий сертификатов фирм-партнеров; ■ оценка соблюдения предоставления туристам достоверной и необходимой информации об оказываемых услугах; ■ проверка документов, подтверждающих обучение персонала туристского предприятия мерам но обеспечению безопасности туристов на маршрутах; ■ анализ претензий и пожеланий туристов; ■ проверка результата услуги путем выборочного анкетирования туристов. Срок действия сертификата останавливается на период не более трех лет. Инспекционный контроль соблюдения требований к сертифицированной услуге осуществляют органы, выдавшие сертификаты. В инспекционном контроле могут участвовать представители территориальных органов Госстандарта России и обществ потребителей. Инспекционный контроль проводится не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок. Количество периодических проверок и формы их проведения определяются условиями договора на проведение инспекционного контроля между органом по сертификации и обладателем сертификата. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля определяются органом по сертификации с учетом схемы, по которой проводилась сертификация. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях (жалобах, рекламациях) к сертифицированной услуге от потребителей, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль услуг в соответствии с законодательными актами. Внеплановые проверки могут проводиться также при поступлении информации от заявителя об изменениях технологии, характеристик услуг и условий обслуживания. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов инспекционного контроля и делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю услуг и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле.
По результатам инспекционного контроля орган по сертификации в случае несоответствия услуги требованиям, на которые она была сертифицирована, может приостанавливать или аннулировать действие сертификата и применение знака соответствия. В случае приостановления действия сертификата разрабатываются корректирующие мероприятия. Информация о приостановлении действия или аннулировании сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения исполнителя и органов, выдавших лицензии на туристские услуги, в письменном виде в пятнадцатидневный срок. Аннулирование сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р. В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию. Если заявитель не удовлетворен принятым решением апелляционной комиссии, он может обратиться в Центральную апелляционную комиссию Госстандарта России. Оплата сертификационных работ производится в порядке, установленном документами Системы сертификации ГОСТ Р с учетом условий договора между исполнителем работ по сертификации и заявителем. Все расходы, связанные с проведением сертификации услуг, включая инспекционный контроль, оплачивает заявитель, претендующий на получение сертификата, независимо от результатов сертификации. Стоимость работ по сертификации одной услуги достигает 9—12 тыс. руб. 6) Бронирование услуг. В работе турфирм важное место занимают компьютерные системы бронирования или резервирования — Compiuter Reservation Sistem (CRS). Назначение подобных систем — бронирование для клиента любого сегмента тура (авиаперелета, проживания в гостинице, круиза, аренды автомобиля, посещения театров и т. д. ).
Многие компьютерные системы бронирования позволяют печатать туристские путевки и консульские анкеты практически всех стран. Они также ведут учет реализованных туров, контролируют любую форму оплаты, дают возможность комбинировать туры или пользоваться только их отдельными сегментами. Отдельные компьютерные сети имеют обширную справочную базу — описания маршрутов, городов, музеев, экскурсий, расписания движения транспорта. Крупнейшие системы бронирования — Amadeus, Gabriel, Sabre, Galileo, Worldspan. Только с их помощью ежегодно продается не менее 40 млн авиабилетов и гостиничных мест. В США терминалами бронирования пользуются 96% всех турагентств. Amadeus — система бронирования авиаперелетов, гостиниц, автомобилей, железнодорожных перевозок, паромов, круизов. Входит в четверку крупнейших мировых систем. Для подключения турфирмы к системе Amadeus необходимо заполнить бланк заказа и прислать его по факсу в московский офис компании. Заказав продукт Amadeus Рго Web, турфирма получает полный доступ к системе с возможностью бронирования авиабилетов, автомобилей и гостиниц по всему миру в режиме on-line. Доступ осуществляется через сеть Интернет на основе стандартного веб-браузера без использования дополнительного программного обеспечения. Стоимость услуг по подключению и использованию системы составляет 200 дол. США в год за один терминал. Стандартный пакет услуг при установке системы Amadeus включает: ■ полную техническую и информационную поддержку агентов; ■ обучение основам бронирования авиабилетов, гостиниц и автомобилей. Система Gabriel позволяет турагентствам и авиакассам бронировать и продавать авиабилеты 160 авиакомпаний. Доступ к системе осуществляется по ведомственным сетям передачи данных авиапредприятий и через сеть Интернет. Система бронирования Sabre работает более чем в 70 странах. В отличие от других систем бронирования, она предлагает своим клиентам прямые продажи. Доступ к системе бронирования Sabre открыт для всех желающих. Любой турист может самостоятельно забронировать авиабилеты и гостиничный номер со своего персонального компьютера. Транспортные компании, входящие в Sabre, условно разделены на три класса, различающиеся типами бронирования билетов и объемом предоставляемой информации. Рейсы ведущих мировых авиакомпаний можно бронировать в режиме прямого доступа (Direct Access). В этом случае пользователь Sabre получает возможность подключения к центральным компьютерам авиакомпаний. При этом можно посмотреть до 20 полей информации о рейсе, включая схему реального заполнения самолета, расположения кресел на борту и др.
В отличие от прямого доступа, в режиме мультидоступа (Multi Access) турагент может обратиться к центральному компьютеру транспортной компании только в качестве гостя. Это несколько ограничивает представляемую ему информацию, но не требует дополнительного подтверждения резервирования билетов, как это происходит при пользовании третьим режимом доступа — прямой продажи (Direct Connect Sell). Преимущество Sabre перед конкурентными системами бронирования заключается в значительно большем выборе предложений железнодорожных и круизных компаний Европы и Северной Америки. Специальный режим Sabre Navigator обеспечивает прямой доступ ко всем основным европейским морским перевозчикам. В дополнение к поездке система бронирования Sabre позволяет зарезервировать билеты на обзорные экскурсии, в театры и на спортивные мероприятия и даже заказать цветы или подарок в номер гостиницы. На терминале Sabre можно получить информацию о погоде в сотнях городов Европы, Азии, Америки, Австралии и Океании, сведения о ближайшем аэропорте и курсах валют. Международной компьютерной сетью бронирования Galileo пользуются более 40 тыс. туристских агентств в 93 странах мира. Эта система предназначена для доступа к ресурсам 527 авиакомпаний, 202 гостиничных цепочек, прокату автомобилей в 15 тыс. городов, а также для бронирования круизов, туров, театральных билетов и просмотра сведений о тарифах, погоде, визах, прививках, кредитных каргах и др. Центр обработки данных системы Galileo расположен в Великобритании. Система Worldspan появилась в 1990 г. в результате слияния американских систем бронирования DATAS2 и PARS. Совладельцы Worldspan — американские авиакомпании Delta Airlines, Nortwest Airlines и Trans World Airlines. Worldspan входит в четверку ведущих глобальных компьютерных систем бронирования. Система Worldspan установлена в 19 тыс. агентств но всему миру. Она позволяет заказывать туры у нескольких десятков туристских операторов, бронировать билеты на рейсы 492 авиакомпаний, места для размещения в 45 тыс. гостиниц, арендовать автомобили и 16 тыс. пунктов проката, расположенных на всех континентах, кроме Антарктиды. Специалистам российской туристской отрасли хорошо известен отечественный веб-портал www. avantix. ru. Основные направления его деятельности — продажа авиабилетов на международные и внутренние авиарейсы в режиме on-line, продажа железнодорожных билетов, бронирование номеров в гостиницах Европы и Северной Америки, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и других городов России, организация продаж перевозок и сопутствующих услуг в российских регионах. Avantix. ru предоставляет также дополнительные виды сервиса, такие как визовая поддержка, услуги VIP-залов в аэропортах Москвы, организация перевозок пассажиров из аэропортов к местам размещения, продажа страховых полисов. На сайте www. avantix. ru представлена информация о сотнях вариантов размещения в гостиницах, о перелетах, наличии мест на самолеты. Система позволяет практически мгновенно подтверждать бронь, сохранять ее на время ожидания оплаты. Клиенты системы могут воспользоваться специальными тарифами на авиаперелеты и гостиничные номера. На сайте www. avantix. ru можно забронировать авиабилеты на рейсы более чем 500 перевозчиков, номера в 46 тыс. гостиниц, а также арендовать автомобили во многих городах мира. 1 Российская система бронирования «Матисс» изначально была ориентирована исключительно на специалистов туристской сферы. В настоящее время клиентская база «Матисса» значительно расширена и ее клиентом может стать любой пользователь. Основные направления деятельности «Матисса» — бронирование и продажа авиабилетов на регулярные и чартерные авиарейсы, бронирование гостиниц в России и за рубежом, продажа железнодорожных билетов, бронирование туров. Информационное наполнение проекта основано на собственной базе данных чартерных рейсов и ресурсах системы Amadeus. Особое внимание «Матисс» уделяет вопросам технологического совершенствования своего портала. В частности, приоритетным направлением деятельности является внедрение систем электронных взаиморасчетов между поставщиками услуг и потребителями с использованием интернет-технологий. Всем пользователям системы «Матисс» предоставлена возможность централизованного хранения информации по всем своим сделкам в виртуальном личном кабинете. Если турфирма подключается к системе бронирования чартеров, у нее появляется возможность работы на специальных условиях, отличных от условий для других посетителей сайта. 6) Подтверждение заказанного турпакета. Клиент, приобретающий у турагента туристскую услугу, устно или письменно формулирует свои пожелания. На их основе турагент оформляет заявку, которая является его намерением получить у туроператора турпакет для последующей реализации. Заявка подается в письменной форме, установленной туроператором, на фирменном бланке за подписью ответственного лица и скрепляется печатью турагента. Возможна подача заявки на электронном носителе, но при этом желательно соблюсти требования идентификации, определяемые сторонами. Передача заявки осуществляется посредством факсимильной связи или по электронной почте. В заявке указываются следующие данные: ■ фамилии и имена туристов (как в загранпаспортах), их пол, даты рождения, номера и даты выдачи загранпаспортов; ■ маршрут тура (поездки), дата его начала и окончания; ■ вид транспортной перевозки, категория проездного документа, количество билетов каждой категории; ■ название и категория отеля или иного места размещения туристов, количество бронируемых номеров по типам (одноместный, двухместный и т. д. ), сроки использования бронируемых номеров; ■ вид питания; ■ страхование туристов от несчастных случаев и внезапного заболевания, количество туристов, подлежащих страхованию; ■ иные условия и сведения, имеющие отношение к заказываемому турпакету. Заявка направляется туроператору не позднее определенного времени до планируемой даты прибытия туристов в страну назначения. Период времени, устанавливаемый между датой подачи заявки и датой приема туроператором документов туристов, зависит в основном от сроков оформления виз в соответствующих консульствах. На основании заявки, полученной от турагента, туроператор при наличии возможности удовлетворяет запрос. Эта процедура носит название акцепта заявки и заключается в направлении в течение двух-трех дней подтверждения на запрос турагента. В некоторых случаях туроператор дополнительно запрашивает наличие свободных мест в гостиницах, что несколько увеличивает срок подтверждения заявки. Если заявку подтвердить невозможно, туроператор направляет отказ от подтверждения либо письменно предлагает варианты турпакетов, которые могут быть подтверждены. Если турагент в течение 48 часов (иногда устанавливается иной срок) после получения варианта туроператора не представил письменный отказ (аннуляцию запроса), заявка считается согласованной и подтвержденной в предложенном варианте. Если запрашиваемый отель не подтверждает бронирование, туроператор имеет право предложить аналогичный отель. В некоторых случаях туроператор может предоставить турпакеты на условиях свободной продажи без подтверждения. Если турпакеты на определенные направления или даты уже реализованы, туроператор приостанавливает продажи, объявляя Stop sale. С даты акцепта заявки туроператор обязан предоставить турагенту для реализации полностью сформированный туристский пакет. Турагент, в свою очередь, обязан продать данный туристский продукт. Любой полный или частичный отказ турагента от подтвержденного турпакета, в том числе путем направления письменной аннуляции, внесения изменений в заказываемый турпакет либо по факту непоступления оплаты, рассматривается как неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения. В этих случаях для турагента наступает ответственность, устанавливаемая договаривающимися сторонами. Как правило, применяются штрафные санкции, размер которых зависит от различных обстоятельств (времени до начала тура, расходов, понесенных туроператором, возможности продажи турпакета другому туристу и т. д. ). Турагент оплачивает туроператору объявленную стоимость тура за вычетом комиссионного вознаграждения. Размер комиссионного вознаграждения, как правило, составляет 10% от стоимости тура, но иногда может зависеть от вида и объема предоставляемых услуг. Расчеты турагента и туроператора производятся в рублях безналичными перечислениями или почтовыми переводами. Наличные денежные средства принимаются в кассу туроператора от курьера только при наличии у него генеральной доверенности от агентства (приложение 1). Генеральная доверенность действительна в течение календарного года. Возврат денежных средств из кассы туроператора в случае несостоявшегося тура производится представителю агентства также только по доверенности, выписанной на его имя. Оформление и продажа турпакета представляют собой стандартную процедуру, связанную с заполнением и подписанием документов, перечень и основное содержание которых рассматриваются в следующем разделе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|