Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.




Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые и обвиняемые, скрывшиеся от органов расследования, подсудимые, скрывшиеся от суда, осужденные из следственных изоляторов (СИЗО), учреждений исполнения наказаний (УИН) и из-под конвоя милиции или из-под охраны подразделений ФСИН, а также задержанные, совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС) и от конвоя.

Розыскные действия ОРО, направленные на установление местонахождения и задержания разыскиваемого лица, могут осуществляться в безотлагательном (неотложном) либо обычном порядке в зависимости от категории скрывшегося лица и обстоятельств его сокрытия.

Так, органы дознания обязаны безотлагательно реагировать на сообщения о побегах задержанных, арестованных и осужденных из ИВС, СИЗО, УИН. Если скрывшимися лицами совершены тяжкие (особо тяжкие) преступления, то по решению руководителя органа внутренних дел может быть введен в действие специальный план по розыску под условным названием «Сирена». Данный план включает в себя предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения широкомасштабной операции по задержанию скрывшихся, а также порядок оповещения, сбора и расстановки личного состава. В нем с учетом особенностей участков местности устанавливаются определенные места для выставления постов, засад и заслонов, позволяющие блокировать конкретную территорию; определяется состав поисковых групп и групп захвата; распределяются функциональные обязанности между участниками этого розыскного плана и предусматриваются меры по установлению постоянной связи между ними. Планы розыскной операции «Сирена» есть в каждом территориальном органе внутренних дел, они тесно взаимосвязаны с такими же планами в масштабе области, края, республики и скоординированы с аналогичными планами соседних отделов внутренних дел, в том числе и на транспорте. План «Сирена» может вводиться на территории нескольких административных районов или на территории субъекта РФ в целом.

В обычном порядке проводятся начальные мероприятия по розыску подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от предварительного расследования, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В этом случае непосредственное участие в розыске принимает следователь (дознаватель), в производстве которого находится уголовное дело, которое может быть в форме руководства и осуществления постоянного контроля за порядком исполнения поручений (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 УПК РФ) о проведении розыскных действий.

Перечень начальных розыскных действий составляют следующие пункты: изучение архивных и приостановленных уголовных дел; истребование различных документов, способствующих установлению местонахождения скрывшегося лица, или изучение их на месте; обход и прочесывание (зачистка) местности с привлечением необходимых дополнительных сил и средств; обследование мест возможного сбыта или хранения чужого имущества, добытого преступным путем; организация наблюдения и засад в местах возможного появления разыскиваемого, соучастников преступления, а также местах обнаруженного похищенного имущества; визуальное наблюдение за лицом, имеющим предположительную связь с разыскиваемым вне материального объекта (здания, сооружения), т.е. установление наружного наблюдения; проверка имеющейся информации по оперативно-справочным учетам органов внутренних дел; предъявление гражданам обнаруженных вещей и предметов в целях установления их владельцев; применение служебно-розыскной собаки (например, при преследовании по «горячим следам»); проведение поквартирных (подворовых) обходов; составление и рассылка ориентировок о совершенном преступлении и предметах скрывшегося лица в территориальные органы внутренних дел; составление при необходимости субъективного портрета скрывшегося лица с помощью специалиста криминалиста или художника, и подготовка необходимого количества экземпляров субъективного портрета (или имеющихся фотографий) для использования в розыске скрывшегося лица; и другие.

Следует отметить, что прежде чем объявить розыск скрывшегося лица следователь (дознаватель) должен достоверно установить и документально подтвердить отсутствие сведений о его местонахождении. Для этого он производит действия, направленные на истребование следующих документов: сведения из Бюро регистрации несчастных случаев, созданных в УВД крупных российских городов; сведения из военкомата; сведения из лечебных учреждений (психиатрических, наркологических и т.д.); сведения из органа службы занятости населения; сведения из ГИАЦ МВД России о возможном содержании разыскиваемого в местах лишения свободы (СИЗО, УИН); сведения из учреждений, требующих обязательного предъявления документов, удостоверяющих личность (таможни, отделения почтовой связи, банки, транспортные организации и т.д.); справка из справочно-информационной службы (адресного бюро) о регистрации по месту жительства; справка о перемене фамилии, имени, отчества или записи акта о смерти от отдела ЗАГСа; и другие.

При подтверждении факта уклонения от предварительного расследования и неизвестности местонахождения подозреваемого (обвиняемого) следователь (дознаватель) в соответствии с УПК РФ принимает процессуальное решение об объявлении розыска подозреваемого (обвиняемого) и в необходимых случаях изменяется мера пресечения. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением (ч. 1-2 ст. 210 УПК РФ).

Орган дознания производит розыск в рамках розыскного дела, которое заводится в течение 10 дней после вынесения следователем (дознавателем) постановления об объявлении в розыск. О заведении розыскного дела также выносится постановление, которое утверждается начальником органа дознания. Поручение розыска органу дознания (оперативному подразделению) не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске лица, скрывшегося от дознания, предварительного следствия и суда, и когда по иным причинам не установлено его местонахождение.

После получения от следователя (дознавателя) необходимых материалов на скрывшегося лица (справки о его личности; копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, и объявления розыска; копии о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица или протокола задержания подозреваемого; копия приговора в отношении скрывшегося осужденного) сотрудник розыскного подразделения производит следующие действия:

1) информирует личный состав органа внутренних дел о личности и приметах внешности разыскиваемого через включение необходимых сведений в суточную сводку;

2) по месту жительства и работы (учебы) разыскиваемого, в местах его вероятного нахождения выявляет лиц, которые могут располагать сведениями о местонахождении разыскиваемого, либо иной информацией, которая может содействовать розыску;

3) опрашивает родственников, близких лиц и других лиц, знающих разыскиваемого, с целью установления маршрутов движения, мест возможного нахождения, связей, примет, характеристики личности и т.д.;

4) принимает меры к получению фотографий и образцов почерка разыскиваемого максимально близких по времени к моменту его исчезновения;

5) направляет розыскные ориентировки в органы внутренних дел по вероятным маршрутам передвижения разыскиваемого; 6) осуществляет проверку по оперативно-справочным учетам и др.

На разыскиваемых лиц заполняются опознавательные карты, которые приобщаются к материалам розыскного дела. Через год они направляются в региональный и федеральный информационные центры для проверки по учету неопознанных трупов и постановки на учет.

Одновременно с заведением розыскного дела заполняются розыскные карточки и сторожевой листок, которые затем направляются в региональный информационный центр и помещаются в соответствующие картотеки. О розыске скрывшегося лица сотрудник органа дознания информирует орган внутренних дел по месту получения им паспорта и орган ЗАГСа по месту рождения разыскиваемого. Это нужно для приобщения к имеющимся материалам сторожевого листка на случай обращения данного лица с просьбой о повторной выдаче ему документов.

Розыскные ориентировки направляются именно в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление скрывшегося лица, но не известны конкретные связи и адреса. Содержание ориентировок доводится до сведения всех сотрудников данного органа, и впоследствии они могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации.

При организации и производстве розыскных действий лица, непосредственно осуществляющего розыск, а также следователя (дознавателя) должны учитываться следующие тактические рекомендации, предложенные в специальной литературе: а) проведение комплекса розыскных мероприятий и следственных действий во взаимодействии с представителями общественности в местах вероятного нахождения или появления разыскиваемого; б) создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, не позволяющих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться них; в) введение в заблуждение разыскиваемого по поводу состояния его розыска; г) создание ситуации, вынуждающей разыскиваемого посетить то или иное место, где ведут наблюдение сотрудники органа внутренних дел; д) склонение скрывшегося лица к явке с повинной через привлечение лиц, пользующихся у него авторитетом; е) установление каналов связи и возможных местонахождений разыскиваемого, а также его родственников; ж) неоднократное проведение ОРМ в местах, где может появиться разыскиваемый; з) использование конфиденциального содействия граждан, располагающих необходимой информацией; и) истребование копии дактилоскопических карт с отпечатками рук и иной идентификационной информации, имеющейся в информационных центрах правоохранительных органов; к) в необходимых случаях проведение следователем наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки (ст. 185 УПК РФ), которые поступают в адрес разыскиваемого, его родственников или иных связей; л) направление заданий в приемники-распределители и в спецприемники для административно арестованных с целью выявления разыскиваемого среди задержанных лиц; м) изучение сводок, ориентировок, бюллетеней с целью

получения данных, которые могут способствовать розыску; н) подготовка розыскных заданий в ОРО, на территории обслуживания которых, по имеющимся данным, разыскиваемый имеет конкретные связи и где наиболее вероятно его появление, на проведение мероприятий, способствующих установлению скрывшегося лица; о) использование в целях розыска возможностей средств массовой информации для установления обстоятельств, представляющих интерес для оперативно-поисковых подразделений.

Федеральный розыск скрывшегося лица объявляется ОРО МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН, ФСИН России и осуществляется во взаимодействии с иными ОРО, с использованием возможностей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Для объявления лица в федеральный розыск выносится постановление за подписью начальника органа дознания, которое вместе с розыскным делом и заполненными информационно-поисковыми картами направляется в розыскное подразделение вышестоящего ОРО для проверки обоснованности

принятого решения и утверждения. При необходимости на местах могут оставаться его (розыскного дела) дубликаты.

Межгосударственный розыск объявляется, когда меры розыска внутри одного из государств-участников СНГ исчерпаны и есть основания полагать, что разыскиваемое лицо покинуло это государство. Для объявления лица в межгосударственный розыск выносится специальное постановление, которое через ИЦ МВД этих государств направляется в Межгосударственный информационный банк (МИБ), созданный в ГИАЦ МВД России. МИБ в свою очередь немедленно передает сведения на указанных лиц в ИЦ всех МВД государств-участников СНГ для размещения в своих оперативно-справочных картотеках. Данный розыск объявляется только если в отношении разыскиваемого лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В России межгосударственный розыск объявляется одновременно с федеральным без вынесения специального постановления, потому часто эти два вида розыска отождествляются.

Международный розыск объявляется в двух случаях: при наличии достоверных данных о выезде разыскиваемого лица из РФ в другие страны; при поступлении запроса из НЦБ Интерпола о розыске лиц, въехавших на территорию РФ из других стран. По существующему порядку лицо объявляется в международный розыск после или одновременно с объявлением федерального розыска. Но при наличии достоверных сведений о выезде разыскиваемого из России международный розыск может объявляться незамедлительно с одновременным объявлением федерального розыска.

При обнаружении скрывшегося лица по розыскному заданию (ориентировке), в которой указаны избранная мера пресечения в виде заключения под стражу, по протоколу, утвержденному начальником органа дознания, он водворяется в ИВС. Основание для розыска прилагается к протоколу. О проведенном задержании уведомляется инициатор розыска, прокурор и судья, утвердивший избранную меру пресечения. Копии уведомлений приобщаются к протоколу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...