Нарушения при проведении ОРМ.
⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Достаточно часто встречаются нарушения узаконенной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такие ОРМ как обследование жилых помещений, контроль почтово-телеграфных отправлений, прослушивание телефонных переговоров, съем информации с технических каналов связи требуют предварительного вынесения судом соответствующего постановления (с разрешением на их проведение). А такие мероприятия, как проверочная закупка, оперативное внедрение и оперативный эксперимент - вынесения постановления, утверждаемою руководителем оперативно-розыскного органа. В процессе проверок чаще всего обнаруживаются нарушения указанных норм. Правда, закон допускает исключения из общего правила. В случаях, не терпящих отлагательства, когда промедление может привести к совершению тяжкого преступления или создается угроза государственной, военной, экономической либо экологической безопасности, можно проводить ряд мероприятий без получения судебного разрешения — по мотивированному постановлению одного из руководителей оперативно-розыскного органа. Но и в этом случае суд должен быть уведомлен о проводимом мероприятии в течение 24 часов, а в течение двух суток следует либо получить судебное разрешение на проведение мероприятия, либо прекратить его. И здесь, как ни странно, допускаются нарушения: то срок пропустят, то, как выясняется позже не было «обстоятельств, не терпящих отлагательства». Злоупотребления должностными полномочиями. В оперативно-розыскной деятельности ее субъектам предоставлены широкие права и властные полномочия: пользоваться ими надлежит только в интересах службы. Использование служебных полномочий из корыстной или личной заинтересованности является злоупотреблением должностными полномочиями. Если же это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества, государства, то согласно ст. 285 УК наступает уголовная ответственность (максимальное наказание - 7 лет лишения свободы). Наиболее распространенными акциями такого рода являются:
- необоснованное (не вытекающее из конкретного задания) ведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих права лиц, в отношении которых они проводятся; - привнесение в служебную деятельность личных мотивов (сбор компрометирующих материалов, разглашение порочащих сведений); - нарушение правил конспирации, необходимой в сыскной работе; - использование оперативной техники не по назначению; - необоснованная постановка на оперативный учет лиц, не подпадающих под соответствующие признаки. Разумеется, перечень этот далеко не полный. При определенных обстоятельствах злоупотреблением оборачивается даже мелкое упущение, любовь к показухе, а иногда обыкновенная халатность. Крупные злоупотребления возникают не сразу, а являются следствием незначительных нарушений. Падая на благодатную почву расхлябанности и попустительства, они становятся как бы нормой поведения, что может привести и к серьезному преступлению.
Президентский, депутатский контроль за ОРД. Законодателем подчеркивается конституционный характер оперативно-розыскной деятельности (ст. 20 Закона об ОРД), что проявляется в закреплении им различных форм контроля за ее осуществлением. В качестве первой из них назван контроль со стороны Президента Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации он, являясь главой государства, призван принимать меры, в том числе направленные и на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Являясь гарантом Конституции Российской Федерации Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей министерств и ведомств, в том числе осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Контроль Президент осуществляет через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности Российской Федерации.
Комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту, в том числе по вопросам контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со ст. 21.1 Закона «О государственной тайне» члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. В соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет в России исполнительную власть. Согласно ст. 113 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства в соответствии с федеральными законами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность и определяющими нормативно-правовой статус органов, осуществляющих эту деятельность, определяет основные направления деятельности соответствующих ведомств и организует их работу, определяет бюджет и гарантирует его исполнение. В свою очередь, в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. В этих целях заслушивает должностных лиц правоохранительных органов, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны беспрепятственно предоставлять контролирующим органам любую запрещенную информацию, за исключением сведений, указанный в ч.2 ст. 12 Закона об ОРД: о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе.
Прокурорский надзор. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одним из направлений прокурорского надзора. Его назначение, цели и задачи, а также пределы полномочий прокуроров при осуществлении надзора на данном направлении регулируются Конституцией Российской Федерации, уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами и указаниями Генерального прокурора. Предметом надзора за исполнением закона в сфере оперативно-розыскной деятельности является, прежде всего, соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Это означает, что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности должен оптимально сочетаться с ведомственным контролем. Вместе с тем согласно ст. 27 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенной на него функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Кроме того, в соответствии со ст. 28 федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является и установленный порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также - законность решений, принимаемых этими органами. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21) четко определил предмет и пределы прокурорского надзора. Обязанность надзора за исполнением предписаний ведомственных подзаконных актов (приказов, инструкций) на прокурора не возложена. Обращение прокурора к нормативным актам соответствующих ведомств оправданно и необходимо лишь тогда, когда без этого не представляется возможным дать оценку законности оперативно-розыскных мероприятий, поскольку положения этих нормативных актов могут конкретизировать закон, определять механизмы его исполнения. Например, ст. ст. 8, 9 и 11 Закона об ОРД предполагают конкретизацию их положений в ведомственных нормативных актах, без которой они не будут «работать» в полную силу. Поэтому ч. 2 ст. 21 Закона об ОРД предусматривает право прокурора требовать, наряду с другими документами ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В предмет прокурорского надзора не входит также проверка обоснованности и законности возбуждения органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ходатайства о проведении оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан. Поскольку окончательное решение о проведении такого мероприятия является прерогативой суда, прокурор не должен предрешать его вывод и не может воспрепятствовать обращению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в суд с соответствующим ходатайством. Это положение распространяется также и на случаи, когда оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, проводятся до получения судебного решения (или без такового) в порядке, предусмотренном ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 8 Закона об ОРД. Сформулированные в Законе об ОРД предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина предопределяют тактику и методику деятельности прокуроров в этом направлении. Генеральный прокурор РФ в приказе № 56 от 25 апреля 2000г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ориентирует прокуроров на проведение проверок по заранее намеченному плану. При этом главное внимание прокурорам предлагается обращать на следующие вопросы: ■ наличие предусмотренных законом оснований осуществления оперативно-розыскных мероприятий; ■ практическая необходимость проводимого оперативно-розыскного мероприятия - каждое из них должно иметь определенную цель; ■ выяснение возможностей иными средствами получить необходимую информацию; ■ наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ■ обязанность регистрации и заведения дел оперативного учета; ■ правомерность оперативных действий, соблюдение запрета на использование информационных систем и технических средств, причиняющих вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде; ■ правомерность и необходимость внедрения сотрудников оперативных аппаратов и лиц, сотрудничество с которыми установлено на конфиденциальной основе, в преступные группировки, в особенности, когда это связано с внедрением в бандформирования, в среду рэкетиров и т.д.; ■ объективность и полнота проводимых оперативно-розыскных мероприятий; ■ соблюдение установленных законодательством условий и порядка привлечения граждан к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений; ■ законность использования результатов оперативно-розыскной деятельности; ■ правомерность прекращения оперативно-розыскной деятельности. Разумеется, указанные направления в деятельности прокуроров не охватывают всего многообразия вопросов, связанных с соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поскольку часть сведений об оперативно-розыскной деятельности составляет государственную тайну, уполномоченным прокурорам должен оформляться в установленном порядке соответствующий допуск, являющийся формальным основанием для ознакомления с оперативно-служебными документами. Только при крайней необходимости прокурору позволительно снимать копии с тех или иных документов и делать из них выписки. При неосторожности обращения с документами может произойти утечка секретной информации со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае утечки секретной информации назначается и проводится служебное расследование. Оперативно-розыскные документы запрашиваются прокурором как в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и при проверке установленного порядка их проведения и законности принимаемых при этом решений. В частности, поводом для этого могут быть поступившие и зарегистрированные в прокуратуре документы информационного характера о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, исходящие от должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, в том числе представления следователя, лица, производящего дознание, частные определения (постановления) суда (судьи). Опубликованные средствами массовой информации материалы о нарушении прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности являются самостоятельным поводом для проверки прокурором указанных в публикации сведений (фактов). Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не ограничивается решениями о проведении и порядке проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, поскольку оперативно-розыскная деятельность не исчерпывается оперативно-розыскными мероприятиями. Прокурорский надзор распространяется также на решения о заведении и прекращении дел оперативного учета и иные решения, не связанные с ведением оперативно-розыскных мероприятий. В том случае если прокурор располагает обоснованными сведениями об ограничении или нарушении в процессе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов граждан, обязанность доказывания законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий возлагается на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия этих лиц. Письменное согласие оформляет должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Оно оформляется документом произвольной формы (распиской, заявлением). Если у прокурора имеются данные о совершенных этими лицами преступлениях (клевета, оговор, шантаж, непосредственное участие в реализации преступного замысла организованной группы и т.д.), то в этом случае согласия таких лиц на получение сведений о них не требуется. С тем, чтобы проводимые прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности носили целеустремленный характер, Генеральный прокурор России в своем приказе № 56 от 25 апреля 2000 г. предлагает проводить их в строго определенных случаях: ■ по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых, скрывшихся от следствия и суда, а также установлении лиц, совершивших преступления; ■ при необходимости розыска лиц, пропавших без вести; ■ по информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве и на соответствующие указания прокурора; ■ в иных случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности (здесь речь идет главным образом о проверке жалоб и заявлений граждан и должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, допущенных органами, наделенными правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность). В своем приказе Генеральный прокурор Российской Федерации четко определил субъектов по осуществлению надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. К их числу отнесены заместители Генерального прокурора России, главный военный прокурор и его заместители, начальники отделов и управлений и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры в соответствии с функциональными обязанностями; прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные, транспортные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|