Таблица 5.3 Расположение мест в плацкартном (спальном) и купейном вагонах
При железнодорожных переездах в Китае необходимо предупредить туристов о том, что некоторые из них могут оказаться на третьих полках с леерными ограждениями. Впрочем, турфирма, дорожащая репутацией, вряд ли позволит китайским партнерам по турбизнесу купить билеты на неудобные и непрестижные места. Авиационный маршрут требует особой дисциплины, точности, порядка, слаженных действий туристов. Для руководителя туристской группы сложность путешествия на авиационном маршруте заключается в особых правилах оформления транспортных документов перед вылетом самолета, в случаях отмены или задержки вылета из-за метеоусловий. В аэропорту руководитель туристской группы за 1, 5—2 часа до начала регистрации уведомляет представителя авиакомпании о количестве туристов и напоминает ему о международной практике, согласно которой группы туристов проходят регистрацию вне очереди. После объявления начала регистрации туристы самостоятельно регистрируются, следуя друг за другом, не разбивая очередь остальными пассажирами. Руководитель группы следит за тем, чтобы группа не разбредалась по залу ожидания и по пунктам питания. В момент посадки туристов в самолет руководитель туристской группы должен находиться у трапа и зайти в самолет после входа всех туристов группы. Сложность авиационного туристского маршрута для руководителя заключается в возможных задержках рейсов по причине неблагоприятных погодных условий или иных обстоятельств. В этом случае руководитель должен поставить отметки на билетах о длительности задержки и сообщить о времени вылета как своей, так и по возможности принимающей турфирме.
Длительная задержка вылета может привести к отказу туристов от полета. Руководителю группы следует сообщить об этом своей турфирме, а у дежурного по авиавокзалу или диспетчера по транзиту поставить на авиабилетах отметку следующего содержания: «Невылет по метеоусловиям, места сданы, пересчет без удержания». Эта запись с указанием числа и времени заверяется подписью должностного лица и печатью. Если задержка самолета происходит в промежуточном аэропорту, руководитель туристской группы должен выяснить ее длительность и принять необходимые меры для размещения туристов в гостинице. Все затраты, связанные с временным проживанием в пункте вынужденной остановки, берет на себя авиаперевозчик. Однако на практике руководителю туристской группы часто приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы обеспечить туристам полноценный отдых. При обслуживании туристов на автобусном маршруте руководитель туристской группы обязан: ■ убедиться, что автобус по техническому, санитарному состоянию и оборудованию отвечает установленным требованиям; ■ разъяснить водителю путь следования и уточнить его особенности (например, при ремонте дороги, автомобильных заторах и др. ); ■ представить туристам водителя. Специфика автобусного маршрута заключается в том, что руководитель находится в постоянном контакте как с группой, так и с водителем автобуса. Туристский маршрут на речном и морском транспорте требует от руководителя группы участия в досуговых мероприятиях, проводимых на судне. Этапы выполнения внутреннего тура. Участие руководителя туристской группы в выполнении внутреннего (непоходного) туристского маршрута имеет специфические особенности по сравнению с зарубежным туром. С одной стороны, отсутствие языкового барьера и знание российского менталитета позволяют решить многие сложные проблемы, не прибегая к официальным мерам организационного и юридического характера. С другой стороны, часто возникающая рассогласованность в работе партнеров, их необязательность, внезапное появление обстоятельств непреодолимой силы (но не относящихся к форс-мажорным, например перекрытие автодороги в связи с приездом делегации) создают определенные трудности в выполнении тура без претензий со стороны туристов. Но в целом работа руководителя группы на внутрироссийских маршрутах технологически совпадает с работой за рубежом.
Этапы выполнения похода аналогичны таковым для любого туристского маршрута, но имеют свои особенности. Главная из них — тщательное предварительное изучение маршрута руководителем похода или инструктором, в ходе которого необходимо: ■ найти самый легкий и безопасный подход к объекту (реке, горе, перевалу и т. д. ); ■ выявить общие и специфические опасности, характерные для данного района; ■ определить местоположение и степень трудности технически сложных участков; ■ установить наиболее удобные и безопасные места для привалов; ■ определить возможные пути обхода опасных мест и возвращения при отказе от маршрута; ■ выбрать характерные ориентиры на маршруте; ■ уточнить трудные для преодоления участки маршрута; ■ подготовить необходимое техническое оснащение для прохождения маршрута; ■ наметить пути экстренной эвакуации в случае неблагоприятных ситуаций на маршруте. Наряду с изучением туристской трассы, программы и условий обслуживания инструктор уделяет внимание подготовке общего и специального снаряжения, ремонтной и медицинской аптечке. В аптечке путешественника должны быть: йод, бинт и пластырь, активированный уголь, желудочные антисептики (марганцовокислый калий, фес-тал или энзистал, имодиум), спазмолитики (но-шпа или спазган), кар-диотонические препараты (корвалол или валокордин), анальгетики (анальгин, аспирин или их аналоги), антиаллергические препараты (тавегил, супрастин и др. )- Подготовка к походу включает проведение обязательного медицинского освидетельствования всех участников, инструктаж< по технике безопасности на маршруте и оказанию первой медицинской помощи. Инструктор проводит беседу о предстоящем походе, акцентирует внимание на особенностях маршрута, естественных препятствиях, опасных местах. Туристам разъясняется важность строгого соблюдения дисциплины, правил поведения, режима бодрствования и отдыха.
Тщательно продумывается система питания на маршруте. В зависимости от конкретных условий прием пищи планируется в столовых, кафе, на турбазах, в приютах и т. п. или предполагается самостоятельное питание. При подготовке к маршруту группа готовит средства передвижения (лодки, мотосани, лыжи и др. ). От их технического состояния зависит безаварийное прохождение маршрута и объем возможных ремонтных работ. На определившийся и официально утвержденный состав туристской группы оформляются выходные документы: маршрутная книжка (приложение И) и маршрутный лист. В маршрутной книжке указываются номер маршрута и группы, фамилии, имена и отчества всех участников похода, основные данные о них и инструкторе, схема маршрута с запасными вариантами и график движения группы. Описываются препятствия, встречающиеся на маршруте, и способы их безопасного преодоления. Здесь же помещается краткий план работы инструктора с группой. Выделяется место для замечаний старшего инструктора о проведении похода и работе инструктора. В маршрутной книжке указываются также и общественные должности — обязанности участников похода. Инструктор должен познакомить туристов с правилами проведения соревнований туристских спортивных походов и с Кодексом путешественника (приложение 12), в котором отражены основные морально-этические принципы поведения членов туристской группы. В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия инструктор может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника. В походе каждый турист выполняет общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Инструктор продумывает варианты распределения обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы, В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных должностей.
Староста — первый помощник инструктора Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий, или замыкающий. Ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода. Ответственный за питание организует получение необходимого количества продуктов для похода и их упаковку. Распределяет весь запас продуктов между участниками. На маршруте учитывает расход продуктов в соответствии с раскладкой по дням. Ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами для равномерной их загрузки. Кулъторганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия. У участников похода могут быть и другие обязанности, например, механика, физорга, ответственного за ведение дневника, санитара, фотографа, кинооператора, художника и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов. Если на маршруте отсутствует сопровождение авто- или мототранспортом, важной задачей становится правильное распределение перевозимого груза между участниками. Личное снаряжение переносится, как правило, каждым туристом самостоятельно. Общественное снаряжение и продукты питания распределяются по возможности равномерно между всеми туристами. Груз, переносимый женщиной, должен составлять от половины до 2/з загрузки мужчины, а более сильные участники должны быть загружены больше, чем слабые и менее опытные. Каждому туристу перед выходом на маршрут необходимо: ■ проверить и привести в порядок личное снаряжение; ■ просушить всю одежду; ■ хорошо выспаться; ■ одеться в соответствии с метеорологическими условиями; ■ уложить в рюкзак снаряжение и продукты питания; ■ проверить, хорошо ли обута обувь, нет ли складок на носках; ■ сытно поесть, выпить горячий чай или кофе; ■ выйти на маршрут в указанное время. Организация продвижения туристской группы в походе зависит от многих обстоятельств: принятого тактического плана, времени года и погоды, рельефа и сложности пути, веса рюкзаков, подготовленности и состояния участников.
Большое значение в походной жизни имеет правильно выбранный режим дня, учитывающий природные особенности местности и сложность маршрута (табл. 5. 4). Инструктор должен знать продолжительность дневных переходов и учитывать при этом вес рюкзаков и физическую подготовку туристов. Для общей ориентировки в этом вопросе может быть использована табл. 5. 5. Таблица 5. 4 Примерный режим дня в походах
* В том числе для школьников, пожилых людей или туристов, имеющих некоторые отклонения в состоянии здоровья. Инструктор должен планировать постепенное нарастание километража. Так, в пешем походе первой категории сложности километраж по дням может быть соответственно равным 16, 18, 22 км. При сложном профиле трассы для физически подготовленных туристов самым тяжелым бывает второй-третий день похода. Поэтому в этих условиях в первые три дня не следует планировать увеличения проходимого расстояния и стараться обеспечить постепенное возрастание нагрузок ко второй части путешествия. На нее, как правило, планируется оставлять технически наиболее сложные участки местности. На привалах инструктор в месте с помощником должен организовать подвижные игры, спортивнее состязания, купание, занятия по самоконтролю за состоянием здоровья и самомассажу. В таежных походах особое значение приобретает регулярный само- и взаимоосмотр для удаления присосавшихся клещей, которые могут быть источником опасного инфекционного заболевания — клещевого энцефалита. Во время проведения похода инструктор организует преодоление туристами сложных участков, длинных переходов, производит предварительную разведку труднопроходимых мест, определяет необходимость и способы страховки, обеспечивает безопасное оборудование привалов и ночлегов. При резком ухудшении погоды во время нахождения туристов на маршруте инструктор должен принять необходимые меры безопасности, прекратить передвижение, разместить туристов в безопасных местах и по возможности вернуться с ними на основные, промежуточные базы или в ближайшие населенные пункты. Безопасность похода помогает обеспечивать сотрудничество туристской фирмы с региональным управлением МЧС, ГАИ, органами общественного порядка, местными органами спасания на водах, учреждениями здравоохранения, гидрометеорологической службой. Связь с МЧС организуется перед выходом группы на маршрут и поддерживается при прибытии на начальный и конечный пункты маршрута. При наличии у инструктора средств связи МЧС он регулярно информирует группу о прогнозе погоды. На всем протяжении путешествия туристы должны подчиняться указаниям инструктора, отвечающего за правильность прохождения маршрута, безаварийность, за жизнь и здоровье участников группы. На местах привалов или кратковременных остановок (например, на вершинах) группа может оставлять контрольные записки, срезать корешки записок, оставленных другими туристами. По возвращении из похода корешки высылаются по указанному в них адресу. Таким образом устанавливается связь с туристами из разных городов и регионов, прошедших по одному и тому же маршруту. Впечатления о походе желательно закрепить организацией прощального костра, а после возвращения — встретиться для просмотра фотографий, видеофильмов, обменяться мнениями о проведенном времени и обсудить планы будущих путешествий. Завершение маршрута предполагает включение в его программу какого-либо кульминационного момента, который запомнится туристам и будет способствовать дальнейшему привлечению клиентов. Это может быть прощальный ужин, или прогулка на кораблике по Сене в Париже (не в первый день, как это практикуют многие турфирмы), или последний костер и т. д. Сбор отзывов и пожеланий туристов — желательный, но не обязательный элемент маршрутного этапа. Туристы могут заполнить небольшие анкеты, предлагаемые администрацией гостиницы, гидами, руководителями группы. Некоторые туристы находят время и благодарят турфирму после возвращения из поездки (по телефону, электронной или обычной почтой, приходят в офис). В любом случае ни замечания, ни благодарности туристов не остаются без внимания: некоторые из них турфирмы размещают на своем сайте, распечатанные электронные письма подшиваются в «Книгу отзывов».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|