Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 5.3 Расположение мест в плацкартном (спальном) и купейном вагонах




При железнодорожных переездах в Китае необходимо предупре­дить туристов о том, что некоторые из них могут оказаться на третьих полках с леерными ограждениями. Впрочем, турфирма, дорожащая репутацией, вряд ли позволит китайским партнерам по турбизнесу купить билеты на неудобные и непрестижные места.

Авиационный маршрут требует особой дисциплины, точности, порядка, слаженных действий туристов. Для руководителя туристской группы сложность путешествия на авиационном маршруте заключа­ется в особых правилах оформления транспортных документов перед вылетом самолета, в случаях отмены или задержки вылета из-за ме­теоусловий.

В аэропорту руководитель туристской группы за 1, 5—2 часа до начала регистрации уведомляет представителя авиакомпании о коли­честве туристов и напоминает ему о международной практике, соглас­но которой группы туристов проходят регистрацию вне очереди.

После объявления начала регистрации туристы самостоятельно регистрируются, следуя друг за другом, не разбивая очередь осталь­ными пассажирами. Руководитель группы следит за тем, чтобы груп­па не разбредалась по залу ожидания и по пунктам питания.

В момент посадки туристов в самолет руководитель туристской группы должен находиться у трапа и зайти в самолет после входа всех туристов группы.

Сложность авиационного туристского маршрута для руководи­теля заключается в возможных задержках рейсов по причине небла­гоприятных погодных условий или иных обстоятельств. В этом слу­чае руководитель должен поставить отметки на билетах о длительности задержки и сообщить о времени вылета как своей, так и по возможно­сти принимающей турфирме.

Длительная задержка вылета может привести к отказу туристов от полета. Руководителю группы следует сообщить об этом своей тур­фирме, а у дежурного по авиавокзалу или диспетчера по транзиту по­ставить на авиабилетах отметку следующего содержания: «Невылет по метеоусловиям, места сданы, пересчет без удержания». Эта запись с указанием числа и времени заверяется подписью должностного лица и печатью.

Если задержка самолета происходит в промежуточном аэропор­ту, руководитель туристской группы должен выяснить ее длительность и принять необходимые меры для размещения туристов в гостинице. Все затраты, связанные с временным проживанием в пункте вынуж­денной остановки, берет на себя авиаперевозчик. Однако на практике руководителю туристской группы часто приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы обеспечить туристам полноценный от­дых.

При обслуживании туристов на автобусном маршруте руково­дитель туристской группы обязан:

■ убедиться, что автобус по техническому, санитарному состоя­нию и оборудованию отвечает установленным требованиям;

■ разъяснить водителю путь следования и уточнить его особен­ности (например, при ремонте дороги, автомобильных заторах и др. );

■ представить туристам водителя.


Специфика автобусного маршрута заключается в том, что руко­водитель находится в постоянном контакте как с группой, так и с во­дителем автобуса.

Туристский маршрут на речном и морском транспорте требует от руководителя группы участия в досуговых мероприятиях, проводимых на судне.

Этапы выполнения внутреннего тура. Участие руководителя туристской группы в выполнении внутреннего (непоходного) турист­ского маршрута имеет специфические особенности по сравнению с за­рубежным туром. С одной стороны, отсутствие языкового барьера и знание российского менталитета позволяют решить многие слож­ные проблемы, не прибегая к официальным мерам организационного и юридического характера. С другой стороны, часто возникающая рас­согласованность в работе партнеров, их необязательность, внезапное появление обстоятельств непреодолимой силы (но не относящихся к форс-мажорным, например перекрытие автодороги в связи с приез­дом делегации) создают определенные трудности в выполнении тура без претензий со стороны туристов. Но в целом работа руководителя группы на внутрироссийских маршрутах технологически совпадает с работой за рубежом.

Этапы выполнения похода аналогичны таковым для любого ту­ристского маршрута, но имеют свои особенности. Главная из них — тщательное предварительное изучение маршрута руководителем по­хода или инструктором, в ходе которого необходимо:

■ найти самый легкий и безопасный подход к объекту (реке, горе, перевалу и т. д. );

■ выявить общие и специфические опасности, характерные для данного района;

■ определить местоположение и степень трудности технически сложных участков;

■ установить наиболее удобные и безопасные места для привалов;

■ определить возможные пути обхода опасных мест и возвраще­ния при отказе от маршрута;

■ выбрать характерные ориентиры на маршруте;

■ уточнить трудные для преодоления участки маршрута;

■ подготовить необходимое техническое оснащение для прохож­дения маршрута;

■ наметить пути экстренной эвакуации в случае неблагоприят­ных ситуаций на маршруте.

Наряду с изучением туристской трассы, программы и условий обслуживания инструктор уделяет внимание подготовке общего и специального снаряжения, ремонтной и медицинской аптечке. В аптечке путешественника должны быть: йод, бинт и пластырь, активирован­ный уголь, желудочные антисептики (марганцовокислый калий, фес-тал или энзистал, имодиум), спазмолитики (но-шпа или спазган), кар-диотонические препараты (корвалол или валокордин), анальгетики (анальгин, аспирин или их аналоги), антиаллергические препараты (тавегил, супрастин и др. )-

Подготовка к походу включает проведение обязательного медицин­ского освидетельствования всех участников, инструктаж< по технике безопасности на маршруте и оказанию первой медицинской помощи. Инструктор проводит беседу о предстоящем походе, акцентирует вни­мание на особенностях маршрута, естественных препятствиях, опасных местах. Туристам разъясняется важность строгого соблюдения дисцип­лины, правил поведения, режима бодрствования и отдыха.

Тщательно продумывается система питания на маршруте. В за­висимости от конкретных условий прием пищи планируется в столо­вых, кафе, на турбазах, в приютах и т. п. или предполагается самостоя­тельное питание.

При подготовке к маршруту группа готовит средства передвиже­ния (лодки, мотосани, лыжи и др. ). От их технического состояния за­висит безаварийное прохождение маршрута и объем возможных ре­монтных работ.

На определившийся и официально утвержденный состав турист­ской группы оформляются выходные документы: маршрутная книж­ка (приложение И) и маршрутный лист. В маршрутной книжке ука­зываются номер маршрута и группы, фамилии, имена и отчества всех участников похода, основные данные о них и инструкторе, схема мар­шрута с запасными вариантами и график движения группы. Описы­ваются препятствия, встречающиеся на маршруте, и способы их безо­пасного преодоления. Здесь же помещается краткий план работы инструктора с группой. Выделяется место для замечаний старшего инструктора о проведении похода и работе инструктора. В маршрут­ной книжке указываются также и общественные должности — обязан­ности участников похода.

Инструктор должен познакомить туристов с правилами проведе­ния соревнований туристских спортивных походов и с Кодексом пу­тешественника (приложение 12), в котором отражены основные мо­рально-этические принципы поведения членов туристской группы.

В момент комплектования туристской группы или в начале путе­шествия инструктор может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника. В походе каждый турист выполняет общественную работу в со­ответствии со своими способностями и желаниями. Инструктор про­думывает варианты распределения обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы, В туристской группе обычно бы­вает несколько основных общественных должностей.

Староста — первый помощник инструктора Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за са­мочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршру­те. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий, или замыкающий.

Ответственный за снаряжение отвечает за получение и правиль­ное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода.

Ответственный за питание организует получение необходимо­го количества продуктов для похода и их упаковку. Распределяет весь запас продуктов между участниками. На маршруте учитывает расход продуктов в соответствии с раскладкой по дням. Ежедневно перерас­пределяет остающиеся продукты между туристами для равномерной их загрузки.

Кулъторганизатор подготавливает и организует проведение раз­влекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия.

У участников похода могут быть и другие обязанности, напри­мер, механика, физорга, ответственного за ведение дневника, санита­ра, фотографа, кинооператора, художника и др. В зависимости от по­требностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов.

Если на маршруте отсутствует сопровождение авто- или мототран­спортом, важной задачей становится правильное распределение пере­возимого груза между участниками. Личное снаряжение переносится, как правило, каждым туристом самостоятельно. Общественное снаряже­ние и продукты питания распределяются по возможности равномерно между всеми туристами. Груз, переносимый женщиной, должен состав­лять от половины до 2/з загрузки мужчины, а более сильные участники должны быть загружены больше, чем слабые и менее опытные.

Каждому туристу перед выходом на маршрут необходимо:

■ проверить и привести в порядок личное снаряжение;

■ просушить всю одежду;

■ хорошо выспаться;

■ одеться в соответствии с метеорологическими условиями;

■ уложить в рюкзак снаряжение и продукты питания;

■ проверить, хорошо ли обута обувь, нет ли складок на носках;

■ сытно поесть, выпить горячий чай или кофе;

■ выйти на маршрут в указанное время.

Организация продвижения туристской группы в походе зависит от многих обстоятельств: принятого тактического плана, времени года и погоды, рельефа и сложности пути, веса рюкзаков, подготовленно­сти и состояния участников.

Большое значение в походной жизни имеет правильно выбран­ный режим дня, учитывающий природные особенности местности и сложность маршрута (табл. 5. 4). Инструктор должен знать продол­жительность дневных переходов и учитывать при этом вес рюкзаков и физическую подготовку туристов. Для общей ориентировки в этом вопросе может быть использована табл. 5. 5. Таблица 5. 4 Примерный режим дня в походах

 

 

* В том числе для школьников, пожилых людей или туристов, имеющих некото­рые отклонения в состоянии здоровья.

Инструктор должен планировать постепенное нарастание кило­метража. Так, в пешем походе первой категории сложности километ­раж по дням может быть соответственно равным 16, 18, 22 км. При сложном профиле трассы для физически подготовленных туристов самым тяжелым бывает второй-третий день похода. Поэтому в этих условиях в первые три дня не следует планировать увеличения прохо­димого расстояния и стараться обеспечить постепенное возрастание нагрузок ко второй части путешествия. На нее, как правило, планиру­ется оставлять технически наиболее сложные участки местности. На привалах инструктор в месте с помощником должен организовать под­вижные игры, спортивнее состязания, купание, занятия по самоконт­ролю за состоянием здоровья и самомассажу. В таежных походах осо­бое значение приобретает регулярный само- и взаимоосмотр для удаления присосавшихся клещей, которые могут быть источником опасного инфекционного заболевания — клещевого энцефалита.

Во время проведения похода инструктор организует преодоление туристами сложных участков, длинных переходов, производит пред­варительную разведку труднопроходимых мест, определяет необходи­мость и способы страховки, обеспечивает безопасное оборудование привалов и ночлегов.

При резком ухудшении погоды во время нахождения туристов на маршруте инструктор должен принять необходимые меры безопас­ности, прекратить передвижение, разместить туристов в безопасных местах и по возможности вернуться с ними на основные, промежуточ­ные базы или в ближайшие населенные пункты.

Безопасность похода помогает обеспечивать сотрудничество ту­ристской фирмы с региональным управлением МЧС, ГАИ, органами общественного порядка, местными органами спасания на водах, учреж­дениями здравоохранения, гидрометеорологической службой. Связь с МЧС организуется перед выходом группы на маршрут и поддерживается при прибытии на начальный и конечный пункты маршрута. При наличии у инструктора средств связи МЧС он регу­лярно информирует группу о прогнозе погоды.

На всем протяжении путешествия туристы должны подчиняться указаниям инструктора, отвечающего за правильность прохождения маршрута, безаварийность, за жизнь и здоровье участников группы.

На местах привалов или кратковременных остановок (например, на вершинах) группа может оставлять контрольные записки, срезать корешки записок, оставленных другими туристами. По возвращении из похода корешки высылаются по указанному в них адресу. Таким образом устанавливается связь с туристами из разных городов и регио­нов, прошедших по одному и тому же маршруту.

Впечатления о походе желательно закрепить организацией про­щального костра, а после возвращения — встретиться для просмотра фотографий, видеофильмов, обменяться мнениями о проведенном вре­мени и обсудить планы будущих путешествий.

Завершение маршрута предполагает включение в его программу какого-либо кульминационного момента, который запомнится тури­стам и будет способствовать дальнейшему привлечению клиентов. Это может быть прощальный ужин, или прогулка на кораблике по Сене в Париже (не в первый день, как это практикуют многие турфирмы), или последний костер и т. д.

Сбор отзывов и пожеланий туристов — желательный, но не обя­зательный элемент маршрутного этапа. Туристы могут заполнить не­большие анкеты, предлагаемые администрацией гостиницы, гидами, руководителями группы. Некоторые туристы находят время и благо­дарят турфирму после возвращения из поездки (по телефону, элект­ронной или обычной почтой, приходят в офис). В любом случае ни замечания, ни благодарности туристов не остаются без внимания: не­которые из них турфирмы размещают на своем сайте, распечатанные электронные письма подшиваются в «Книгу отзывов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...