Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд




Изъятие земельного участка - один из правовых

инструментов, дающий возможность органам государ-

ственного управления земельными ресурсами при-

нудительно отчуждать земельные участки для исполь-

зования их в публичных интересах.

ЗК РФ признает необходимость изъятия земель для

государственных и муниципальных нужд. Законодатель

указывает на исключительность такого рода случаев,

устанавливая их закрытый перечень.

Изъятие земельных участков для государственных

или муниципальных нужд производится по решению

исполнительных органов власти. Указанные решения

принимаются:

1)федеральными органами исполнительной власти;

2) органами исполнительной власти субъектов Феде-

рации.

Органы местного самоуправления не имеют права

выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участ-

ков для муниципальных нужд, поэтому при необходи-

мости изъятия земельного участка для муниципальных

нужд органы местного самоуправления должны обра-

щаться в государственный орган исполнительной вла-

сти субъекта РФ с просьбой о принятии соответствую-

щего решения.

Изъятие земельного участка для государственных или

муниципальных нужд производится одновременно с его

предоставлением соответствующему лицу. Земельное

законодательство регламентирует процедуру по изъя-

тию и предоставлению земельных участков.

Изъятие земельных участков с целью их последую-

щего предоставления для строительства проходит

две стадии:

1)стадию предварительного согласования ме-

ста размещения объекта;

2) стадию непосредственного изъятия земель-

ного участка.__

На стадии предварительного согласования обяза-

тельное участие принимают собственники земельных

участков. В случае несогласия собственника земель-

ного участка с решением о предварительном согла-

совании, принимаемым в соответствии с земельным

законодательством, он может обратиться в суд.

Одна из важных гарантий прав собственника зе-

мельного участка - письменное уведомление об этом

органом, принявшим решение об изъятии.

Решение государственного органа об изъятии зе-

мельного участка для государственных или муници-

пальных нужд подлежит государственной регистра-

ции в органе, осуществляющем регистрацию прав на

земельный участок. Собственник земельного участка

должен быть извещен о произведенной регистрации

с указанием ее даты.

Основное условие, при котором допускается изъятие

участка как у собственников, так и у землепользовате-

лей и арендаторов, - это предварительное и равно-

ценное возмещение. Выкупная цена при изъятии зе-

мельного участка у собственника для государственных

нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются

соглашением с собственником участка. Второй сторо-

ной соглашения должен быть орган, осуществляющий

от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образова-

ний право собственности на землю, ибо при изъятии

земельных участков для государственных или муници-

пальных нужд у их собственников они переходят соот-

ветственно в федеральную, региональную либо в му-

ниципальную собственность.

В выкупную цену включается рыночная стоимость

земельного участка и находящегося на нем недвижи-

мого имущества, а также все иные убытки.__

 

Убытки - расходы, которые лицо, чье право нару-

шено, произвело или должно будет произвести для

восстановления нарушенного права, утрата или по-

вреждение его имущества (реальный ущерб), а также

неполученные доходы, которые это лицо получило бы

при обычных условиях гражданского оборота, если бы

его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки - это деньги (в той или иной форме), которые:

1)уже потрачены;

2) еще будут потрачены;

3)уже не будут получены.

В случае изъятия земельного участка для государ-

ственных и муниципальных нужд согласно ГК РФ при

определении выкупной цены в нее включаются:

1) рыночная стоимость земельного участка и находя-

щегося на нем недвижимого имущества;

2)все убытки, причиненные собственнику изъятием

земельного участка, включая убытки, которые он не-

сет в связи с досрочным прекращением своих обя-

зательств перед третьими лицами, в том числе упу-

щенную выгоду.

Порядок возмещения убытков данным лицам, при-

чиненных изъятием или временным занятием земель-

ных участков, ограничением их прав или ухудшением

качества земель в результате деятельности других

лиц, устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила возмеще-

ния собственникам земельных участков, землеполь-

V зователям, землевладельцам и арендаторам земель-__

ных участков убытков, причиненных изъятием или вре-

менным занятием земельных участков, ограничени-

ем прав собственников земельных участков, земле-

пользователей, землевладельцев и арендаторов

земельных участков либо ухудшением качества зе-

мель в результате деятельности других лиц

Согласно вышеуказанным правилам убытки, при-

чиненные собственнику изъятием земельного участ-

ка для государственных или муниципальных нужд,

включаются в плату за изымаемый земельный участок

(выкупную цену).

Возмещение убытков осуществляется за счет

средств соответствующих бюджетов, в пользу кото-

рых изымаются земельные участки.

Размер убытков определяется по соглашению сто-

рон и рассчитывается в соответствии с методиче-

скими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной

службой земельного кадастра России по согласова-

нию с Министерством экономического развития и тор-

говли РФ и Министерством имущественных отноше-

ний РФ.

Споры, связанные с определением размера убыт-

ков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных земле-

пользователям и землевладельцам изъятием земель-

ных участков для государственных или муниципальных

нужд, осуществляется в соответствии с гражданским

законодательством.

При определении размера убытков, причиненных

арендаторам земельных участков изъятием земель-

ных участков для государственных или муниципаль-

ных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы

земельных участков несут в связи с досрочным пре-

кращением своих обязательств перед третьими ли-

цами, в том числе упущенная выгода, арендная пла-

та, уплаченная по договору аренды за период после

изъятия земельного участка, а также стоимость пра-

ва на заключение договора аренды земельного участка

в случае его заключения на торгах.

Формы платы за землю

ЗК РФ устанавливает принцип платности использо-

вания земли, в соответствии с которым любое исполь-

зование земли осуществляется за плату, за исключе-

нием случаев, установленных федеральными законами

и законами субъектов РФ.

Правовую основу расчета платы за землю составляют

нормативные правовые акты, а также ведомственные

методические указания и разъяснения. К ним относятся

Закон РФ от 11 октября 1991 г. ≪О плате за зем-

лю≫ (с изм. от 23 декабря 2003 г.), указы Президента РФ,

постановления Правительства РФ, а также норма-

тивные акты органов законодательной и исполнительной

власти субъектов РФ, положения которых находят даль-

нейшее развитие в методических указаниях и разъясне-

ниях ведомств по вопросам платного природопользова-

ния. Среди последних наиболее важное место занимает

Инструкция Министерства РФ по налогам и сбо-

рам от 21 февраля 2000 г. № 56 ≪По применению

Закона РФ "О плате за землю"≫.

Объектами налогообложения являются земельные

участки, части земельных участков и земельные доли

при общей долевой собственности, предоставленные

юридическим лицам и гражданам в собственность,

владение и пользование.

Законодательство устанавливает две формы платы

за землю: земельный налог, который впоследствии

должен быть заменен налогом на недвижимость,

и арендную плату.

Цели взимания платы за землю заключаются в сти-

мулировании рационального использования, охраны

и освоения земель, повышения плодородия почв.

Наряду с этим применение такого инструмента, как

плата за землю, должно обеспечить выравнивание

социально-экономических условий хозяйствования на

землях разного качества, развитие инфраструктуры

в населенных пунктах, формирование специальных

фондов для финансирования этих мероприятий.

Одним из принципов регулирования платы за исполь-

зование земель является отсутствие зависимости

определения размера земельного налога от эконо-

мических результатов использования земель. Размер

земельного налога не зависит от результатов хозяй-

ственной деятельности собственников земли, земле-

владельцев, землепользователей и устанавливается

в виде стабильных платежей за единицу земельной

площади в расчете на год.

Арендная плата взимается за земли, которые пере-

даны в аренду. Комплекс вопросов, связанных с взи-

манием арендной платы за пользование землями,

которые находятся в федеральной собственности,

собственности субъектов Федерации или муниципаль-

ной собственности, регулируется соответственно

Правительством РФ, органами исполнительной вла-

сти субъекта Федерации или органами местного са-

моуправления.

Уплата земельного налога и арендной платы является

обязанностью организаций, в том числе иностранных

юридических лиц, независимо от их организационно-пра-

вовых форм и форм собственности, а также граждан РФ,

иностранных граждан и лиц без гражданства, которые

используют землю на титулах права собственности, по-

жизненного наследуемого владения, пользования или

аренды на территории России, за исключением категорий

лиц, указанных в ст. 12 Закона РФ ≪О плате за землю≫.

Земельный налог

Земельный налог отнесен к местным налогам.

В будущем возможен переход к региональному налогу

на недвижимость, как предусмотрено в ст. 14 Налого-

вого кодекса РФ. При введении в действие налога на

недвижимость прекращается действие земельного

налога на территории соответствующего субъекта РФ.

Налог - обязательный безусловный платеж, взи-

маемый государством с собственников, владельцев

и пользователей земли, и эти лица не вправе изме-

нить размер такого платежа, который идет в бюджет.

Таким образом, размер земельного налога не зави-

сит от результатов хозяйственной деятельности соб-

ственников земли, землевладельцев, землепользова-

телей и устанавливается в виде стабильных платежей

за единицу земельной площади в расчете на год. Став-

ки земельного налога пересматриваются в связи

с изменениями не зависящих от пользователя земли

условий хозяйствования (инфляция, финансовая ре-

форма и т. п.). Льготы по налогу могут быть установ-

лены только в законе.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от

уплаты земельного налога, при передаче ими земель-

ных участков в аренду (пользование) взимается зе-

мельный налог с площади, переданной в аренду

(пользование).

В случае возникновения в течение года у платель-

щиков права на льготу по земельному налогу они

освобождаются от уплаты этого налога начиная с того

месяца, в котором возникло такое право, даже если

оно возникло у них по истечении последнего срока

уплаты налога.

В случаях перехода в течение года права собствен-

ности, права пожизненно наследуемого владения или

права постоянного (бессрочного) пользования земель-

V ными участками от одного плательщика к другому зе-

мельный налог исчисляется и предъявляется к уплате

прежнему собственнику земли, землевладельцу, зем-

лепользователю с 1 января этого года до месяца, в ко-

тором он утратил право на земельный участок (вклю-

чая этот месяц), а новому - начиная с месяца,

следующего за месяцем возникновения права на зе-

мельный участок. С 1997 по 2003 г. проводится экспе-

римент по налогообложению недвижимости в городах

Великом Новгороде и Твери на основании Федераль-

ного закона от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ ≪О проведении

эксперимента по налогообложению недвижимости в го-

родах Великом Новгороде и Твери≫. Объектами нало-

гообложения служат земельные участки (в том числе

земельные участки лесного фонда), здания, сооруже-

ния и иное недвижимое имущество. Налоговая база

налога на недвижимость исчисляется исходя из оцен-

ки рыночной стоимости объектов недвижимости.

С момента введения налога на недвижимость юридиче-

ские и физические лица, являющиеся плательщиками

налога на недвижимость, освобождаются поэтапно от

уплаты налога на имущество предприятий, налога на иму-

щество физических лиц, за исключением налога на транс-

портные средства, предусмотренного Законом РФ ≪О на-

логах на имущество физических лиц≫, и земельного

налога в городах Великом Новгороде и Твери. Порядок

перевода отдельных категорий юридических и физичес-

ких лиц на уплату налога на недвижимость и замеще-

ния им указанных налогов на территориях городов Ве-

ликого Новгорода и Твери определяется решениями

представительных органов местного самоуправления

этих городов.

Арендная плата

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...