Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Изъятие земельного участка - один из правовых инструментов, дающий возможность органам государ- ственного управления земельными ресурсами при- нудительно отчуждать земельные участки для исполь- зования их в публичных интересах. ЗК РФ признает необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Законодатель указывает на исключительность такого рода случаев, устанавливая их закрытый перечень. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Указанные решения принимаются: 1)федеральными органами исполнительной власти; 2) органами исполнительной власти субъектов Феде- рации. Органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участ- ков для муниципальных нужд, поэтому при необходи- мости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обра- щаться в государственный орган исполнительной вла- сти субъекта РФ с просьбой о принятии соответствую- щего решения. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъя- тию и предоставлению земельных участков. Изъятие земельных участков с целью их последую- щего предоставления для строительства проходит две стадии: 1)стадию предварительного согласования ме- ста размещения объекта; 2) стадию непосредственного изъятия земель- ного участка.__ На стадии предварительного согласования обяза- тельное участие принимают собственники земельных
участков. В случае несогласия собственника земель- ного участка с решением о предварительном согла- совании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться в суд. Одна из важных гарантий прав собственника зе- мельного участка - письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии. Решение государственного органа об изъятии зе- мельного участка для государственных или муници- пальных нужд подлежит государственной регистра- ции в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Основное условие, при котором допускается изъятие участка как у собственников, так и у землепользовате- лей и арендаторов, - это предварительное и равно- ценное возмещение. Выкупная цена при изъятии зе- мельного участка у собственника для государственных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением с собственником участка. Второй сторо- ной соглашения должен быть орган, осуществляющий от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образова- ний право собственности на землю, ибо при изъятии земельных участков для государственных или муници- пальных нужд у их собственников они переходят соот- ветственно в федеральную, региональную либо в му- ниципальную собственность. В выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижи- мого имущества, а также все иные убытки.__
Убытки - расходы, которые лицо, чье право нару- шено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или по- вреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы
его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки - это деньги (в той или иной форме), которые: 1)уже потрачены; 2) еще будут потрачены; 3)уже не будут получены. В случае изъятия земельного участка для государ- ственных и муниципальных нужд согласно ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются: 1) рыночная стоимость земельного участка и находя- щегося на нем недвижимого имущества; 2)все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он не- сет в связи с досрочным прекращением своих обя- зательств перед третьими лицами, в том числе упу- щенную выгоду. Порядок возмещения убытков данным лицам, при- чиненных изъятием или временным занятием земель- ных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила возмеще- ния собственникам земельных участков, землеполь- V зователям, землевладельцам и арендаторам земель-__ ных участков убытков, причиненных изъятием или вре- менным занятием земельных участков, ограничени- ем прав собственников земельных участков, земле- пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества зе- мель в результате деятельности других лиц Согласно вышеуказанным правилам убытки, при- чиненные собственнику изъятием земельного участ- ка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену). Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, в пользу кото- рых изымаются земельные участки. Размер убытков определяется по соглашению сто- рон и рассчитывается в соответствии с методиче- скими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласова- нию с Министерством экономического развития и тор- говли РФ и Министерством имущественных отноше- ний РФ. Споры, связанные с определением размера убыт- ков, рассматриваются в судебном порядке. Определение размера убытков, причиненных земле- пользователям и землевладельцам изъятием земель- ных участков для государственных или муниципальных
нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земель- ных участков для государственных или муниципаль- ных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным пре- кращением своих обязательств перед третьими ли- цами, в том числе упущенная выгода, арендная пла- та, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость пра- ва на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах. Формы платы за землю ЗК РФ устанавливает принцип платности использо- вания земли, в соответствии с которым любое исполь- зование земли осуществляется за плату, за исключе- нием случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним относятся Закон РФ от 11 октября 1991 г. ≪О плате за зем- лю≫ (с изм. от 23 декабря 2003 г.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также норма- тивные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, положения которых находят даль- нейшее развитие в методических указаниях и разъясне- ниях ведомств по вопросам платного природопользова- ния. Среди последних наиболее важное место занимает Инструкция Министерства РФ по налогам и сбо- рам от 21 февраля 2000 г. № 56 ≪По применению Закона РФ "О плате за землю"≫. Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. Законодательство устанавливает две формы платы за землю: земельный налог, который впоследствии должен быть заменен налогом на недвижимость, и арендную плату. Цели взимания платы за землю заключаются в сти-
мулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Наряду с этим применение такого инструмента, как плата за землю, должно обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования этих мероприятий. Одним из принципов регулирования платы за исполь- зование земель является отсутствие зависимости определения размера земельного налога от эконо- мических результатов использования земель. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяй- ственной деятельности собственников земли, земле- владельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Арендная плата взимается за земли, которые пере- даны в аренду. Комплекс вопросов, связанных с взи- манием арендной платы за пользование землями, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации или муниципаль- ной собственности, регулируется соответственно Правительством РФ, органами исполнительной вла- сти субъекта Федерации или органами местного са- моуправления. Уплата земельного налога и арендной платы является обязанностью организаций, в том числе иностранных юридических лиц, независимо от их организационно-пра- вовых форм и форм собственности, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые используют землю на титулах права собственности, по- жизненного наследуемого владения, пользования или аренды на территории России, за исключением категорий лиц, указанных в ст. 12 Закона РФ ≪О плате за землю≫. Земельный налог Земельный налог отнесен к местным налогам. В будущем возможен переход к региональному налогу на недвижимость, как предусмотрено в ст. 14 Налого- вого кодекса РФ. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие земельного налога на территории соответствующего субъекта РФ. Налог - обязательный безусловный платеж, взи- маемый государством с собственников, владельцев и пользователей земли, и эти лица не вправе изме- нить размер такого платежа, который идет в бюджет. Таким образом, размер земельного налога не зави- сит от результатов хозяйственной деятельности соб- ственников земли, землевладельцев, землепользова- телей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Став- ки земельного налога пересматриваются в связи
с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования (инфляция, финансовая ре- форма и т. п.). Льготы по налогу могут быть установ- лены только в законе. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земель- ных участков в аренду (пользование) взимается зе- мельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). В случае возникновения в течение года у платель- щиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло такое право, даже если оно возникло у них по истечении последнего срока уплаты налога. В случаях перехода в течение года права собствен- ности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земель- V ными участками от одного плательщика к другому зе- мельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, зем- лепользователю с 1 января этого года до месяца, в ко- тором он утратил право на земельный участок (вклю- чая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на зе- мельный участок. С 1997 по 2003 г. проводится экспе- римент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери на основании Федераль- ного закона от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ ≪О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в го- родах Великом Новгороде и Твери≫. Объектами нало- гообложения служат земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооруже- ния и иное недвижимое имущество. Налоговая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оцен- ки рыночной стоимости объектов недвижимости. С момента введения налога на недвижимость юридиче- ские и физические лица, являющиеся плательщиками налога на недвижимость, освобождаются поэтапно от уплаты налога на имущество предприятий, налога на иму- щество физических лиц, за исключением налога на транс- портные средства, предусмотренного Законом РФ ≪О на- логах на имущество физических лиц≫, и земельного налога в городах Великом Новгороде и Твери. Порядок перевода отдельных категорий юридических и физичес- ких лиц на уплату налога на недвижимость и замеще- ния им указанных налогов на территориях городов Ве- ликого Новгорода и Твери определяется решениями представительных органов местного самоуправления этих городов. Арендная плата
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|