Ответственность за земельные правонарушения
Юридическая ответственность - это правовой институт, представляющий собой совокупность юриди- ческих норм о разрешенных и поддерживаемых госу- дарством способах и мерах принудительного и небла- гоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них за- коном обязанностей либо договорных обязательств, либо нарушают установленный законодательством пра- вопорядок. Характерными признаками юридической ответ- ственности являются следующие: 1) юридическая ответственность является одной из форм государственного принуждения. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирова- на законом, имеет свои правовые рамки; 2) она состоит из двух аспектов: норм материального и норм процессуального права, причем процессуаль- ное право лишь регулирует порядок и условия возложения, применения юридической ответствен- ности за правонарушения; 3) юридическая ответственность есть правовая обя- занность претерпевания мер государственного принуждения. Этот признак указывает на то общее и главное, что свойственно всем видам юридиче- ской ответственности; 4) юридическая ответственность выражает состояние, при котором правонарушитель претерпевает небла- гоприятные последствия личного или имуществен- ного характера; 5) юридическая ответственность тесно связана с санк- цией правовой нормы и в этом качестве предста- \у ет как принудительно исполняемая обязанность,__ возникшая в связи с правонарушением и реализуе- мая в конкретном правоотношении. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений
правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на кото- рого возлагается обязанность претерпевать соответ- ствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Субъектами юридической ответственности яв- ляются правонарушители. Но государство предъявля- ет различные требования к ним. Так, субъектом такого вида юридической ответственности, как уголовная, может быть лицо, достигшее возраста 14 лет. Возраст наступления административной ответственности со- ставляет 1 б лет. Субъектами административной ответ- ственности как одного из видов юридической ответ- ственности могут быть не только граждане, достигшие 14-летнего возраста и вменяемые, но и юридические лица. По законодательству РФ субъектами преступле- ний могут быть только физические лица. Основанием для юридической ответственности яв- ляется земельное правонарушение. Состав пра- вонарушения - это фактическое основание для от- ветственности, а норма права - правовое. Законодательством закреплены следующие основ- ные формы ответственности: 1)дисциплинарная; 2) административная; 3)уголовная; 4) гражданско-правовая; 5) земельно-правовая. Каждая из форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: 1) дисциплинарного проступка; 2) административного проступка; 3)уголовного преступления; 4) гражданско-правового преступления; 5) земельно-правового нарушения.
Законодательством закреплены следующие формы Ответственности. Дисциплинарная ответственность за соверше- ние земельных правонарушений предусмотрена в ст. 75 ЗК РФ. В ней речь идет о двух видах земельных правона- рушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуа- тацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель
химическими и радиоактивными веществами, производ- ственными отходами и сточными водами. Субъектами дисциплинарного проступка выступают должностные лица и работники организаций. Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ порядок привлечения к дисциплинарной ответственно- сти определяется трудовым законодательством, зако- нодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответ- ственности глав администраций, федеральными зако- нами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Основанием административной ответственно- сти является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонаруше- ний, при совершении которых применяются меры ад- министративной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Виды земельных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к административной ответственно- сти, закреплены Кодексом об административных правонарушениях РФ 2001 г. Уголовная ответственность к виновным применя- ется за совершение земельного правонарушения, яв- ляющегося общественно опасным деянием, или ≪зе- мельного≫ преступления. В ст. 254 УК РФ предусмотрена V ответственность за порчу земли, в ст. 170 - за регист-__ рацию незаконных сделок с землей. Санкции уголовного и административного права применяются за земельные правонарушения на альтернативной основе, меры от- ветственности других отраслей права могут быть при- менены одновременно за одно и то же правонарушение. Поэтому согласно п. 2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Отношения, возникающие при причинении вре- да земельными правонарушениями, регулиру- ются ст. 76 ЗК РФ. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причи- ненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В п. 2 ст. 75 ЗК РФ предусмотре-
на обязанность лица, привлеченного к уголовной или административной ответственности за совер- шение земельного правонарушения, возместить причиненный нарушением вред. ЗК РФ предусматривает основания прекращения прав на земельные участки - права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизнен- ного наследуемого владения, аренды (ст. 44-55 ЗК РФ). При этом принудительное прекращение права по- стоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды предусмотрено ЗК РФ как санкция за земельное правонарушение (спе- циальная земельная ответственность.__ УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как: 1) порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной дея- тельности вследствие нарушения правил обраще- ния с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, ис- пользовании и транспортировке, повлекшие при- чинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бед- ствия или в зоне чрезвычайной экологической си- туации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступ- лениями, так как посягают на общественные отно- шения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения. Объективная сторона преступления - отравле- ние, загрязнение, иная порча земли вредными про- дуктами хозяйственной или иной деятельности вслед- ствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и ины- ми опасными химическими или биологическими ве- ществами при их хранении, использовании и транс- портировке. Субъект преступления - лицо, достигшее возра- ста 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобре- ниями, стимуляторами роста растений, ядохимика- тами и иными опасными химическими или биологи-
ческими веществами;__ 2) регистрация незаконных сделок с землей. Статья 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного зе- мельного кадастра, а равно и умышленное заниже- ние размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтере- сованности должностным лицом с использованием своего служебного положения. Общественная опасность - совершение преступ- ления способствует необоснованной концентрации зе- мельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельс- кохозяй- ственных угодий, а также к возможному на- рушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства. Статья предусматривает три самостоятельных со- става преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, т. е. наличие специаль- ного субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступление признается оконченным с момента совершения любого из рассмотренных выше деяний. Субъективная сторона - прямой умысел, при котором субъект осознает противоправность своих действий и желает их осуществить. Обязательным признаком субъективной стороны преступления явля- ется мотив - корыстная или личная заинтересован- ность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|