Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за земельные правонарушения




Юридическая ответственность - это правовой

институт, представляющий собой совокупность юриди-

ческих норм о разрешенных и поддерживаемых госу-

дарством способах и мерах принудительного и небла-

гоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются

от добровольного исполнения возложенных на них за-

коном обязанностей либо договорных обязательств,

либо нарушают установленный законодательством пра-

вопорядок.

Характерными признаками юридической ответ-

ственности являются следующие:

1) юридическая ответственность является одной из

форм государственного принуждения. Характерная

особенность такого принуждения заключается в том,

что сама эта деятельность строго регламентирова-

на законом, имеет свои правовые рамки;

2) она состоит из двух аспектов: норм материального

и норм процессуального права, причем процессуаль-

ное право лишь регулирует порядок и условия

возложения, применения юридической ответствен-

ности за правонарушения;

3) юридическая ответственность есть правовая обя-

занность претерпевания мер государственного

принуждения. Этот признак указывает на то общее

и главное, что свойственно всем видам юридиче-

ской ответственности;

4) юридическая ответственность выражает состояние,

при котором правонарушитель претерпевает небла-

гоприятные последствия личного или имуществен-

ного характера;

5) юридическая ответственность тесно связана с санк-

цией правовой нормы и в этом качестве предста-

ет как принудительно исполняемая обязанность,__

возникшая в связи с правонарушением и реализуе-

мая в конкретном правоотношении.

Таким образом, юридическая ответственность

представляет собой возникшее из правонарушений

правовое отношение между государством в лице его

специальных органов и правонарушителем, на кото-

рого возлагается обязанность претерпевать соответ-

ствующие лишения и неблагоприятные последствия

за совершенное правонарушение.

Субъектами юридической ответственности яв-

ляются правонарушители. Но государство предъявля-

ет различные требования к ним. Так, субъектом такого

вида юридической ответственности, как уголовная,

может быть лицо, достигшее возраста 14 лет. Возраст

наступления административной ответственности со-

ставляет 1 б лет. Субъектами административной ответ-

ственности как одного из видов юридической ответ-

ственности могут быть не только граждане, достигшие

14-летнего возраста и вменяемые, но и юридические

лица. По законодательству РФ субъектами преступле-

ний могут быть только физические лица.

Основанием для юридической ответственности яв-

ляется земельное правонарушение. Состав пра-

вонарушения - это фактическое основание для от-

ветственности, а норма права - правовое.

Законодательством закреплены следующие основ-

ные формы ответственности:

1)дисциплинарная;

2) административная;

3)уголовная;

4) гражданско-правовая;

5) земельно-правовая.

Каждая из форм ответственности применяется за

совершение соответствующего правонарушения:

1) дисциплинарного проступка;

2) административного проступка;

3)уголовного преступления;

4) гражданско-правового преступления;

5) земельно-правового нарушения.

 

Законодательством закреплены следующие формы

Ответственности.

Дисциплинарная ответственность за соверше-

ние земельных правонарушений предусмотрена в ст. 75

ЗК РФ. В ней речь идет о двух видах земельных правона-

рушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуа-

тацию объектов, оказывающих негативное (вредное)

воздействие на состояние земель, и загрязнение земель

химическими и радиоактивными веществами, производ-

ственными отходами и сточными водами. Субъектами

дисциплинарного проступка выступают должностные лица

и работники организаций. Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ

порядок привлечения к дисциплинарной ответственно-

сти определяется трудовым законодательством, зако-

нодательством о государственной и муниципальной

службе, законодательством о дисциплинарной ответ-

ственности глав администраций, федеральными зако-

нами и иными нормативными правовыми актами РФ,

законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов РФ.

Основанием административной ответственно-

сти является административное правонарушение

(проступок). Субъектами земельных правонаруше-

ний, при совершении которых применяются меры ад-

министративной ответственности, могут быть граждане,

должностные лица и юридические лица. Виды земельных

правонарушений, за совершение которых виновные

привлекаются к административной ответственно-

сти, закреплены Кодексом об административных

правонарушениях РФ 2001 г.

Уголовная ответственность к виновным применя-

ется за совершение земельного правонарушения, яв-

ляющегося общественно опасным деянием, или ≪зе-

мельного≫ преступления. В ст. 254 УК РФ предусмотрена

V ответственность за порчу земли, в ст. 170 - за регист-__

рацию незаконных сделок с землей. Санкции уголовного

и административного права применяются за земельные

правонарушения на альтернативной основе, меры от-

ветственности других отраслей права могут быть при-

менены одновременно за одно и то же правонарушение.

Поэтому согласно п. 2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица,

виновного в совершении земельных правонарушений,

к уголовной или административной ответственности не

освобождает его от обязанности устранить допущенные

земельные правонарушения и возместить причиненный

ими вред.

Отношения, возникающие при причинении вре-

да земельными правонарушениями, регулиру-

ются ст. 76 ЗК РФ. Юридические лица, граждане

обязаны возместить в полном объеме вред, причи-

ненный в результате совершения ими земельных

правонарушений. В п. 2 ст. 75 ЗК РФ предусмотре-

на обязанность лица, привлеченного к уголовной

или административной ответственности за совер-

шение земельного правонарушения, возместить

причиненный нарушением вред.

ЗК РФ предусматривает основания прекращения

прав на земельные участки - права собственности,

постоянного (бессрочного) пользования, пожизнен-

ного наследуемого владения, аренды (ст. 44-55 ЗК РФ).

При этом принудительное прекращение права по-

стоянного (бессрочного) пользования, пожизненного

наследуемого владения, аренды предусмотрено ЗК РФ

как санкция за земельное правонарушение (спе-

циальная земельная ответственность.__

УК РФ включает в перечень преступлений такие

нарушения земельного законодательства, как:

1) порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ

отравление, загрязнение или иная порча земли

вредными продуктами хозяйственной или иной дея-

тельности вследствие нарушения правил обраще-

ния с удобрениями, стимуляторами роста растений,

ядохимикатами и иными опасными химическими

и биологическими веществами при их хранении, ис-

пользовании и транспортировке, повлекшие при-

чинение вреда здоровью человека или окружающей

среде, совершенные в зоне экологического бед-

ствия или в зоне чрезвычайной экологической си-

туации, а также повлекшие по неосторожности

смерть человека, признаются уголовными преступ-

лениями, так как посягают на общественные отно-

шения по поводу обеспечения сохранности земли

от загрязнения.

Объективная сторона преступления - отравле-

ние, загрязнение, иная порча земли вредными про-

дуктами хозяйственной или иной деятельности вслед-

ствие нарушения правил обращения с удобрениями,

стимуляторами роста растений, ядохимикатами и ины-

ми опасными химическими или биологическими ве-

ществами при их хранении, использовании и транс-

портировке.

Субъект преступления - лицо, достигшее возра-

ста 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную

деятельность, связанную с обращением с удобре-

ниями, стимуляторами роста растений, ядохимика-

тами и иными опасными химическими или биологи-

ческими веществами;__

2) регистрация незаконных сделок с землей.

Статья 170 УК РФ устанавливает ответственность за

регистрацию заведомо незаконных сделок с землей,

искажение учетных данных Государственного зе-

мельного кадастра, а равно и умышленное заниже-

ние размеров платежей за землю, если эти деяния

совершены из корыстной или иной личной заинтере-

сованности должностным лицом с использованием

своего служебного положения.

Общественная опасность - совершение преступ-

ления способствует необоснованной концентрации зе-

мельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет

к нерациональному использованию ценных сельс-

кохозяй- ственных угодий, а также к возможному на-

рушению законных прав и интересов собственников

и иных владельцев земельных участков. Кроме того,

в результате совершения данного преступления (при

занижении размеров платы за землю) причиняется

вред финансовым интересам государства.

Статья предусматривает три самостоятельных со-

става преступления, имеющих общие признаки, но

различающихся по объективной стороне. Общими

признаками составов преступления являются: их

совершение должностным лицом, т. е. наличие специаль-

ного субъекта; прямой умысел, корыстная или иная

личная заинтересованность; использование своего

служебного положения.

Преступление признается оконченным с момента

совершения любого из рассмотренных выше деяний.

Субъективная сторона - прямой умысел, при

котором субъект осознает противоправность своих

действий и желает их осуществить. Обязательным

признаком субъективной стороны преступления явля-

ется мотив - корыстная или личная заинтересован-

ность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...