Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача философии: предельно мощными мазками обозначить мир и повернуть человека к самому себе. Познай себя, и ты познаешь мир.




Задача философии: предельно мощными мазками обозначить мир и повернуть человека к самому себе. Познай себя, и ты познаешь мир.

Наш выдающийся философ Владимир Бибихин в работе «Язык философии» говорит, что вообще-то надо переводить слово «философия» не как «любовь к мудрости», а как «любящая мудрость». И надо переводить точнее: не «познай себя, и ты познаешь мира», а «узнай себя, и ты узнаешь мир». То есть – ты уже есть, но глаза тебе «залепили» предметы, ты знаешь себя в каких-то частных формах, и интерпретируешь себя в этих частных формах. И чтобы преодолеть эти частности, надо их обозначить какими-то мощными философскими мазками, но не более того, чтобы не потерять главной нити этого движения человека к себе.

Поскольку мы рассыпаемся в персональных идентичностях, современный человек вообще дезориентирован в этой системе многообразнейшего мира, и найти путь к себе ему невероятно сложно. Так вот, в этой связи возникает Идея: мир предметен, бытие человека предметно, но человек живет не только горизонтально,  но и вертикально. И задача философии – показать человеку эту вертикаль его бытия. То есть найти такой философский, мыслительный механизм, который бы выявлял энергию любви в самом обычном мире, к самым обычным жизненным вещам, и закачивал бы ее в точку любви как таковой. Это значит собирать горизонтальные потоки любви в вертикаль. И, по существу, речь здесь идет о смене акцента с того, что мы любим, на то, что мы любим (курсивом в первом случае – что, во втором случае – любим). А если это же сформулировать по Кантовски, то утверждение получит форму вопроса: как возможен любящий человек? И если решится, хотя бы теоретически, вопрос о том, как возможен любящий человек, решится в принципе судьба человечества.

Изучению целостного и любящего человека посвящен курс философии.

Философия – это фиксация отношений «человек – мир»

Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и мифологические представления о мире, философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Определим философию как систему знания о мире, самосознание общества, отражение мира в рационально-понятийной форме, теоретическое ядро мировоззрения его высший уровень, система основополагающих идей, обобщение достижений науки, искусства, религии, нравственной жизни общества.

Философский способ рассмотрения этих вопросов отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство, а главное на суверенность сознания человека - главного субъекта философствования. Как отмечал философ В. С. Соловьев, «философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания».

Философское знание интегративно по сути, поскольку философия исследует Универсум, т. е. то, что в каждой вещи универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. М. М. Бахтин характеризовал философию как «метаязык всех наук (всех видов познания и сознания).

В философском знании слиты две парадигмы - научная (стремление к познанию объективной истины, открытость для критики всех полученных результатов) и ценностная - постулирование целей для деятельности, исходных оснований мировоззрения, которые не могут быть опровергнуты или подтверждены чисто логическими аргументами. Не обладая точностью математических истин или чувственной подтверждаемости физических истин, философия в поиске целостности мира имеет определенную логику исследования.

Структура философского знания (основные области философии)

Разнообразие философских школ и стремление философии к осознанию своих собственных предпосылок является условием ее развития. В процессе этого развития изменяется структура философского знания. Вначале философия выступала единым и нерасчлененным теоретически знанием о мире, но затем от нее стали отделяться конкретные науки.

Одновременно уточнялась собственно философская проблематика, и внутри философии формировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания, составляющие структуру философии – разделы.

Философское исследование начинается с онтологии (учения о бытии, его формах, способах и уровнях) и антропологии (учения о человеке), развивается через гносеологию (учение о познании) и далее через социальную философию. Так, если вы хотите понять, что есть мир и каково ваше место в нем, то вы попытаетесь первым делом ответить на вопрос: « Откуда появилось все то, что существует »? Это онтологический вопрос. В зависимости от ответа на этот и другие вопросы, связанные с предельными основаниями бытия, вы будете строить теорию. Если вы хотите обосновать принципы поведения или практическую философию, то должны определить общие принципы устройства социума, которые опираются на предельные основания бытия, задаваясь вопросом о том, а откуда мы вообще можем что-либо знать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...