Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Так, структура философского знания включает в себя важнейшие разделы: онтологию, гносеологию и социальную философию.




Так, структура философского знания включает в себя важнейшие разделы: онтологию, гносеологию и социальную философию.

Онтология изучает бытие (первоначала и первопричины сущего). Вопросы о соотношении бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия - существующее в возможности и существующее в действительности. Конкретизация вопросов: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается материя, сознание, пространство, время, движение, системность как формы бытия и др.

Гносеология изучает природу познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория - истина, а главная проблема гносеологии — можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? Вопросы: Что является источником наших знаний о мире, и каким методом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими познавательными способностями обладает человек?

Социальная философия изучает общие законы и ценности общественного бытия и социального познания. Проблемы: природа общества, его специфика, стадии и движущие силы истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Компоненты социальной философии:

Философская антропология - учение о сущности человека, смысле жизни.

Аксиология - учение о ценностях (материальных, социальных и духовных)

Этика - учение о законах и принципах нравственности, морали

Эстетика - исследует эстетические ценности (красота) и искусство

Логика - учение о законах и формах человеческого мышления

Философия истории - изучает взгляды на общество как процесс развития

Философия науки – обобщает достижения науки, изучает ее принципы (позитивизм)

Философия культуры - изучает проблемы культуры, творчества.

История философии - часть содержания самой философии, ее история.

Категории и методы философии

Чтобы постигать взаимоотношения между человеком и миром на уровне всеобщего, философия сформировала метод познания, адекватный предмету - абстрактное теоретическое мышление (умозрение), его специфика: использование в познании предельныхобобщенных понятий (категорий)

Категории философии: бытие, материя, движение; пространство и время; сознание, сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; всеобщая связь и взаимодействие; закономерность и закон; единичное, общее и особенное; человек и смысл жизни; добро и зло; часть и целое, форма и содержание; система и структура; возможность, действительность и вероятность; количество и качество, мера; прогресс и регресс; свобода и необходимость и др.

Методы философии

1. Диалектика - вещи и явления окружающей действительности рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

2. Метафизика - противоположна диалектике, здесь объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений и развития), однозначно (поиск абсолютной истины);

3. Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

4. Феноменология - метод философского исследования, его требованиями являются:

а) воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за рамки «чистого» (т. е. субъективного) опыта;

б) рассмотрение самого субъекта познания не как реального социального и психофизиологического существа, а как «чистого» сознания;

5. Синергетика - изучение предметов окружающего мира, как элементов эволюционирующих и самоорганизующихся систем открытого типа с нелинейными обратными связями.

Философия - особая форма мировоззрения

Мировоззрение– 1) обобщенная система взглядов человека на мир, на самого себя и основанная на этих взглядах позиция по отношению к миру; 2) способ духовного освоения мира через взаимоотношение; совокупность ценностных ориентаций, верований, идеалов и убеждений (научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических). Знание о мире в целом лежит в основе жизненной позиции, только если оно превращается в убеждение человека в его истинности. Таким образом, мировоззрение не является продуктом деятельности одного лишь мышления, каким бы логичным оно ни было, оно — результат жизненного опыта, занятой в жизни позиции. По определению В. Дильтея, мировоззрение — это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни. Структура мировоззрения: ценностные ориентации, верования, идеалы, убеждения, т. е. картина мира и оценка жизни. В структуре мировоззрения четыре компонента: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический.

Четыре составляющие в структуре мировоззрения (Спиркин А. Г. ):

Ценностные ориентации Система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу, определяющую помыслы, поступки, взаимоотношения. Определить стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину - значит узнать о нем сущностное, после чего становятся понятными его помыслы, поведение, поступки. Ценностные ориентации складываются в раннем детстве.
Верования Вера - феномен сознания огромной жизненной значимости: человек не может жить без веры, поскольку разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры -сверхсознательное чувство, ощущение, внутреннее «ясновидение», свойственное каждому человеку. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто доказать не сможет, в это можно только верить.
Идеалы Идеал - путеводная звезда, без которой нет твердого направления в жизни. Люди решаются на самые грандиозные дела, если впереди им сверкает путеводной звездой идеал. Идеалы - это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где всё «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (эпоха Возрождения). Истинное в идеалах сохраняется в мировоззрении и реализуется в жизни, а неистинное отбрасывается.
Убеждения Твердая система взглядов в сфере сознания, подсознания, интуиции, чувств Убеждение - субъективно наиболее ценная часть мнений человека, стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без убеждений не является личностью. Идейная убежденность позволяет человеку при смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения.

В онтогенезе (развитие индивида в течение жизни) мировоззрение формируется поэтапно: 1 этап - чувственное постижение мира – это мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание – реализуемое в повседневности (быту), мифологии, религии, искусстве. 2 этап - понятийное постижение – это миросозерцание, миропонимание – реализуемое в науке и философии.

Формы (типы) мировоззрения присущие к аждому этапу постижения мира:

Форма Характеристика формы мировоззрения
Повседневность (бытовая форма) Бытовая форма мировоззрения наиболее распространена и доступна каждому человеку. Это опора на собственный опыт и опыт родителей. Бытовой подход к познанию мира дает элементарные сведения о природе, людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д., но полученные на этой базе знания носят хаотический, разрозненный характер, представляя собой набор сведений. Но значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать; здравый смысл оказывается нередко проницательнее, чем ум ученого или философа. Основанное на здравом смысле и обыденном сознании знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей и их взаимоотношений между собой.
Мифология Мифология - древнейшая форма мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из мира природы, поэтому природа не отражается в нем как нечто особенное. Предмет отражения - первобытная община, функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практическийхарактер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, сплоченности, от которой зависит степень выживаемости. Главная мифологическая установка - максимальное подчинение жизни индивида интересам сплочения. Черты мифологического мировоззрения: Синкретизм - слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира - искусства, религии, морали. Это слитность коллективного и индивидуального начала в общественной жизни, невыделенность поведения и сознания человека из всего потока родовой жизни. Представление о слитности, нерасчлененности мира природы и мира людей. В первобытном мышлении синкретизм – это цельное восприятие мира, при котором индивид не выделяет себя ни из общины, ни из природы вообще. Антропоморфизм (гр. anthropos - человек и morphe - форма, вид) - мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого такие объекты уподобляются человеку, становятся «человекоподобными». Социоморфизм – наделение общественными и человеческими свойствами предметов и явлений природы, небесных тел, животных, мифических существ. Уподобление системы взаимоотношений между мифологическими существами, вещами, процессами и явлениями обществу, системе отношений между людьми.
Религия Религиозное мировоззрение опирается на традиции, внутренний опыт верующих, авторитет священных книг. Познание происходит в рамках следования нравственно-этическим нормативам. Это построение картины мира на основе веры в сверхъестественные силы, которыми объясняется всё происходящее в мире. Границу между нею и мифологическим сознанием определить трудно. Г. Гегель в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». Имея общие черты (наряду с ритуалом, миф является частью религиозного культа, выступая в виде культового текста), у мифологии и религии есть и различия: 1) если миф явился на определенном этапе развития общества универсальной и единственной формой общественного сознания, то религия возникла на основе образования специализированных групп священнослужителей (жрецов), создающих религиозную идеологию; 2) миф регулирует отношения между индивидами посредством запретов и регламентации, религия воздействует на духовный мир опосредованно с помощью веры, которая определяет мировоззрение, центрирует его; 3) в мифологии мир един, в религии он расщепляется: возникает священный мир (сакральный) и мирской (профанический); 4) мифологический бог - основатель рода, тотем не сразу становится человекоподобным, а в религии Бог антропоморфен; 5) мифологические боги не знают морали и иного закона, кроме закона «своей природы», а Бог религии имеет нравственную окраску.
Искусство Художественная форма мировоззрения - построение картины мира на основе саморефлексии, пропускание реальности через собственную душу и построение на основе этого целостных художественных образов; в основе художественного, мифологического, религиозного и бытового подходов к познанию лежит стремление к ликвидации неопределенности за счет построения непротиворечивой - на уровне самого субъекта - картины мира, зачастую в ущерб истине.
Наука Научная форма мировоззрения строит модель реальности, максимально приближенную к истине, даже если абсолютная истина недостижима. От других областей познания наука отличается целью - ориентация на постижение истинного знания, стремление достижения истины в определенной сфере жизнедеятельности. Понимание в науке (особенно в естествознании) ориентировано на извлечение из построенных текстов некоторого профанного, объективного и вневременного смысла: а) ученый верит, что в его языке зафиксирована информация об объективной реальности, не зависимая от его сознания; б) он старается рассуждать об этой реальности беспристрастно, незаинтересованно, отвлекаясь от своей причастности к ней; в) ученые верят в объективную истину, в принципиальную познаваемость своих объектов.
Философия Философское мировоззрение интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук (искусств, религии, повседневности) и, синтезируя их, создает общее, целостное представление об объекте. О чем бы ни рассуждал философ, его идеи касаются самого общего, существенного, глубокого, ценного и важного. Философское знание носит предельно общий, теоретический характер. Оно содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук, но является субъективным, т. к. несет отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Каков человек, такова его философия. В философии источник всех смыслов мыслится предельно абстрактно, антиномично, условно и эмоционально-нейтрально. Его могут обозначать по-разному: символами «Нус» (Анаксагор) «Логос» (Гераклит), «идея Блага» (Платон), «Абсолютный Дух» (Гегель), «поток сознания» (Джемс), «космическое сознание» (Ф. Бекк), «единое информационное поле» (М. Марков), «торсионное поле» (Г. И. Шипов). Высказывания о безусловной реальности, предлагаемые классиками философии, ориентированы на элиту общества и недостаточно интерсубъективны. Черты философского мировоззрения: опора на опыт, научное оправдание, стремление к общезначимости, проверка обоснованности утверждений. Даже иррационалистическая философия – это системное, рационализированное мировоззрение, призывающее к свободной проверке принимаемых за истину оснований. Философия - теоретическое отношение к миру, поэтому она сознательно отбирает представления для построения картины мира на основе логических и гносеологических критериев. Ценность познания – вершина в иерархии ценностей философского мировоззрения. Поэтому в философии не исключена ситуация, когда философ выступает против своих собственных результатов. Первая критика теории идей принадлежит ее автору — Платону. И. Кант критического периода пересматривает присущие ему в докритический период догматические основоположения. Философ направлен на поиск всеобщего в системе отношений человека и мира и всегда пытается выразить результаты этого поиска в понятийной форме, даже если обнаруживает, что мир не имеет разумного содержания. Так, иррационалитическая философия жизни противопоставила смысловому центру классической философии - понятию «бытие» - новое понятие «жизнь», но не отказалась от понятийной формы выражения. Так, особенность философского мировоззрения: объединение научно-теоретического и духовно-практического способов деятельности. После мифологии и религии философия в истории человечества третья интегральная форма мировоззрения, отличающаяся рациональностью, системностью, логичностью, доказательностью, теоретической оформленностью и методологичностью. Философское мировоззрение рефлексивно (самоанализ, размышления о своем месте в мире); характерен язык понятий, категорий, деятельное отношение к миру, свобода мысли.

Так, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - система основополагающих идей в составе мировоззрения, его теоретическое ядро.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...