Философское мышление. Философское мышление – это выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих явлений. «Смысловой фильтр» отбора информации, характерный для философии, выражается в трех чертах философского мышления: рефл
Философское мышление Философское знание уже Сократом и Платоном противопоставлялось знанию, ограниченному познанием действительности. Если научное знание описывает и объясняет область того, что есть, то философское знание охватывает также и область того, что должно быть - область ценностей, смысла и целей человеческого существования. Больше всего философия интересуется тем, что меньше всего занимает науку, — связью данных явлений действительности с общим и целым, пониманием жизненного смысла и значения тех явлений, которые в отдельности изучаются различными науками. Философские понятия, сравнительно с научными понятиями, при большем их объеме, неизбежно беднее содержанием. Так как они призваны быть орудием познания при разрешении проблем более обширных, чем научные проблемы, — проблем предельных оснований бытия и познания. В чем особенность философского подхода к явлениям действительности? Можно ли говорить о философском мышлении как особом складе ума, а не только о философии как профессиональном занятии? Уже в античной философии проводилось различие между философией как наукой (Аристотель) и философией как любовью к мудрости (Платон) - особого рода духовной деятельностью, проясняющей многосложность мира, и занятия которой предполагают наличие нравственных качеств и умственных добродетелей. Философское мышление – это выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих явлений. «Смысловой фильтр» отбора информации, характерный для философии, выражается в трех чертах философского мышления: рефлексивности, целостности и критичности. 1. Рефлексивность - стремление к предельной осознанности своих действий, т. е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой. И начинается рефлексия с детского удивления перед миром и загадками его устройства " Почему это так? Для чего? А как это происходит? " Великое удивление, из которого рождается дух философствования, — это падение власти частностей и отвлеченности, когда человеку впервые открывается перспектива бесконечности целого, возможность устремиться к его пониманию, а значит, познать не только умом, но и открыть многое чувству и воле.
По определению Тейяра де Шардена, рефлексия — это «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением — способностью уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь ». Рефлексия не во всех случаях приводит к подлинно философскому мышлению, поводом для нее могут быть ложные, надуманные проблемы. Например, соответствие идей, гипотез неким нерушимым постулатам, сформулированным в другое время, в других условиях. Например, средневековая схоластика, всерьез обсуждавшая вопрос о том, сколько дьяволов может поместиться на острие ножа. Однако, без рефлексии философского мышления не бывает. 2. Целостность философского мышления означаетнаправленность на объединение многообразия человеческой жизни — личной, социальной, познавательной — через выявление их связи. Подходить к миру с точки зрения целостности не означает все знать об этом мире. Целостность явления — это не сумма его свойств, которые можно было бы выделять до бесконечности. Философски мыслящий человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества, познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии.
3. Критичность как черта философского мышления - способность оценивать и обновлять основания своей деятельности в меняющемся мире. Философское мышление – это умение задавать новые вопросы миру и себе. В философии нет запрета на критику, запрета на сомнение. Согласно Б. Расселу: «философию надо изучать не за определенность ответов на ее вопросы, но скорее за сами эти вопросы, ибо эти вопросы расширяют наше представление о том, что, возможно, обогащают наше интеллектуальное воображение и уменьшают догматическую уверенность, мешающую разуму заняться спекулятивным творчеством». Какие это вопросы: Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и материя? Подчинен ли дух материи или нет? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь нам присущей склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокую оценку, или же к добру нужно стремиться, если даже оно человеку несет гибель? Основной вопрос философии В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и философского знания. Философы редко считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный Поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума, а А. Камю считал основным философским вопросом вопрос о самоубийстве, т. е. вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? В современном мире самоопределение философии еще более многообразно. Возможно ли охватить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней понимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском ответа на этот вопрос занимается методология историко-философского исследования как часть истории философии.
В марксизме в основу рассмотрения историко-философского процесса положены два принципа — принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего принципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886). Энгельс писал: « Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию ». Этот вопрос разделен Энгельсом на два подвопроса: « что является первичным или какова сущность мира? » и «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? » Ответ на первый подвопрос - основание для разделения всех философских учений на два направления - материализм (признает первичность бытия, природы) и идеализм (признает первичность мышления, духа). Ответ на второй подвопрос - гносеологический - позволяет выделить две позиции - гносеологический оптимизм (утвердительный ответ) и агностицизм (оспаривает возможность достоверного познания сущности мира). Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба материализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в связи с развитием общества, науки, религии. Так, Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии вопрос - о соотношении материального и духовного, или мышления и бытия, или сознания и материи. В этом вопросе 2 аспекта:
Из схемы следует: структура основного вопроса философии отражает структуру философии, которая предстает как развернутая теория основного вопроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|