Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии




С точки зрения К. Ясперса, на протяжении тысячелетий человечество ориентировалось в мире, опираясь на религиозно-мифологические представления, а философия возникает одновременно в трех независимых друг от друга регионах - Китае, Индии и Греции в «осевое время» - VIII-II вв. до н. э. Центром этой оси является V в. до н. э. - период, когда в Китае жили Лао-цзы и Конфуций и возникли все направления китайской философии (конфуцианство, даосизм, моизм и др. ), в Индии - Будда, в Греции - Гомер, Архимед, Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, и др, в Иране - Заратустра, в Палестине – все пророки. В это время происходит интеллектуальный поворот, повлекший за собой формирование исторически первой теоретической формы познания – философии. Осуществляется переориентация общества на интенсивное развитие интеллекта ( абстрактного мышления ), который становится главным авторитетом в жизни человека и социума. Именно духовные процессы в 1 тыс. до н. э. (800-200 г. до н. э. ) позволили К. Ясперсу назвать это время осевой эпохой. Это поворот в истории, период радикальных изменений в обществе. Новизна «Осевого времени» в этих культурах в том, что «человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы, он ставит перед собой высшие цели... Все это происходило посредством рефлексии, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление».

Началась борьба рационально проверенного опыта против мифа (Логоса против мифа), впервые появились философы. Человек не просто теперь внутренне противопоставляет себя миру, но и открывает в себе истоки и опору, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. В осевое время произошло открытие того, что позже названо разумом и личностью. Философы претендует на роль наставников и учителей политической и социальной жизни.

Духовному скачку человечества соответствовало социальное устройство - множество мелких государств, городов, их общение способствовало интенсивному духовному движению - философы странствовали, основывали школы. Но конкретный тип социального устройства, статус научного знания, развитые формы мифологии различались в этих трех регионах, что определило своеобразие и различия древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.

Человеческое существование в качестве истории становится предметом размышлений. Люди ощущают близость катастрофы, стремятся помочь пониманием, воспитанием, введением реформ. Это было время созидания и уничтожения могущественных империй: в Китае (Цинь Ши-Хуанди) в Индии (династия Маурья), на Западе (эллинистические государства и Римская империя). Но возникшее в осевое время духовное напряжение с той поры не переставало оказывать воздействие на людей, придавая их деятельности новое значение.

Особую роль в этом процессе играла технологическая революция середины I тыс. до н. э. - переход от бронзы к железу - изменение технологий; рост производительности труда; разделение труда; развитие товаро-денежных отношений. Эти процессы способствовали развитию обобщенного, отвлеченного абстрактного мышления, которое выражается в формах понятий, суждений и умозаключений, и ставшего способом формирования новой формы мировоззрения – философии.

Два этапа развития философии:

1-й этап (от времени возникновения философии, с конца VII в. до н. э. до XVI в. ) Философия (метафизика) - синкретичная совокупность знаний, полученных при помощи разума - включала элементы математики, астрономии и физики, географии, биологии, медицины. Впервые классификацию научного знания осуществил Платон, затем Аристотель выделил 3 класса наук (теоретические, практические, творческие), высшим знанием считал метафизику (философию) - самое важное, совершенное знание, которому подвластно постижение не доступных для чувственного опыта тайн мира. Метафизика - высшая теоретическая наука, ей подчинялись все остальные отрасли познания, призванные собирать эмпирический материал.
2-й этап (сXVI в. по наст. время) Аристотелевскую умозрительную физику, подчинявшуюся метафизике, вытеснило экспериментально-математическое естествознание, ядром которого являлась механика. У философии формировался свой предмет и способы его познания.

3. Исторические типы философствования: Классификация, типологизация философских направлений, течений по разным основаниям: географический признак (западная и восточная философия); национальный (греческая, индийская, китайская, немецкая, русская); религиозный (языческая, христианская, арабо-мусульманская); культурно-исторические эпохи (Древние Индия, Китай, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение); мировоззренческий признак (что лежит в центре мировоззрения эпохи) – здесь можно выделить четыре этапа философствования: - космоцентризм (сквозь призму мира природы и космоса рассмотрение всех явлений, процессов окружающей действительности) свойственен ранней греческой философии (натурфилософы) проблемы о сущности мира, природы, космоса. В XIX-XX в. это русские космисты (Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский) - человек - часть космоса, его энергии, разума.

- теоцентризм - Средневековье – в центре Бог, творец, а все остальное его творение. Августин Аврелий - христианский теолог, философ - учение о Боге как абсолютном бытии, где Бог - генетическое начало всего сущего творит мир из ничего и поддерживает порядок в мире.

- антропоцентризм – в центре человек. В Античной философии софист Протагор: «Человек мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». В эпоху Возрождения и Нового времени не бог является творцом, а человек присваивает себе право творца, исследователя, естествоиспытателя, что связано с научной революцией. Л. Фейербах: «Человек - единственный универсальный и высший предмет в философии. Не Бог сотворил человека, а человек создал Бога по образцу и подобию своему» - поворотный пункт истории.

- социоцентризм – в центре социум, общество, его законы развития. По- Марксу сущность человека - совокупность общественных отношений. Жизнь приобретает смысл через участие в коммунистическом движении, направленном на создание общественного строя, в котором свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...